Банковский сектор несмотря на войну выжил
Большинство украинских банков нашли способ справиться с рисками, порожденными войной с Россией. Это подтверждает рейтинг надежности.
Начато РФ полномасштабное вторжение в Украину на долгое время парализовало украинскую экономику и были риски того, что банковская система не справится и произойдет банкопад, подобный тому, который мы уже увидели в 2014-2015 г.г. Однако, как свидетельствует новый рейтинг надежности банков, этого не произошло.
Больше доверия к крупным банкам
Финансовый портал Mind составил рейтинг жизнеспособности банков по итогам первого полугодия 2022 г. Выводы, к которым пришли аналитики, в целом утешительны: украинский банковский сектор смог подстроиться под новые условия и выжить. Пока не было массового банкопада, больших всплесков неплатежей, а большинство банков смогли переформировать бизнес-модели под новые реалии.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, считает, что банковская система в Украине уже давно работает лучше, чем в ЕС. Сегодня даже в условиях войны банки демонстрируют стрессоустойчивость. Всегда есть проблемы в любом бизнесе и у банков они тоже есть, но они научились их решать и, несмотря на войну, проводят платежи своим клиентам.
В целом, по мнению эксперта, нет больших рисков для банковской системы. Есть такой хороший показатель Н2 – адекватность регулятивного капитала. Если этот показатель меньше 10%,это плохо, но он у нас больше 17% и это говорит о том, что все нормально.
Однако выжить удалось не всем. За полгода количество участников рейтинга уменьшилось на 7 банков – до 31. Из рейтинга исключен неплатежеспособный Мегабанк и ликвидированы российские Проминвестбанк и Сбербанк. Из-за падения рыночной доли из рейтинга исключены также Дойче банк ДБУ, Кристалбанк, Банк Инвестиций и сбережений, Радабанк и РВС Банк.
Самые высокие оценки получили крупные учреждения, входящие в иностранные банковские группы или поддерживаемые западными государствами: Райффайзен банк, Укрсиббанк и Сити банк.
Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение именно крупным банкам, а не мелким, малоизвестным финансовым учреждениям, последним можно доверять в исключительных случаях, когда это оправдано отраслевой спецификой, наличием деловых связей или привлечением средств в бизнес.
Самым успешным по-прежнему остается ПриватБанк, за первое полугодие заработавший более 6,2 млрд грн, что составляет 63% чистой прибыли всех прибыльных банков.
Наиболее убыточными стали три государственных банка: Сбербанк, Укргазбанк и Укрэксимбанк.
Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что еще в начале 2022 г. были проведены стресс-тесты, из которых стало известно, что некоторые банки в кризисном состоянии. Среди них были и Укргазбанк и Укрэксимбанк. Это означает, что банки уже к началу текущего года нуждались в дополнительном капитале. Капитализация этих банков была увеличена так, что банки продолжают двигаться к дефолту.
Доходы падают
Тем не менее, несмотря на то, что коллапса банковской отрасли не произошло, проблемы у финансовых учреждений есть. Украинские банки теряют прибыль. По данным НБУ, чистый убыток платежеспособных банков по состоянию на 1 июля достигал 4,6 млрд грн, а количество убыточных банков превысило два десятка.
Однако банки не перестали совсем зарабатывать деньги. По данным Mind прибыль они получают из разных источников. Речь идет о чистом процентном доходе, который банковский сектор получает благодаря вложениям в депозитные сертификаты НБУ. Вторым источником доходов является постепенное восстановление объема ежедневных (кассовых, карточных и т.п.) операций. Третьим - в шесть раз возросшая прибыль от операций по купле-продаже валют, что позволило банкам нарастить операционные доходы. В настоящее время большинство банков сохраняет операционную прибыль – заработок от профильной деятельности.
М. Орыщак говорит, что получение операционной прибыли банками стало возможным в тот момент, когда устанавливать курс валют позволили самим банковским структурам. Продажа валюты стала прибыльной, но при этом не разгоняла девальвацию. При том что официально курс продажи доллара стабильно держался на уровне 29,15, а затем на уровне 36,6 банки могли увеличивать разницу между покупкой и продажей в обменных пунктах.
Кредиты и депозиты
Ситуация с депозитами и кредитами тоже далека от идеала.
Большинство депозитной базы банков составляют средства к по требованию. Это деньги, которые клиенты могут потребовать вернуть в любой момент, что усложняет для банков планирование выдачи кредитов и создает риски оттока ресурсов, если среди вкладчиков возникнет паника.
М. Орыщак объясняет нежелание населения открывать депозиты тем, что у людей нет значительных денежных накоплений, и недоверием к финансовым учреждениям, ведь при падении банковского сектора они могут остаться без средств к существованию вовсе. Поэтому размещая депозиты даже на условиях "по требованию", люди идут на риск, но это одна из немногих возможностей перекрыть инфляцию в стране. Не спешит класть деньги на депозит не только население, но и бизнес, потому что они нужны ему для поддержки текущей деятельности. Не способствует росту депозитов и тот факт, что ставки остаются на низком уровне. Вероятно, частично деньги хранят дома, поскольку уровень доверия к банковскому сектору снижается.
В то же время А. Охрименко говорит, что хорошим сигналом от банков является то, что депозиты людям возвращают, нет массовых невозвратов и паники на этот счет.
В кредитовании также наблюдается застой. За полгода валовой объем выданных кредитов физлицам сократился на 3%, кредитный портфель юрлиц уменьшился на 0,2%.
М. Орыщак говорит, что вопрос кредитования является болезненным для сектора, поскольку обычно это и есть “еда” банков, это то, за счет чего они существуют. Но сейчас, когда есть риск разрушений движимого и недвижимого имущества, бизнес останавливает работу, люди заняты на войне и получают освобождение от выплат по кредитам – риск выдавать ссуды слишком велик. Потенциал возврата средств сводится к 10%.
В свою очередь А. Охрименко признает, что есть проблемы с кредитами, но во многом, по его мнению, они связаны с тем, что часть территории Украины оккупирована.
Тем не менее, по мнению аналитиков Mind, кредитный риск остается главной угрозой для банковского сектора в 2022 г. Эксперты опасаются накопления проблемной задолженности во втором полугодии и резкого всплеска неплатежей по кредитам. Прежде всего, это касается корпоративных заемщиков, доля которых в общем кредитном портфеле банков достигает 74%.
Виктория Хаджирадева