Сколько потеряла Украина из-за войны
Премьер-министр Денис Шмигаль подсчитал, что убытки, нанесенные экономике Украины в результате полномасштабного вторжения России превышают 700 млрд долл.
В Украине назвали новую цифру убытков, нанесенных Россией Украине в результате боевых действий. Когда, как и за чей счет будут восстанавливать нашу страну?
Вдвое больше, чем рассчитывали летом
Из-за атак на критическую инфраструктуру Украине нужна на восстановление вдвое большая сумма, чем по подсчетам, сделанным летом.
“Совместно со Всемирным банком планируем провести очередную верификацию потребностей Украины на скорейшее восстановление. Напомню, что имеем такую фиксацию на начало июня. Тогда цифра составляла 350 млрд долл. нанесенного ущерба. Учитывая последние атаки на нашу инфраструктуру, на сегодня эта сумма составляет более 700 млрд долл”, - заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
Он рассказал, что от российского вторжения больше всего пострадали гражданские территории и объекты. Он подчеркнул, что целями российских атак, помимо энергетической инфраструктуры, становятся химические и металлургические заводы, туристические объекты.
По его словам, в госбюджете на текущий год заложено 35,5 млрд грн для Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии.
“Это строительство и ремонт общественных зданий, объектов критической инфраструктуры, обеспечение жильем внутренне перемещенных лиц (ВПО). Также уже в ближайшее время рассчитываем начать восстановление за счет средств, конфискованных у российских банков - на спецсчете уже есть для этого 17 млрд грн. Первый приоритет - разрушенное жилье людей”, - сказал премьер-министр.
Относительно того, как формировалась эта цифра эксперты считают, что она приблизительная.
Так, Алексей Кущ, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина” говорит, что это пока ничем не подтвержденная цифра. Нет комплексной методики подсчетов. Убытки разные. Есть прямые - это разрушенные активы, прежде всего материальные потери - дома, предприятия, мосты, заводы, больницы, школы. Есть косвенные убытки, связанные с разрушением экономики. К ним относятся: потери от того, что большое количество украинцев вынуждены были стать беженцами, бросить свои дома, убытки от падения ВВП: (с 200 млрд в 2021 г. он упал до примерно 140 млрд долл. в 2022 г.), убытки от падения экономической активности бизнеса, инвестиций, ухудшения перспектив развития рынков сбыта.
Плюс Украина понесла расходы, связанные с военным сектором. Мы вынуждены огромные деньги тратить на войну. По мнению эксперта, для подсчета убытков нужен комплексный подход с учетом прямых материальных потерь, косвенных экономических убытков и военных расходов. По каждому из этих направлений требуется определенная методика оценки и определенный источник компенсации. Наши чиновники хотят все свалить в одну кучу и получить 700 млрд долл. от западных партнеров. Но это так не работает. Западным партнерам нужно давать четкие и понятные цифры, обязательно с распиской этих цифр по категориям, чтобы они понимали, на что тратиться в первую очередь, а что можно компенсировать по мере необходимости. Нужна простая дифференцированная методика, понятная западным партнерам.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра тоже считает, что названная премьер-министром цифра - это приблизительная сумма.
“Считают общие потери: от потери территорий, убытки от остановки крупных заводов, блокады портов и т.д и смотрят, сколько раньше они создавали ВВП. Но точную сумму можно будет назвать лишь после войны. Так или иначе она будет очень большой”, - говорит он.
За чей счет будут восстанавливать страну?
Несмотря на то, что война продолжается у нас уже размышляют над тем, как будут отстраивать страну.
Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что для Украины восстановление после войны и строительство разрушенных городов и районов может стать хорошим инвестиционным проектом.
Надежды возлагают на зарубежных инвесторов, украинских бизнесменов и средства из российских активов, замороженных как в Украине, так и за рубежом. Рассмотрим все эти варианты более подробно.
“Экономика несмотря на войну и все вызовы имеет высокую инвестиционную привлекательность, учитывая заинтересованность частного сектора. Восстановление начинается с инвестиций.”, - считает Д. Шмыгаль.
По его мнению, выиграет тот, кто начнет вкладывать в нашу страну первым.
Готовность вкладывать в восстановление Украины уже выражают за рубежом. Так, официальная представительница Еврокомиссии Ана Писонеро заявила о готовности Евросоюза играть ведущую роль в восстановлении инфраструктуры Украины.
“Европейский Союз полностью готов играть передовую роль, призвав к восстановлению Украины”, - сказала она.
В ЕС понимают, что долгосрочные потребности восстановления будут огромными. Однако, по словам А. Писонеро нужно уже сейчас координировать усилия всех участников: Европейского союза, государств-членов, европейских финансовых институтов, международных организаций. И частный сектор также будет приглашен.
“Нужно уже сегодня начинать планировать нашу работу. Это важно”, - заявила она.
Также недавно в Париже состоялся так называемый энергетический “Рамштайн”. По его результатам Украина привлекла около 1,5 млрд долл. для восстановления энергетической инфраструктуры.
Однако украинские эксперты говорят, что не надо полагаться только на помощь западных инвесторов.
“Пока рано думать о зарубежных инвесторах. Они будут, но вряд ли их средств хватит. Надо думать о своих бизнесменах. К сожалению, из-за войны денег у собственных предпринимателей не много.”, - говорит О. Охрименко.
В то же время надо заметить, что бизнес начинает понемногу приходить в себя после первых месяцев войны и адаптироваться к условиям военного времени. Об этом свидетельствует в частности индекс ожиданий деловой активности. На сегодня он составляет 42 пункта из 100 после провальных первых месяцев войны. Поэтому надежда на то, что украинские бизнесмены будут вкладываться в восстановление государства есть.
А. Кущ считает, что украинцам прежде всего нужно рассчитывать на внутренние источники. Самая большая ошибка думать, что если мы сами в себя не будем вкладывать деньги, то вместо нас это будет делать кто-то другой. Такого нигде в мире не происходит. Нам нужно показать способность вкладывать внутренние ресурсы в свое восстановление, прежде всего полагаться на собственные силы. Затем присоединятся внешние доноры. Нам надо избавиться от вредной иллюзии, что нас после войны завалят деньгами. Никто не будет этого делать, максимум что нам дадут деньги на восстановление критической инфраструктуры городов для того, чтобы люди не продолжали выезжать в Европу, чтобы мы могли удовлетворить базовые потребности современного человека: чтобы у нас были вода, тепло и электричество. Западные партнеры не будут восстанавливать жилье, разрушенные заводы и тому подобное.
Еще один источник, из которого можно финансировать восстановление - это замороженные российские активы.
А. Кущ считает, что в этом вопросе тоже наши ожидания очень завышены. Эксперт не исключает, что какие-то символические деньги из активов России будут нам переданы, но основная часть будет заблокирована на очень длительный период времени. Они будут держаться на Западе в замороженном состоянии для торга с будущими российскими политическими элитами, которые придут к власти и попытаются наладить диалог с Западом.
Виктория Хаджирадева