Приближение саммита: что НАТО может предложить Украине
В Госдепе заявили, что Украина таки услышит конкретику о вступлении в НАТО: очевидно, это произойдет во время саммита Альянса в Вашингтоне. Какие варианты могут быть предложены? И получим ли мы тогда же F-16?
Если не мост, то Швейцария
На протяжении многих лет, особенно во время полномасштабного вторжения России в Украину, надежды попасть "под зонтик" НАТО не оставляют оптимистичных украинцев. Свежий социологический опрос 3 июля, проведенный Европейским советом по международным отношениям, свидетельствует: две трети граждан считают равнозначно важным членство в Организации Североатлантического договора (НАТО) и в Европейском Союзе.
Впрочем, уже вполне понятно, что на юбилейном 75-ом июльском саммите НАТО в Вашингтоне, который пройдет 9-11 июля, приглашения в НАТО мы не получим. Вместо этого нам обещают "мост" в Североатлантический альянс.
Страны НАТО пытаются построить мост к членству Украины, хотя на саммите в Вашингтоне она еще не получит приглашение, - заявила постоянная представительница США при НАТО Джулиан Смит, отвечая в конце июня на вопрос The Washington Post во время организованного изданием обсуждения приоритетов НАТО в российско-украинском. войне.
"Мы пытаемся, по сути, построить мост к членству, хотя Украина не получит приглашение в Альянс в июле этого года. Но мы приближаем ее к Альянсу, сосредотачиваясь на вопросах оперативной совместимости и модернизации, а также обеспечивая необходимую координацию", - сказала она.
О каком же "мосте" идет речь? И не выстроен ли он уже?
"Меня это немного удивляет, потому что в 2023 году в Вильнюсе мы сняли свои требования предоставить Украине ПДЧ, то есть план действий по членству. Этот план как раз и был отличным мостом для того, чтобы гарантированно вступить в НАТО по достижению тех критериев, которые нам выдвигает блок. Но тогда, под эйфорией вступления в НАТО Швеции и Финляндии, которые обошли этап ПДЧ, Украина тоже пошла на такой компромисс и отказалась от этого этапа, рассчитывая получить приглашение",- президент общественной организации Украинская ассоциация внешней политики Владимир Хандогий.
Теперь же генсек НАТО Йенс Столтенберг надеется, что Украина станет членом Альянса в ближайшие десять лет. По его словам, следует наращивать военную поддержку Киева, - об этом он рассказал в интервью агентству dpa, передает Deutsche Welle.
Почему это происходит? И что мы получим на саммите НАТО в Вашингтоне?
Украине будут предложены "конкретные пути" для ускорения ее будущего членства в Североатлантическом альянсе, - сообщил в среду, 3 июля Голосу Америки заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дуглас Джонс.
Как пишет The Hill, в Вашингтоне НАТО повторит свое обещание предоставить Украине членство в будущем, впервые данное на саммите в Бухаресте в 2008 году. Пока нам предложат альтернативу в виде "обновленной Швейцарии", которая предполагает тесное сотрудничество с НАТО в сфере безопасности и обороны без формального членства.
"Опасения по поводу членства Украины не должны удивлять. Тайна НАТО состоит в том, что с момента окончания Холодной войны оно никогда не допускало страну, которую, по его мнению, возможно, придется защищать от российской агрессии", - отмечают журналисты The Hill.
Чтобы Украина стала "обновленной Швейцарией", блок НАТО должен увеличить поддержку в восстановлении оборонно-промышленного сектора и обучении наших Вооруженных сил, а также сотрудничать в сфере безопасности и разведки. Для этого Альянс должен гарантировать стабильный поток поддержки, по меньшей мере, в течение следующего десятилетия.
Кроме того, издание отмечает важность сотрудничества в реформировании экономики и политической системы Украины в соответствии с европейскими стандартами. Этот подход может создать надежный фактор сдерживания России вне НАТО.
"Но этого не произойдет, пока НАТО будет питать иллюзии относительно членства и будет соблазнять Украину добиваться этого", - говорится в статье.
Горячие надежды после холодного душа
Но удовлетворены ли сами граждане стран-членов НАТО своим пребыванием в Альянсе? По последним данным социологии, большинство опрошенных там и далее считают, что их страна должна защищать других союзников в случае нападения (63%), а 70% ответили, что проголосовали бы на референдуме за то, чтобы их страна осталась в НАТО.
Но нас пока "в рай не пускают", частично и из-за определенных открытых недоброжелателей. Это, конечно, всем известный премьер Венгрии Виктор Орбан, который после безуспешного "миротворческого" визита в Киев уже несется в Москву.
Не отстает и президент Словакии Петер Пеллегрини: на совместной с президентом Польши Анджеем Дудой пресс-конференции в Варшаве 4 июля он заявил: не стоит спешить с началом переговоров о предоставлении Украине членства в НАТО, так как это якобы может привести к эскалации, - сообщает словацкое издание Standard.
Правда, Пеллегрини указал на расхождения во взглядах по этому вопросу с президентом Польши.
"Президент Дуда выступает за скорейшее начало переговоров о вступлении Украины в НАТО, мы же призываем к сдержанности. Чтобы не допустить дальнейшей эскалации напряженности", - сказал он.
В то же время президент Словакии подчеркнул, что его страна увеличила мощности по производству боеприпасов, стволов и ремонту военной техники для Украины, является важным нашим партнером в сфере энергоснабжения.
Но хотя состояние отечественной энергетики - тема действительно болезненная, самыми ожидаемыми у нас являются, пожалуй, самолеты. Во время саммита НАТО в Вашингтоне мы можем получить не менее четырех комплексов противовоздушной обороны Patriot. На поле боя кроме этого могут, наконец, появиться и первые истребители F-16, - предполагает военный эксперт Роман Свитан.
"Этот саммит сам по себе - это такая разгонная площадка по освещению выборов в США, поэтому для них это будет очень важно показать положительные моменты участия. Я думаю, и Байден может об этом заявить. Минимум на четыре Patriot мы хотим надеяться. И есть еще надежда, что на саммите 9-11 июля будет объявлено о заходе в Украину хотя бы нескольких самолетов F-16", - подчеркнул он в комментарии телеканалу Киев 24.
Ирина Носальская