ЕСПЧ признал оккупацию Донбасса с 2014 года: что дальше
Европейский суд по правам человека признал российскую оккупацию на Донбассе с 2014 года. Это решение может стать как символическим, так и основанием для компенсации пострадавшим и поводом для санкций.
Что решили в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека определил дату начала оккупации Россией отдельных районов Донецкой и Луганской областей с 11 мая 2014 года. Решение было принято в рамках рассмотрения жалобы Украины и Нидерландов.
"Среди прочего, суд установил, что находящиеся в руках сепаратистов районы востока Украины были с 11 мая 2014 года и по меньшей мере до 26 января 2022 г. под контролем Российской Федерации. В связи с этим суд сослался на присутствие на востоке Украины контингента российских вооруженных сил, начиная с апреля 2014 г., и на широкомасштабное развертывание российских сил с конца августа 2014 г. Суд далее установил, что государство-ответчик оказало существенное влияние на определение военной стратегии сепаратистов, что оно поставляло им оружие и другое военное оборудование в значительных масштабах с начала создания "ДНР" и "ЛНР" и в последующие месяцы и годы, и что она также оказывала им политическую и экономическую поддержку", – говорится в решении суда.
Это решение ЕСПЧ касается вопроса приемлемости жалоб для их дальнейшего рассмотрения по существу. На следующем этапе процедуры суд рассмотрит вопрос о том, имели ли место нарушения Конвенции.
Но следует отметить, что принудить Россию к выполнению этого решения будет мягко говоря не просто. Дело в том, что 16 сентября РФ окончательно вышла из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это явилось следствием исключения России из состава Совета Европы.
Европейский суд по правам человека окончательно потерял юрисдикцию над Россией, а рассмотрение тысяч жалоб против нее оказалось под вопросом, в том числе жалобы, поданные Украиной.
"Что будет после 16 сентября, ЕСПЧ еще не решил. Точно известно лишь то, что новые заявления по России, поданные после этой даты, не будут принимать", - говорит правозащитник из Центра гражданских свобод Владимир Яворский в комментарии BBC News Украина.
По его словам, позиция России теперь заключается в том, что она вышла из Конвенции по правам человека еще в марте, и поэтому никаких обязательств не имеет.
В марте Совет Европы исключил Россию из своего состава, однако еще полгода сохранялись обязательства страны по выполнению Конвенции и решений Европейского суда по правам человека. Это означало, что поданные до 16 сентября жалобы на действия России суд принимал к рассмотрению, а Россия должна выполнять его решение. Но еще в июне Государственная дума РФ приняла решение, что Россия не будет выполнять эти решения ЕСПЧ.
Дело об оккупации Донбасса
Впрочем, у экспертов есть разные мнения относительно последнего решения ЕСПЧ. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец выразил надежду на то, что оно поможет привлечь РФ к ответственности за все совершенные преступления.
"Очевидно, что во время рассмотрения дела россияне это отрицали. Чем еще раз продемонстрировали свою циничность и игру в "я - не я". Замечу, что к делу также присоединили факт сбивания Boeing рейса МН17. Поэтому ЕСПЧ начнет рассмотрение дела по существу и определит, нарушала ли Россия права человека на оккупированном Донбассе. Верю, что это решение поможет привлечь РФ к ответственности за все совершенные преступления!", - написал он в телеграмме.
Заместитель министра юстиции Украины Ирина Мудра добавила в Facebook, что это судебное решение станет еще одним механизмом для привлечения России к международной ответственности.
"Решение ЕСПЧ поможет привлечь к ответственности РФ за действия, повлекшие массовые нарушения прав человека на востоке Украины и остановить эти нарушения, насколько это возможно. Поддержка индивидуальных исков граждан и компаний против РФ как в ЕСПЧ, так и в инвестиционных арбитражах и будет основой, по которой индивидуальные дела, дела в арбитражах будут двигаться дальше, чтобы заявители могли взимать компенсации с России за нарушение права", — пояснила она.
