Украине грозит дефолт, международные резервы снизились
В украинской экономике накапливаются проблемы. Минэкономики и МВФ ухудшили прогнозы на текущий год.
Проблем в украинской экономике становится все больше: если до 1 августа Украина не договорится о реструктуризации долга, ее ждет дефолт. Международные резервы в июне снизились почти на 3%.
Инфляция ускорилась, а курс гривны по отношению к доллару растет. Чего ждать дальше?
Будет ли дефолт?
Украине до 1 августа нужно договориться с кредиторами о реструктуризации долга, иначе нам грозит дефолт.
Объявлять дефолт для Украины крайне не благоприятный вариант, потому что он вызовет отсутствие доверия среди частных инвесторов к Украине как к надежномуплательщикудолгов. Они больше не захотят инвестировать в нашу страну, а это отрицательно скажется на темпах восстановления после войны с Россией.
“Если Украина объявит дефолт, это будет свидетельствовать о тревожной нехватке веры частных инвесторов в обязательства Запада. В долгосрочной перспективе это может обернуться катастрофой для восстановления страны”,- пишет The Economist.
В настоящее время правительство страны после неудачных переговоров в июне текущего года учло отзывы инвесторов и рынка и подготовило новое предложение, которое, на его взгляд, приемлемо для всех сторон.
Нынешнее предложение предусматривает и варианты, поскольку платежи по ним были включены в важный анализ долговой устойчивости МВФ. Украина также намерена внести положение о наиболее выгодном статусе кредиторов в реструктуризированные облигации, чтобы предотвратить неравные условия для собственников долга государственных предприятий в будущем.
Времени для урегулирования ситуации осталось мало, но, учитывая новые предложения Украины, есть надежда, что кредиторов удастся убедить согласиться на реструктуризацию.
“Они считают, что соглашение может быть достигнуто в ближайшее время”, - сообщил один из источников Reuters.
Международные резервы просели
Международные резервы Украины (МРУ) в июне снизились почти на 3%.
“Международные резервы Украины, по предварительным данным, составили 37 894,2 млн дол. В июне они снизились на 2,9%”, - сообщает пресс-служба НБУ.
У регулятора объяснили, что динамика обусловлена валютными интервенциями НБУ для покрытия структурного дефицита валюты на рынке и сглаживания курсовых колебаний, а также долговыми выплатами страны в иностранной валюте.
Эти операции были частично компенсированы поступлениями от международных партнеров и размещениемвалютных облигаций внутреннего государственного займа (валютные ОВГЗ).
В целом в июне 2024 г. динамику международных резервов определял ряд факторов.Регулятор продал на валютном рынке 2 996 млн долл. и выкупил в резервы 0,9 млн долл. Следовательно, чистая продажа валюты НБУ в июне составила 2995 млн долл., уменьшившись по сравнению с маем на 2,7%.В общем, на валютные счета правительства в НБУ поступило 2432 млн долл.За обслуживание и погашение госдолга в иностранной валюте выплачено 445 млн долл.В июне, благодаря переоценке, стоимость финансовых инструментов увеличилась на 112 млн долл.
Инфляция ускорилась, курс гривны ухудшился
По информации Государственной службы статистики, в июне 2024 г. потребительская инфляция в годовом измерении (г/г) ускорилась до 4,8% с 3,3% в мае. В месячном исчислении цены выросли на 2,2%.
“Фактические темпы роста цен были близки к цели Национального банка в 5% и оказались лишь незначительно ниже прогноза, опубликованного в Инфляционном отчете за апрель 2024 г.”– объясняют в НБУ.
Отклонение от прогноза, прежде всего, обусловлено динамикой цен на сырые продукты питания в апреле-мае, падение которых в годовом измерении оказалось более существенным, чем ожидалось.
Это отражает влияние значительных урожаев в прошлом году и теплой погоды в начале этого года. Несколько медленнее дорожало и топливо из-за более низкой цены на нефть, чем предполагалось.
Фундаментальное инфляционное давление оставалось стойким. Показатель базовой инфляции в июне вырос до 5% с 4,4% в мае. Такая динамика соответствовала апрельскому прогнозу НБУ.
Ее поддерживали дальнейший рост расходов бизнеса на оплату труда и электроэнергию, определенное ухудшение инфляционных ожиданий, в частности, из-за ослабления обменного курса гривны. Сдерживающими факторами были вторичные эффекты от удешевления сырых продовольственных товаров.
