Морские войны. Иран вновь атакует танкеры в заливе
Несколько суден пострадали от действий иранского режима в районе, через который проходит пятая часть нефти.
Иран вновь решил поиграть мускулами в Персидском заливе, чем вызвал новый дипломатический скандал на фоне затянувшихся переговоров с западными странами о возвращении Тегерана к соблюдению договоренностей ядерной сделки.
В последние дни в Аравийском море произошло несколько нападений на танкеры, в которых мировое сообщество обвиняет Иран. В Тегеране свою причастность отрицают, но подобное уже происходило. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Иран совершил серьезную ошибку
29 июля неизвестные беспилотники-камикадзе атаковали нефтяной танкер MT Mercer Street у побережья Омана в Аравийском море. Судно принадлежит японской фирме, однако его эксплуатацию осуществляет израильская судоходная компания Zodiac Maritime.
В результате атаки на судно погибли сотрудник частной охранной компании и член экипажа - подданный Великобритании и гражданин Румынии. 2 августа послов Ирана вызвали в министерства иностранных дел этих стран, чтобы высказать претензии за удары дронов.
Mercer Street стал пятым связанным с израильскими компаниями судном, атакованным с начала года. И практически всегда Израиль возлагал ответственность за это на Иран.
Лондон призвал иранские власти "немедленно прекратить действия, подрывающие международную безопасность, и гарантировать свободу навигации кораблей в соответствии с международным правом".
"Нападение было преднамеренным и, соответственно, координировалось Ираном, Румыния запрашивает незамедлительные объяснения со стороны иранских властей", - заявили в свою очередь в Бухаресте.
Вероятно Британия и Румыния потребуют созыва Совбеза ООН для обсуждения ответственности Ирана за инцидент, в котором погибли люди.
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет говорит, что о причастности Тегерана свидетельствуют данные разведки и призывает международное сообщество дать Ирану понять, "что он совершил серьезную ошибку".
Госсекретарь США Энтони Блинкен также заявил о причастности Ирана к произошедшему.
В ответ на атаку специальные подразделения вооруженных сил Великобритании прибыли в регион Оманского залива. Об этом 3 августа сообщил британский телеканал Sky News. Газета Daily Mirror уточнила, что эти подразделения могут быть использованы для удара по виновным в нападении на танкер.
В ночь на 4 августа в этом регионе по меньшей мере шесть суден у берегов Объединенных Арабских Эмиратов передали предупреждение о том, что потеряли контроль над управлением при невыясненных обстоятельствах.
"Если они находятся поблизости друг от друга и в одном и том же месте, то такое случается крайне редко. Не могут все суда одновременно лишиться двигателей и способности управления", - прокомментировал ситуацию Ранджит Раджа, эксперт по нефти и судоходству компании Refinitiv.
Кроме того, у берегов ОАЭ в Оманском заливе вооруженными людьми был захвачен танкер Asphalt Princess. Судно принадлежит зарегистрированной в Дубае компании Prime Tankers LLC и ходит под панамским флагом. Компания также владеет танкером MT Riah, который в июле 2019 года задержала иранская береговая охрана.
Авторитетное британское издание Lloyds List Maritime Intelligence сообщило, что судну было приказано идти в Иран. Согласно порталу MarineTraffic.com, представляющему данные спутникового слежения за судами, утром 4 августа танкер медленно двигался в сторону иранских вод у порта Джаск.
Однако вскоре британская организация по координации морских торговых перевозок сообщила, что захватчики покинули судно и оно находится в безопасности. ВМС Британии отметили, что "инцидент исчерпан".
Достоверных данных о том, кто именно может быть причастен к нападению, нет. Однако британская газета Times сообщает со ссылкой на источники в правительстве Британии, что власти "исходят из того, что на борт судна поднялись иранские военные или связанные с ними группы".
Белый дом заявил, что сообщения о захвате судна вызывают серьезную озабоченность. Официальный представитель Госдепа США Нед Прайс, комментируя инциденты с Asphalt Princess и другими судами в Оманском заливе, заявил журналистам, что "еще слишком рано делать заключение" о событиях.
При этом, говоря о нападении на Mercer Street, Прайс отметил: "Мы наблюдаем очень тревожную картину воинственности со стороны Ирана, в том числе в морской сфере".
В Тегеране сообщения о связи с нападениями на танкеры называют ложными. Представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде призвал все стороны сохранять бдительность в отношении противоречивых публикаций о безопасности на море в регионе.
Хатибзаде написал в Twitter, что Тегеран подтверждает твердую приверженность региональной стабильности и безопасности на море и готов оказать помощь в случае любых морских аварий.
Он также заявил, что Израилю "следует прекратить безосновательные обвинения".
Отметим, что за последний год Тегеран обвинил Израиль как минимум в двух морских инцидентах - организации теракта на иранском судне Shahr e Kord у побережья Сирии в марте и апрельской атаке в Красном море на судно Saviz, которое в зарубежных экспертных центрах называли передовой базой Корпуса стражей исламской революции.
В марте Wall Street Journal писала, что с конца 2019 года Израиль нанес удары по меньшей мере по дюжине судов, направлявшихся в Сирию и перевозивших в основном иранскую нефть. Однако до сих пор морская война обходилась без жертв.
Напомним, что в 2019 и 2020 годах напряжение в Персидском заливе нарастало столь сильно, что открытая война между США и Ираном казалась неизбежной. Подробно в материале Космические войска США у Ирана.
Сегодняшние инциденты беспокоят международное сообщество, в том числе, и из-за затягиванием Тегераном переговоров в Вене по возвращению к ядерной сделке, условия которой Иран перестал выполнять после выхода из нее США и возвращения жестких американских санкций против иранской экономики.
С приходом Джо Байдена на пост президента США начались переговоры о возвращении к ядерной сделке. В конце июля Блинкен призвал Иран поторопиться в принятии решения, поскольку "переговоры не могут длиться вечно".
Новый, уже седьмой по счету раунд переговоров намечен после инаугурации нового иранского президента, которая состоится 5 августа. Точная дата неизвестна. Аналитики называют 15 или 20 августа, сентябрь и даже октябрь.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet