Города-призраки: почему не все разрушенные населенные пункты восстановят
Из-за российской агрессии от разрушений пострадали многие населенные пункты. И хоть идет мощная подготовка к послевоенному восстановлению, не все разрушенные города будут возобновлять.
Болезненный вопрос
Депутаты уже обсуждают, каким образом будут выбирать города для восстановления.
"Больше всего полностью разрушенных населенных пунктов располагается на Донбассе. В Луганской области почти полностью разрушены Северодонецк, Попасную, Рубежное, Счастье, Кременную. На Донетчине практически одни руины остались от Волновахи, Угледара, Марьинки, Лимана. Фактически уничтожен Соледар. И, конечно, Бахмут. Как мы будем их восстанавливать и будем ли - вопрос болезненный", - отмечает народный депутат, председатель комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк в комментарии Новости.LIVE.
По ее словам, на Донбассе предприятия, вокруг которых были сосредоточены города и села, уже разрушены или сильно повреждены. Нет предприятия - нет и тех, кто на нем работает и обслуживает инфраструктуру близлежащих населенных пунктов. Для городов, созданных вокруг промышленных комплексов, возможность восстановления будет зависеть от перезапуска этих предприятий.
Кроме того, считает Шуляк, имеет значение и время, которое такие населенные пункты будут находиться в зоне активных боевых действий или под оккупацией. Чем больше такого времени, тем меньше жителей захотят вернуться, ведь города будут разрушены, да и люди уже обустроятся на новом месте. Не стоит забывать и о деоккупации, во время которой возможны новые разрушения.
Народный депутат предполагает, что после деоккупации востока Украины структура этого региона может измениться - многие малые города останутся пустыми. Что касается маленьких населенных пунктов с населением до 500 жителей, то там вряд ли восстановление будет происходить быстро, учитывая количество людей, которые захотят вернуться. Ключевая задача государства - создавать там условия для развития бизнеса, который давал бы рабочие места. Будет работа - приедут люди, а значит, будет и восстановление.
На юге же ситуация иная, поскольку это аграрный регион и работа местных жителей, прежде всего, связана с сельским хозяйством и переработкой сельхозпродукции. Соответственно, восстановление многих населенных пунктов там более вероятно.
В целом же, по мнению Шуляк, восстановление уничтоженных войной населенных пунктов, где бы они ни находились, не может происходить исходя только из статистики разрушений. Общины должны сделать комплексный анализ для начала восстановления. Оно не должно происходить только по статистике: если разрушены 100 домов и 20 детских садов, то столько же построить новых. Сначала нужно определить, кто там будет жить и где люди будут работать.
"Прежде всего, нужно проанализировать экономическую ситуацию. Например, часть бизнеса переехала с таких территорий и часть не вернется, какие-то предприятия закрылись. Это надо учитывать, чтобы не произошло так, что в отстроенном городе нет устойчивой экономики и рабочих мест. Плюс нужно понимать, сколько людей осталось, сколько планирует возвращаться в разрушенный город, сколько уже поселились в других городах и не вернутся. К тому же многие территории заминированы, и на их разминирование могут уйти годы, это тоже будет влиять на решение об восстановлении. Все результаты такого комплексного анализа будут собраны в программу комплексного восстановления и только после этого начнется планирование - что, где и в какие сроки восстанавливать, а что не восстанавливать", - говорит председатель парламентского комитета.
И напоминает, что в целом восстановление разрушенных городов и сел не является чем-то фантастическим. Стоит вспомнить уничтоженные в годы Второй мировой войны, а затем отстроенные Дрезден и Кельн. Можно привести пример и восстановления Хиросимы, которое изначально казалось нереальным.
А уже сейчас реализуется программа быстрого восстановления, в частности, на объектах энергетики, строительстве водопроводов, сооружении и восстановлении объектов инфраструктуры, а также на экспериментальном проекте комплексного восстановления шести населенных пунктов - Бородянки и Мощуна в Киевской области, Тростянца в Сумской, Посад -Покровского в Херсонской, Циркунов в Харьковской, Ягодного в Черниговской областях.
"Потребности быстрого восстановления Украины остаются на уровне до 15 млрд долларов. В этом году была профинансирована лишь часть этих потребностей, остальные расходы переходят на 2024 год", - отметил премьер-министр Денис Шмыгаль во время "Часа вопросов к правительству" в Верховной Раде.
Разрушительные последствия
Эксперты продолжают фиксировать масштабы разрушений. Согласно отчету Киевской школы экономики, по состоянию на июнь 2023 года общая сумма прямого задокументированного ущерба, нанесенного инфраструктуре Украины из-за полномасштабного вторжения, оценивается в 150,5 млрд долларов. Учтены также расчеты экспертов проекта "Россия заплатит" - убытки инфраструктуры из-за подрыва РФ Каховской ГЭС в июне 2023 года.
В общем объеме ущерба самую большую долю составляют потери жилищного фонда - 55,9 млрд долларов, учитывая убытки примерно на 1 млрд от затоплений и разрушений жилых домов вследствие подрыва ГЭС.
По предварительным данным областных военных администраций, общее количество разрушенных или поврежденных объектов жилого фонда составляет около 167,2 тыс. зданий, из них 147,8 тыс. - частные дома; 19,1 тыс. - многоквартирные, еще 0,35 тыс. - общежития. В результате подрыва Каховской ГЭС под риск затопления попали еще около 37 тыс. жилых домов. Самые большие разрушения произошли в жилищным фондом Мариуполя, Харькова, Чернигова, Северодонецка, Рубежного, Бахмута, Марьинки, Лисичанска, Попасной, Изюма и Волновахи. К примеру, по предварительным оценкам, в Северодонецке повреждено 90% жилого фонда, а в таких городах, как Бахмут и Марьинка, почти не осталось неповрежденных зданий.
На втором месте по сумме убытков - сфера инфраструктуры (транспортная, железнодорожная, дорожное хозяйство, авиационная и портовая отрасли) – 36,6 млрд долларов. С начала боевых действий в Украине повреждено 19 аэропортов и гражданских аэродромов, 126 железнодорожных вокзалов и станций.
Убытки активов бизнеса оцениваются в 11,4 млрд долларов. С начала войны повреждено или разрушено 426 крупных и средних частных предприятий и госкомпаний. Количество разрушенных предприятий может быть существенно больше, поскольку пока нет информации об объектах на временно оккупированных территориях.
Одна из самых пострадавших сфер - образование: убытки от разрушений учебных заведений составляют 9,7 млрд долларов. В результате боевых действий повреждено почти 3,4 тыс. учебных заведений, 365 разрушены. Самый большой ущерб от разрушений и повреждений эта сфера понесла в Харьковской, Донецкой, Черниговской, Запорожской и Киевской областях.
По состоянию на июнь 2023 года убытки инфраструктуры украинской энергетики, по предварительным оценкам, составляют 8,8 млрд долларов. Еще 8,7 млрд долларов - это потери аграрного сектора в результате войны. Общая сумма ущерба от разрушений и повреждений учреждений социальной сферы, науки и здравоохранения, культурных сооружений, спортивных объектов и административных зданий составляет около 5,9 млрд долларов.
Оккупанты повредили 1 447 медучреждений, разрушили - 190; уничтожили 664 объекта культурного наследия и более 500 религиозных сооружений.
Из-за российской вооруженной агрессии Украина стала наиболее заминированной страной в мире. Аналитики предполагают, что примерно на 30% территории страны, что составляет более 67 тыс. кв. км, необходимо разминирование.
Галина Гирак