Бизнес теряет доходы, но адаптируется к трудностям
Как изменилась ситуация в украинских компаниях по сравнению с первыми месяцами войны, начатой Россией в Украине?
Через год после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину бизнес продолжает терять доходы и сталкиваться с разными вызовами, однако он к ним адаптируется и наращивает запас прочности.
Ущерб большой
Большинство предприятий в Украине из-за войны работают с убытками. Согласно недавнему опросу, проведенному Европейской Бизнес Ассоциацией (организация международного бизнеса в Украине, объединяющая более 1000 европейских, украинских и международных компаний) прошлый год подавляющее большинство компаний завершило с минусом. 83% респондентов сообщили о падении доходов.
В свою очередь эксперты Центра экономической стратегии (ЦЭС) в рамках проекта “Россия заплатит” за 2022 г. подсчитали сумму убытков. По их информации, украинскому бизнесу нанесен прямой ущерб в размере 13 млрд долл. вследствие российской агрессии. Общие косвенные потери украинского бизнеса составляют 33,1 млрд долл.
Эксперты считают, что больше пострадал корпоративный сектор, чем частный. Так, Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что доходы упали у всего корпоративного сектора. Зарабатывают хорошо только те, кто ведет частную практику. Дело в том, что корпорации чаще сталкиваются с издержками производства, юридическими аспектами трудовой деятельности, неготовностью работников соглашаться на снижение оплаты труда.
Вызовы для бизнеса
Вызовы, стоящие перед украинским бизнесом, изменились по сравнению с первыми месяцами войны. Если тогда в тройку лидеров входили проблемы с логистикой, рост инфляции и падение доходов, то сейчас наибольшими трудностями, согласно опросу ЕБА, предприниматели называют перебои с энергоснабжением, связью и Интернетом, проблемы с бронированием сотрудников и выездом за границу, снижение покупательной способности населения.
Опрос демонстрирует, что на наибольший вызов первых месяцев войны – трудности с логистикой – сейчас жалуются только 30% компаний по сравнению с 73% в марте 2022 г.
Орыщак объясняет это тем, что стали понятны районы повышенной опасности активных военных действий. Прошел период паники и все понимают, что нужно приспосабливаться к нынешним условиям.
В то же время согласно февральскому опросу Института экономических исследований (ИЭД) перебои с электроснабжением, водой и теплоснабжением остаются проблемой номер один. Среди других препятствий для ведения бизнеса в военное время респонденты называют рост цен на сырье и материалы и фактор безопасности.
Предприниматели адаптируются
К вызовам, вызванным войной, бизнес пытается адаптироваться.
По словам исполнительного директора ЕБА Анны Деревянко, с проблемой с энергоснабжением, например, борются, покупая и устанавливая различные генераторы. Некоторые предприниматели уже даже начинают создавать свои автономные источники снабжения -устанавливая солнечные станции на своих предприятиях.
В общем, несмотря на накопление проблем, бизнес чувствует себя лучше через год полномасштабной войны, чем в начале.
Все опрошенные компании-члены Ассоциации работают, 9 из 10 выплачивают своим сотрудникам зарплату в полном объеме при любом финансовом результате.
Но главное – бизнес существенно нарастил свой запас прочности – если год назад большинство компаний имели финансовых резервов на несколько месяцев, то сейчас большинство имеют резервы на полгода, год и больше.
“Это говорит о том, насколько адаптивным, смелым и прогрессивным является бизнес, работающий в стране. Бизнесу в большинстве своем не приходится думать о доходах, однако компании нашли новую точку равновесия, когда могут выполнять свои обязательства уплачивая налоги, поддерживать сотрудников и обеспечить продолжительность бизнес-процессов”, - отметила Деревянко.
Александр Болтян, аналитик компании Esperio, говорит, что именно адаптация к условиям и принятию ситуации, несмотря на перебои со светом и эмоциональный прессинг позволяют бизнесу выживать. Поэтому компании возобновляют работу в прежних объемах, порой снижая условия оплаты, поскольку понимают, что важно действовать даже с минимальной прибылью.
В свою очередь Орыщак считает, что запасы прочности бизнеса увеличивается за счет умеренности закупки новых товаров, сокращения расходов на филиалы, экономии на отпускных в военное время и сокращения рабочего штата.
А исполнительный директор ИЭД Оксана Кузяков говорит, что их опрос демонстрирует, что планы предприятий на ближайшие два года остаются оптимистичными, в то же время возросла неопределенность в долгосрочной перспективе.
Эксперты считают, что лучше с вызовами справляется частный сектор, чем корпоративный.
По словам Орыщака, работающие на себя пытаются бороться с проблемами, с которыми сталкиваются: перебои с энергоснабжением компенсируют генераторами, с интернетом - мобильным интернетом. Они готовы договариваться с клиентами об отсрочке платежа и не боятся работать даже в две смены. Проблемы корпораций состоят в их громоздкости. Это долгосрочные обязательства по аренде помещений, техники, дорогостоящая аппаратура и ее обслуживание, обязательства по коммунальным платежам, заработным платам, командировкам и т.д. Корпоративный сектор прибылен только при высокой экономической активности страны. Иначе он понесет большие убытки за каждый день простоя трудовой деятельности.
Спасение не в релокации, а в инвестициях
Интересно, что по сравнению с началом войны меньшее количество бизнеса готово к релокации. В настоящее время, по информации компании Gradus Research, большинство компаний - 61% не нуждаются в перемещении.
По мнению Орыщака, бизнес понимает, что релокация не спасет. Большинство из тех, кто мог уехать, уже это сделал и это хорошо для Украины. Если бы оставшиеся имели возможность уехать из страны, где ведутся боевые действия, и адаптировать свой бизнес в новой стране, то мы бы наблюдали закрытие многих предприятий. К счастью, предприниматели понимают, что во-первых, их бизнес завязан на людях и особенностях его ведения именно в нашей стране. Переехать куда-нибудь и начать все с нуля - не выход из ситуации, поэтому большинство бизнесменов продолжает жить и работать в Украине. Во-вторых, история ведения бизнеса, репутация, важны для внутреннего рынка, и возвратиться на арену после закрытия будет непросто. В-третьих, бизнес в Украине ожидает, что война скоро закончится, а значит, нужно будет восстанавливать экономику и лучше своих людей это никто не сделает.
Решать проблемы, с которыми сталкивается бизнес, пытается не за счет переезда за границу, а за счет привлечения инвестиций и выхода на глобальные рынки.
В ЕБА, например, запустили инициативу Global Business for Ukraine, чтобы делиться информацией о бизнес-возможностях в стране, о потенциальных партнерах и инвесторах. Также будут инвестировать в Украину и уже присутствующие на рынке компании - 63% участников ЕБА намерены это делать. Это будут инвестиции в поддержку бизнеса, приоритетными отраслями для инвестиций остаются агро, IT, фарма, транспорт, FMCG.
В настоящее время международные организации, такие как МИГА, DFC и национальные правительства отдельных стран (Польша, Германия) начали страховать риски для новых инвестиций в Украину во время войны. Поэтому есть надежда, что частных инвестиций будет больше.
Виктория Хаджирадева