Угроза мировой войны снизилась: США возобновили военную коммуникацию с КНР
Байден и Си на переговорах в Сан-Франциско договорились возобновить военное сотрудничество США и Китая. Что это значит, как повлияет на ситуацию в мире и может ли что-либо изменить в войне в Украине?
Как ссорились и почему помирились Джо и Си
На полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско прошли переговоры президента Соединенных Штатов Америки Джо Байдена и главы Китайской Народной Республики Си Цзиньпина.
В ходе встречи лидеры самых влиятельных стран мира решили возобновить военную коммуникацию на высоком уровне, прерванную после визита в Тайвань конгрессвумен США и спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, продолжавшегося 2-3 августа 2022 года. Этому предшествовало турне Пелоси по Юго-Восточной Азии, с остановками в Сингапуре, Малайзии, Тайване, Корее и Японии. Пелоси является яростным критиком коммунистического режима Китая и имеет близкие отношения с тибетским лидером в изгнании Далай-ламой.
Подогрел страсти и длительный дипломатический спор, вызванный разведывательным воздушным шаром (стратостатом) КНР, нарушивший воздушное пространство США и Канады в феврале 2023 года. Тогда официальные лица по обороне США заявили об обнаружении китайского "НЛО" над штатом Монтана. 4 февраля воздушный шар был сбит над Атлантическим океаном, однако Байден отложил запланированную поездку госсекретаря США Энтони Блинкена в КНР, и прошел он гораздо позже.
Впрочем, директор программы студий безопасности Совета внешней политики Украинская призма Анна Шелест указывает, что сложности в отношениях Китая и США достались Байдену еще в наследство от его предшественника Дональда Трампа, начавшего торговые войны с КНР.
"Это передалось на президентство Байдена и добавилось в результате российско-украинской войны. Сейчас США уже начали предвыборную кампанию, и этот внутренний контекст тоже очень серьезно влияет на возможность обсуждения на таких встречах и на результаты", - отметила она в эфире ICTV.
Что же, некоторые противоречия вроде бы удалось преодолеть. И хотя политические отношения КНР и США до сих пор напоминают период разрядки в холодной войне между СССР и США, восстановление прямых коммуникаций между военными США и Китая на всех уровнях говорит о том, что у обеих стран есть желание избежать войны на Тайване.
"То, что мы видим между Китаем и Соединенными Штатами Америки, очень напоминает определенные периоды холодной войны между Советским Союзом и США. Сейчас мы видим период разрядки. Очень важно, что Си Цзиньпин приехал в Соединенные Штаты торжественно, с большим уважением. Для Китая это очень важно. Сама встреча показала, что стороны нацелены на разрядку прямо сейчас, никто не хочет воевать", - отметил заведующий отделом Национального института стратегических исследований Алексей Ежак в эфире телеканала FREEДОМ.
Эксперт не исключает: Китай "предоставил какие-то заверения США, что КНР не хочет разжигания тех конфликтов, тех войн, которые беспокоят Соединенные Штаты - это Ближний Восток и Украина".
Что говорят в Пентагоне
Возобновление переговоров между государствами на военном уровне уже подтвердил министр обороны США Ллойд Остин, выразив благодарность за прогресс, достигнутый лидерами двух стран во время встречи. Глава Пентагона также подчеркнул, что новости о запланированном возобновлении контактов между военными США и Китая обнадеживающие.
"Последовательный и содержательный диалог между высшими руководителями ничем не заменить. Так что мы будем продолжать вести практические переговоры с Китаем, начиная с высших руководителей и заканчивая рабочим уровнем", - цитирует Остина УНИАН.
При этом отмечается, что опасения остаются: в течение 2021-2023 годов США зафиксировали более 180 принудительных и рискованных перехватов своих самолетов в азиатском регионе. Если сравнивать это с показателями предыдущего десятилетия, заметна тенденция роста таких случаев.
"Я не буду делать никаких прогнозов по поводу будущего поведения Китая. Что я скажу - так это то, что нам и дальше будет нужен механизм для управления кризисами и обеспечения того, чтобы время от времени мы предотвращали выход вещей из-под контроля", - заметил глава Пентагона.
Нужно ли дрожать России?
Возможна ли ситуация, когда Китай опомнится и из скрытого "кукловода" страны-оккупанта Российской Федерации вдруг перейдет на сторону добра? Следует ли ожидать от внешней политики КНР разворота на сто восемьдесят градусов? Не будем наивными: "не все так однозначно" - как любят вспоминать в той же России.
"Встреча Байдена и Си не найдет решения для всех мировых проблем, и для наших тоже. Слишком большая пропасть в позициях и отсутствии доверия. Но атмосферу отношений она значительно улучшила. Внешне даже показательно, но также и внутри", - отметил бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин в Facebook.
Климкин считает, что каждый из лидеров может записать себе в плюс "серьезные вещи". В частности, лидер КНР - четкую декларацию американцами политики "единого Китая", а Байден - заявление Си о желании объединиться с Тайванем невоенным путем.
По мнению экс-министра, договоренности о возобновлении каналов общения в кризисных ситуациях и контроле за экспортом из Китая веществ, используемых для производства синтетических наркотиков, тоже положительны. В то же время он отметил, что все это не означает роста доверия между США и Китаем, а скорее нормализацию отношений.
"Пекин и Вашингтон и дальше будут воспринимать мир как соперничество Китая и США, и не проиграть в этом соперничестве для них стратегический приоритет номер один", - считает он.
При этом он отметил, что РФ на этом уровне - не игрок, но может влиять на баланс противостояния и будет делать это, чтобы доказать свою пользу Китаю, по меньшей мере, пока при власти Путин. Сам Китай вряд ли покинет российский режим на произвол судьбы, но и не будет раздражать США военным сотрудничеством с Россией.
Впрочем, если обстоятельства как-то изменятся, и ситуация перестанет быть контролируемой, Украина, по мнению Климкина, должна "убедить Европу в том, что на кону и ее безопасность, то есть она должна стать геополитическим игроком и сказать свое слово".
"Иначе вся мировая политика будет делаться на берегах Тихого океана, а название Североатлантический альянс будет звучать плохо... Украина является шансом Европы на субъективность безопасности, и этот шанс следует использовать сейчас", - резюмировал дипломат.
Ирина Носальская