В НБУ отметили, что ценовое давление будет сохраняться в последующие месяцы, прежде всего, из-за увеличения затрат бизнеса, в частности на оплату труда и электроэнергию, а также исчерпания эффектов значительных прошлогодних урожаев и ожидаемого повышения акцизов.
Не радует и курс гривны по отношению к доллару. Наличный курс доллара растет уже четвертый месяц. В июне он поднялся на 1,7% – до 40,85 грн.
Кабмин прогнозирует дальнейший рост курса доллара. Согласно Бюджетной декларации, в 2025 г. средний курс вырастет на 10% до 45 грн/долл. При этом в бюджете на 2024 г. заложен средний курс 40,7 грн/долл. и 42,1 грн/долл. в декабрь.
Прогнозы ухудшены
Министерство экономики ухудшило ожидания роста валового внутреннего продукта Украины в 2024 г. с 4,6% до 3,5%.
По итогам 2024 г. ожидается: номинальный объем ВВП – 7 485 млрд грн; реальный рост ВВП на уровне 3,5%.
По расчетам Минэкономики, потребительские цены в среднем за год возрастут на 5,4%, а в декабре к декабрю – на 7,9%.
Кроме того, ожидается, что среднемесячная зарплата работников (брутто) составит 20 581 грн, а скорректированная на инфляцию вырастет 12%.
В свою очередь МВФ тоже ухудшил прогноз по росту экономики Украины на 2024 и 2025 гг. Произошло это прежде всего из-за последствий российских ударов об энергетической инфраструктуре. МВФ ожидает, что ВВП Украины вырастет в 2024 г. на 2,5-3,5%. Прогноз на 2025 г. ухудшен до 5%.
Кроме того, МВФ обновил негативный сценарий для Украины, основываясь на предположении, что в 2025 г. начнется более интенсивная война. В базовом сценарии отмечено, что война закончится к концу 2024 г.
“Отрицательный сценарий предполагает, что война завершится к концу 2025 г., а шок начнется в третьем квартале 2024 г. Это ухудшит настроения компаний и домохозяйств, уничтожит темпы возвращения мигрантов и приведет к крупномасштабному ущербу энергетической инфраструктуре от атак”, - говорится в Меморандуме.
Могло быть хуже
Причиной ухудшения состояния экономики Украины и ухудшения прогнозов на будущее является набирающая обороты война с РФ.
“Слушайте, война в стране, самый большой конфликт в мире с 1945 года. Во время войны люди беднеют. И нет ни одного правительства, которое взмахом волшебной палочки взяло и сделало бы их богаче. Война – это такой период, когда все беднеют. Из-за войны у нас существенно выросла безработица и уровень бедности. Это абсолютно предсказуемо”,- сказал Даниил Гетманцев, глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политикив комментарии РБК-Украина.
В то же время и власть, и эксперты говорят, что все могло быть гораздо хуже.
Украине грозит дефолт, но страна пытается избежатьегои договориться с кредиторами.
“В мире нет ни одной страны (за исключением, наверное, только Макао), которая не имела бы государственного долга. Более того, “полный”расчет по государственным долгам на самом деле происходит очень редко. Именно поэтому высокий уровень долга сам по себе хоть и является причиной для беспокойства, но играет менее критическую роль, чем реальный доступ к международным финансовым рынкам: пока есть спрос инвесторов на государственные облигации определенной страны, рефинансирование долга, т.е. “перезаимствование”, является делом техники ”,– говорит старшая научная сотрудница в Киевской школе экономики Олеся Верченко в комментарии Forbes.
Резервы Украины снизились, однако они все еще достаточны для покрытия 4,9 месяца будущего импорта, что считается нормальным показателем.
Инфляция растет, но не слишком высокими темпами.
В большинстве развитых стран под ценовой стабильностью считают поддержку инфляции от 1 до 3 %. Для стран с развивающимися рынками среднесрочная инфляционная цель выше и колеблется обычно в пределах от 4 до 8 %. Мы в условиях войны имеем 5%, поэтому все не так уж плохо.
Курс доллара к гривне вырос. В то же время, по мнению профессора экономики Калифорнийского университета в Беркли ЮрияГородниченко,несмотря на это, мы пока имеем макроэкономическую стабильность.
“Сейчас мы имеем макроэкономическую стабильность. Это, пожалуй, впервые, когда мы перешли на плавающий курс и у нас нет финансового, банковского и экономического кризиса”, - сказал он в интервью РБК-Украина.
Виктория Хаджирадева