Не "спецоперация", а война: зачем России отказ от стратегии замалчивания
В РФ стартовало тестирование идеи о смене названия захватнической российской "спецоперации" на "войну". Те, кто первыми в Кремле кричал об СВО, теперь пытаются называть вещи своими именами.
Нарушители тотального запрета
Развязав полномасштабную и агрессивную войну с Украиной, Россия с самого начала прикрывалась специально выдуманными символами, клише и лозунгами. В основном это было рассчитано на затуманенные пропагандой мозги местного потребителя: ведь вконец коррумпированная и в результате этого слабая "вторая армия мира" не могла потерпеть поражений в какой-то там провинциальной Украине от теробороны и "нациков".
Так разгром россиян под Киевом и сдача острова Змеиный оказались "жестом доброй воли", а великий харьковский драп "доблестных российских витязей" - простой перегруппировкой. Не называют в России и войну войной.
Еще в начале марта российская Госдума приняла законопроект, которым в уголовный кодекс была введена новая статья (207.3 УК РФ). В соответствии с ней за распространение недостоверных сведений о действиях вооруженных сил России виновным грозит до трех лет колонии. Если же фейк распространен в составе организованной группы или сопровождался подделкой доказательств, максимальный срок наказания вырастает до 10 лет колонии. Если распространение недостоверной информации повлекло тяжкие последствия, виновным грозит уже до 15 лет колонии.
Скрутить руки и упечь в тюрьму могут теперь за малое - за рукописный плакатик, цитату из кинофильма, репост в соцсети, да даже за выход на улицу с чистым белым листком бумаги, бывало и такое. Как сообщает правозащитный проект ОВД-Инфо, с момента начала вторжения России в Украину уголовные дела за антивоенную позицию завели в отношении 224 россиян. Наибольшее количество этих уголовных дел заведено по статье о "фейках" о российской армии – всего 90. Больше всего антивоенных уголовных дел возбудили в Москве и Санкт-Петербурге - 53 и 36 соответственно.
"Начав 24 февраля полномасштабную войну с Украиной, они запретили само слово "война". Вначале была "специальная военная операция", а тех, кто говорил иначе, до сих пор штрафуют или даже сажают. Теперь пропагандисты вообще придумали СВО. Ничто так не лишает слова смысла, как аббревиатуры", - отметил в колонке для DW кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе Иван Преображенский.
Однако недавно случилось невероятное: лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступая на заседании в Госдуме 13 сентября, назвал СВО "войной" и призвал ко всеобщей мобилизации в России.
"Чем специальная военная операция отличается от войны? Военную операцию вы можете прекратить в любой момент. Войну вы прекратить не можете, она заканчивается либо победой, либо поражением. Я вас подвожу к мысли, что идет война, и проиграть ее мы не имеем права. Сейчас не паниковать. Нужна полная мобилизация страны, нужны совсем другие законы", - приводит слова Зюганова интернет-издание Sota.
Позднее в пресс-службе КПРФ прокомментировали заявления Зюганова - мол, он говорил в первую очередь о мобилизации экономики, политической системы и ресурсов России перед лицом нависшей угрозы.
"Некие группы занимаются откровенными провокациями, как те, кто распространил данную новость, скажу больше, таких вообще казнить надо", - "человеколюбиво" подчеркнул пресс-секретарь КПРФ Александр Ющенко.
Тем временем в России продолжают возбуждать уголовные дела по статьям о "фейках" и "дисредитации" армии. Так, 8 июля муниципальному депутату Красносельского района Москвы Алексею Горинову дали семь лет колонии общего режима по статье о военных "фейках". По версии следствия, политик во время заседания Совета депутатов допустил ряд высказываний, "содержащих не соответствующие действительности данные о ВС РФ" - в частности, назвал "специальную военную операцию" в Украине "войной" и говорил о гибели украинских детей.
Зачем называть вещи своими именами?
Почему же Зюганов и другие депутатские сошки поменьше не боятся попасть в лапы российской Фемиды? По словам И. Преображенского, после харьковского бегства россиян многие убежденные сторонники войны с Украиной до победного конца начали требовать проведения в РФ мобилизации: как экономической и политической, так и, безусловно, военной.
"Их в России, может, и не так уж много, зато они очень голосисты. И к ним начали присоединяться "мейнстримные" спикеры, вроде лидера КПРФ Геннадия Зюганова", - пишет он.
Как полагает юрист и правозащитник Марк Фейгин, все сторонники переименования СВО "являются поборниками пропагандисткой машины и не от своего имени выступают".
"Зюганов ведь кто? Это обычная кремлевская "шестерка", которая выполняет все, что ей скажут, - отметил он в телеэфире. – Ни у кого нет более продажной идеологи, чем у коммунистов. Эти готовы вертеть в любую сторону. А Зюганов – опытная проститутка. Поэтому я думаю, что он выполняет заказ: сейчас эти настроения бродят и надо, чтобы их озвучивали. Чтобы протестировать общество - как население отнесется. Известно, что подавляющее большинство воевать лично не хочет. Нет социологии в России, но думаю, 80% никуда не пойдет. Идет "пробивка" на разных уровнях, там еще какой-то Шеремет из Госдумы тоже заявил, что единственное спасение - это объявление мобилизации. Но война-то наемническая, а эти, мобилизованные, задарма пойдут. Это - совершено другая игра, пока только пропагандистская и социологическая".
По словам М. Фейгина, единственная причина большой осторожности Кремля в этом вопросе - опасения, что народ взбунтуется при смене СВО на "войну" и мобилизации, последующей за этим.
"Однако устами Пескова Кремль одернул их (пропагандистов – ред.). "Тема всеобщей мобилизации в Кремле не обсуждается", - сообщил президентский пресс-секретарь. И посоветовал зарвавшимся пропагандистам насилия не бежать впереди президента и не комментировать войну в рамках закона, то есть, не пытаться сорвать кремлевскую завесу лжи и сказать россиянам, что идет настоящая война, в которой, как говорили в эти дни многие радикалы, страна или победит, или погибнет", - добавил И. Преображенский.
При этом аналитики Института изучения войны (ISW) констатируют: после удачного контрнаступления ВСУ власти России усиливают скрытую мобилизацию для войны в Украине. В частности, глава Чечни Рамзан Кадыров призвал все субъекты федерации начать "самомобилизацию" и не ждать, когда Кремль объявит военное положение.
Кроме того, как отмечают в ISW, поражение в Харьковской области побудило Кремль объявить общероссийскую вербовку. Власти РФ, вероятно, отказались от своих усилий защищать отдельные субъекты федерации от вербовки, что может усилить социальное напряжение.
Ирина Носальская