Дети войны: какие расстройства они получили из-за травмирующих событий
В Украине впервые проведено исследование о том, как военные действия повлияли на людей, в частности, как от травмирующих событий пострадали дети. Результаты шокируют.
Использовали военную методику
В исследовании "Как блокада Мариуполя повлияла на людей", проведенном UkrSocStandart и представленном в Медиацентре Украина - Укринформ, впервые к гражданским людям применили методику определения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у военных. Организаторы отметили, что важность этого исследования состоит в том, что схожие с жителями Мариуполя проблемы могут быть после войны у многих украинцев.
Результаты показали, что 52% мариупольцев, которым удалось выехать из своего оккупированного города, находятся в состоянии посттравматического стрессового расстройства. Раньше этой болезнью войны страдали преимущественно военнослужащие, но сейчас она поражает и гражданское население. Исследователи предполагают, что количество мариупольцев с этим расстройством будет со временем увеличиваться.
"Когда люди вырвались из блокады, они чувствовали облегчение, потому что выжили, уцелели, вырвались из ада. Но с течением времени их проблемы не решаются, неопределенность остается, и это приводит к ухудшению их общего состояния. Более того, думаю, если бы мы проводили свое исследование сейчас, в марте - месяце трагических событий и трагических воспоминаний для мариупольцев, уровень ПТСР мог бы быть еще больше - до 80%", - отмечает руководитель проектов UkrSocStandart Денис Подьячев.
Это психическое расстройство имеет серьезные последствия для здоровья. Они есть у большей части опрошенных. В частности, у них проявились симптомы тахикардии, невроза желудка, одышка. Появляются также и поведенческие расстройства. Депрессия, неопределенность будущего, проблемы с жильем и работой приводят к ухудшению психического состояния. Некоторые люди даже теряют чувство своей значимости. Согласно опросу, 44,5% переселенцев из Мариуполя не ставят себе никаких краткосрочных целей и живут только одним днем. Социологи нашли определенную связь между тем, какой уровень расстройств у человека с датой выезда из Мариуполя. Отмечается, что чем дольше люди были в оккупированном городе, тем больший стресс они пережили, и, соответственно, имеют более тяжелые последствия. И наоборот: меньше всего почувствовали стресс те, кто уехал в первую неделю полномасштабного вторжения - это около 20 тысяч человек или 3,4% населения.
Отставание в развитии, заикание, энурез
Еще больше проблем по сравнению со взрослыми - у детей. По словам психолога Мариупольского городского лицея Светланы Федорченко, некоторые из них настолько тяжело пережили потерю дома и ужасы войны, что у них исчез интерес к тем вещам, которые были интересны до войны. Сейчас некоторым мариупольским детям характерны плаксивость, нервозность и даже отмечают у них определенный регресс в развитии.
"У детей, переживших травматические события, появилась куча проблем, которых не было до войны. Они потеряли интерес к занятиям, которые их раньше интересовали и доставляли удовольствие. У них наблюдается эмоциональная нестабильность - плаксивость, раздражительность, агрессия, подавленность, апатия, эмоциональное отстранение или наоборот, импульсивность, вспышки гнева", - отметила директор ОО "Центр социально-культурного развития" Наталья Шайхутдинова.
По ее словам, у травмированных войной детей также выявили проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, они теряют друзей и не могут подружиться с новыми знакомыми. Еще одним недостатком является когнитивная недостаточность, которая проявляется в том, что эти дети стали хуже воспринимать и осознавать сенсорную информацию, что свидетельствует о том, что у них появились проблемы с памятью и вниманием, а также есть замедление реакции.
Также отмечается, что эти дети стали терять интерес к обучению. Даже те из них, у кого раньше были хорошие результаты в школе и отличные оценки, сейчас имеют хужие показатели. Это особенно заметно, когда начинается стационарное обучение после дистанционного, при котором выполнять задачи могли помогать родители. Впрочем, добавим, что причиной ухудшения результатов обучения в этих случаях мог быть даже не столько переживаемый стресс, как само качество онлайн-обучения. Возможно, эта проблема станет темой еще одного исследования.
Руководитель общественной организации также обращает внимание на то, что посттравматический синдром в определенной степени "заразный", ведь доказано, что если в семье от него страдают родители, то он обязательно будет и у ребенка, поскольку дети очень чувствительны. Она также констатирует, что у таких детей может быть ухудшение сна - ночные страхи, бессонница, постоянная сонливость. Они очень привязываются к взрослым - к матери, воспитателю или учителю, ведь боятся остаться в одиночестве. Также может быть регрессия развития. Это можно заметить, когда, например, ребенок начинает играть в игрушки и игры, которые не присущи его возрасту, а предназначены для малышей. Есть и те, кто потерял уже приобретенные навыки и стал вести себя как младенец. А кроме психологических проблем у детей, имеющих стресс из-за войны, могут быть и физические. Такие дети часто жалуются на головные боли, боли в животе и проблемы с пищеварением. У некоторых из них появляется энурез, еще у части детей - заикание.
"На детский посттравматический синдром следует обращать особое внимание. Ведь дети - наше будущее. И если мы ничего с этим не сделаем, то это будущее можем потерять", – считает Шайхутдинова.
В свою очередь, Светлана Федорченко обращает внимание на то, что эмоциональное состояние детей напрямую зависит от психологической стабильности их родителей. Поэтому родители должны сами избавиться от последствий стресса от войны, чтобы помочь детям. Важно не забыть, что помочь повысить детям стрессоустойчивость может физическая активность.
"У ребенка будут силы на обучение, когда он сможет контролировать свою стрессоустойчивость. Надо дать ему через тело прожить те эмоции. Для этого нужно открывать площадки, организовывать командные игры, активизировать арттерапию", – говорит психолог.
Но главное, чтобы взрослые осознали проблему наличия посттравматического стрессового синдрома как у себя, так и у детей. И не ждали, что она сама куда-нибудь денется, а обращались на консультации к психологам. Ради преодоления последствий войны такие консультации сейчас организуют даже бесплатно.
Галина Гирак