Украину ждет рекордный дефицит бюджета
Чем грозит нехватка денег стране, за счет чего будем латать бюджетные дыры и как выплачивать долги в условиях войны.
Дефицит государственного бюджета на следующий прогнозируется на уровне 38 млрд. долл. Это рекордная цифра для Украины. Нашей стране нужно внешнее финансирование для покрытия дефицита, при этом наш долг достигнет размеров ВВП.
Колоссальный дефицит
“Дефицит государственного бюджета в 2023 г. прогнозируется на уровне 38 млрд долл. Я постоянно веду переговоры с коллегами из разных стран-партнеров, министрами финансов относительно предоставления Украине внешнего финансирования для обеспечения первоочередных расходов государственного бюджета”, - отметил Министр финансов Сергей Марченко.
Он подчеркнул, что в этих сложных условиях полномасштабной агрессии РФ против Украины крайне необходимо сохранить экономическую устойчивость Украины.
В то же время новый глава НБУ Андрей Пышный назвал такую же сумму. Он заявил, что общая потребность в финансировании в 2023 г. составит 38 млрд долл. и отметил, что привлечение средств – это общее дело для всех правительственных организаций.
О колоссальном дефиците и необходимости получить помощь от западных партнеров говорит и президент Украины Владимир Зеленский.
“Для Украины это неподъемная сумма – 38 млрд дол. дефицита. Это зарплаты учителей, врачей, социальные выплаты, пенсии – существенные средства. Но наше объединение достаточно мощное, чтобы реализовать и такую задачу. Этот потенциал есть, в частности, благодаря МВФ и другим финансовым институтам. Наш диалог продолжается, и я верю, что он будет развиваться от абстрактных цифр до конкретики, конкретных финансов с конкретными источниками”, - отметил президент.
Каждая вторая гривна не заработана
Этот и следующий год для украинской экономики – это целый ряд антирекордов.
Алексей Кущ, экономический эксперт говорит, что у нас зафиксирован абсолютный исторический антирекорд по падению ВВП в этом году. Экономика по прогнозам просядет на 35%. Это сравнимо только с 90-ми годами, которые сопровождались структурной трансформацией плановой экономики в рыночную. Если начинать с середины 90-х, когда закончился переход к рыночной экономике, то сейчас у нас рекордное падение. Даже во время мирового кризиса 2008 г. и войны на Донбассе в 2014 г. глубина падения была значительно меньше.
По дефициту бюджета мы тоже установили абсолютный антирекорд, потому что он превышает 1 трлн грн.
К тому же следует учитывать, что дефицит бюджета, который фиксирует Минфин - это не реальное положение вещей, а лишь бухгалтерский учет. По методологии бюджетной классификации бесплатные гранты, которые дают западные партнеры и некоторые виды долгосрочных кредитов, например, от МВФ могут включаться в доходы бюджета, таким образом, получается, что бухгалтерский дефицит бюджета значительно ниже и именно его показывают отчеты Минфина. А если говорить о реальной ситуации, то у нас каждая вторая гривна не заработана. Это не налоговые, не фискальные средства, это либо эмиссионный источник, либо источник, привлеченный от западных партнеров. Такой ситуации у нас никогда не было.
Государственный долг стремительно растет
Высокий дефицит бюджета и его финансирование в основном за счет заимствований приводят к стремительному наращиванию государственного долга Украины. Предельный размер госдолга, согласно проекту бюджета, достигнет рекордных 6,4 трлн. грн. и даже превысит ВВП страны. В международной практике угрожающим уровнем государственного долга считаются значения более 60% ВВП.
По мнению А. Куща, это очень опасная ситуация для украинской экономики. По его словам, соотношением долга к ВВП – это еще один антирекорд Украины. Нам критически важно было списать долг, нужно было вести переговоры с кредиторами, опираясь на форс-мажор, на то, что у нас война. Требовалось достичь трех позиций: списания 50% долга, реструктуризации оставшейся суммы на 15-20 лет и снижения государственного обслуживания долга до 2-3%. Но мы этого не сделали.
Нас ожидает катастрофическое соотношение долга ВВП к концу года на уровне 100%. Это состояние предбанкротства государства. Государство не сможет исполнять обязанности перед кредиторами, обслуживать долги ему будет не по силам.
Это последствия некачественной реструктуризации долга, проведенной Украиной. Та реструктуризация, которой добилось наше правительство – это мало. На два года пролонгировали уплату долгов, списания вообще нет. Проценты не выплачиваются, но продолжают начисляться. Непонятно, что хорошего у нас будет через два года, с точки зрения правительства, что мы сможем погашать кредиты.
Латать дыры будем за счет партнеров
Учитывая ситуацию, которая сложилась в экономике страны, вся надежда пока на то, что нам помогут западные партнеры.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что в таком положении вещей виновата война.
“Если бы не было войны, такого дефицита госбюджета не было бы. Сейчас за месяц на армию тратят столько, сколько раньше тратили за год. Так что без зарубежной помощи Украина не сможет воевать”, - говорит он.
В следующем году потребуется больше 1 трлн грн на армию, таких денег в госбюджете нет. Вся надежда на США и ЕС, что они дадут нам деньги на социальные расходы, тогда мы сможем заработать сами на оборону и защищать страну. Поднять доходы нам не из чего. Сейчас малый и средний бизнес освободили от налогов и платит только крупный бизнес, а этих денег мало.
В свою очередь экономист Андрей Блинов тоже считает, что сейчас стабильность украинской экономики зависит от внешнего финансирования.
“Дефицит бюджета, 1,5 трлн грн, при прописанном курсе – 35 млрд долл., это примерно по 3 млрд долл. на месяц. Опять-таки это тот факт, который сложился по итогам 2022 г. Единственное, что бы мы с вами не прописали, что бы не прописали депутаты, какой бы проект не принял Кабинет министров, все зависит от воли партнеров: как они будут договариваться, следовать своим обязательством”, – говорит А. Блинов.
Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины придерживается мнения, что партнеры нас не оставят в беде.
“Какими бы ни были расходы и дефицит бюджета, какими бы ни были потребности Украины в следующем году – все это будут нам покрывать наши партнеры, около полусотни стран мира, самых развитых и богатых. Они не раз на уровне высшего руководства – президентов, премьер-министров – подчеркивали, что будут поддерживать Украину столько, сколько это потребуется. Речь не только о военной помощи, но и финансово-экономических потребностях Украины”, - говорит А. Новак.
А. Кущ говорит, что для покрытия дефицита бюджета существует постоянная, ежемесячная международная помощь.
Нам нужно ежемесячно 3-4 млрд. дол. для того, чтобы финансировать социальные статьи расходов, полностью зависящие от международной помощи, так как все налоговые поступления идут на оборону.
“По итогу года мы получаем в общей сложности 30 млрд долл. в среднем такой пакет существовал в этом году и уже сформирован на следующий в размере 28 млрд. К тому же ЕС ежемесячно выделяет Украине по 1,5 млрд евро. Будут деньги и от других партнеров: США, Великобритании и других”, – говорит эксперт.
Есть надежда, что финансовая стабильность Украины благодаря помощи партнеров будет поддержана. Однако нам нужно думать, как будем жить после войны, чтобы не оказаться в долговой яме.
Виктория Хаджирадева