Кроме того, решение суда можно использовать для дипломатического давления на Россию и введения дополнительных санкций разного уровня.
Также постановления ЕСПЧ будут иметь значение не только для его дальнейшей работы, но и будут использованы, например, в исках украинских компаний к международным инвестиционным арбитражам для требований возмещений от России за потерянное за годы войны, считает украинский адвокат, бывший заместитель министра юстиции Украины Иван Лищина.
"Прямо сейчас мы компенсации от России, наверное, не получим. Но без этой подготовительной работы невозможно будет получать компенсации в будущем… Нам нужно иметь юридические основания для наших требований", - сказал Иван Лищина в разговоре с Голосом Америки.
Но не все аналитики настроены оптимистично. В комментариях СМИ юристы утверждают, что ситуация с межгосударственными заявлениями Украины против России выглядит несколько сложнее и имеет много нюансов.
"Россия, конечно, не будет участвовать в процедуре рассмотрения дел, судья, избранный от РФ, также не будет присутствовать на заседаниях, хотя должен согласно Конвенции, поэтому процедурных проблем очень много", - сказал в интервью DW профессор Ливерпульского университета в Англии Константин Дегтярев, специализирующийся на законодательстве в области защиты прав человека.
По его мнению, в целом вопрос рассмотрения дел против России после ее выхода из Конвенции "сложный как с точки зрения его последствий для суда, жертв нарушений прав человека, так и для Совета Европы в целом".
Исследовательница из Рурского университета, эксперт по вопросам межгосударственных исков в ЕСПЧ Изабелла Рисини (Isabella Risini) убеждена, что межгосударственные дела в отношении России "будут рассмотрены Судом, даже если это будет трудно сделать и займет много времени".
"Я думаю, что правосудие должно осуществиться, дела не могут просто где-то деваться, они должны быть рассмотрены", - сказала Рисини в комментарии DW.
Обозреватели британской радиостанции BBC допустили, что в случае проигрыша России в суде ЕСПЧ может обязать ее выплатить компенсации потерпевшим.
"На практике это решение может остаться символическим: Россия еще летом приняла закон, по которому отказалась выполнять решения ЕСПЧ, которые вступили в силу после 15 марта. Срока давности у этих выплат нет. Перспектива выплат по решениям ЕСПЧ может в конце концов повторить историю с выплатой СССР царских долгов ", - отметили журналисты.
Тем не менее, важность этого решения, по мнению кандидата юридических наук, директора Центра Днестрянского Ивана Городиского, заключается в том, что впервые крупная международная инстанция признала: РФ совершает военные преступления не с 24 февраля 2022 года, а уже более восьми лет. И дальше, говорит юрист, решение можно использовать как весомый аргумент во многих других международных судебных процессах. А в том, что судить Россию будут еще не раз, эксперт не сомневается.
"Есть такой термин в юриспруденции icebreaker — ледокол. Фактически это решение-ледокол, поскольку раньше, когда мы говорили о разного рода международных учреждениях, они очень осторожно подходили к тому, чтобы признать то, что Россия совершает активные действия, нескрываемые, открытые, на Донбассе именно с 2014 года... Поэтому в дальнейшем можно ожидать, что в будущих решениях, прежде всего, Международного суда ООН, Международного уголовного суда или Специального международного трибунала по преступлению агрессии этот факт уже не нужно будет доказывать", — объясняет Иван Городиский в комментарии RFI.
Эксперт тоже соглашается, что даже в случае доказательства вины России и в сбитии боинга, и в бесчисленных преступлениях, совершенных на украинской земле, наказать ее можно будет только, если она сама согласится. Так работает международное право. Но, как объясняет Иван Городиский, есть нюансы. Когда юридическая система не справляется, поможет политическая.
"Невыполнение этого решения станет поводом, например, пролонгировать санкции или ввести новые. Если Россия однажды захочет, по крайней мере, восстановить определенный уровень сотрудничества с Европейским Союзом, с Советом Европы, с цивилизованным миром, она будет вынуждена выполнить это решение", — говорит эксперт.
Валерия Шипуля