Пан или пропал: саудиты спасут мир, если обезвредят Иран
Угрожая увеличить добычу нефти, Саудовская Аравия может лишить Кремль денег на войну против Украины. Но если Иран заминирует Ормузский пролив, эту нефть невозможно будет импортировать.
Россия наконец доигралась
Намерение Саудовской Аравии увеличить добычу сырой нефти может серьезно снизить доходы России от ископаемого топлива, необходимого для войны против Украины, - сообщило издание Politico 3 октября.
По словам присутствовавших, во время недавнего разговора делегатов ОПЕК министр нефти Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман предупредил, что цены производителей могут упасть до 50 долларов за баррель, если они не выполнят согласованные сокращения добычи.
В чем причина столь резких движений со стороны саудитов? Раньше они пытались убедить других членов ОПЕК+ сократить добычу, чтобы сохранить более высокие цены. Однако отсутствие координации и односторонние шаги таких стран как Россия разочаровали их и убедили изменить курс.
Впрочем, это касается не только России, но и Ирака, превысившего добычу в августе на 400 тысяч баррелей, и Казахстана, чья добыча должна вырасти с возвращением месторождения Тенгиз.
По словам нефтяных трейдеров, Саудовская Аравия теперь планирует ответить на это большим экспортом нефти, чтобы захватить долю рынка и получить доходы, даже если цены будут падать.
Таким образом, Эр-Рияд планирует отказаться от цели достичь цены в 100 долларов за баррель, в то же время он хочет увеличить добычу, чтобы обеспечить свое доминирование на мировом рынке даже ценой падения цен на нефть, сообщила Financial Times.
Это намерение возобновить масштаб производства может претвориться в жизнь уже в декабре текущего года.
При этом портал Mind напоминает, что РФ в значительной степени зависит от доходов от нефти и газа, составлявших почти одну треть общего федерального дохода страны в 2023 году и 42% в 2022 году. Следовательно, доходы от ископаемого топлива в финансировании военной машины России имеют ключевое значение.
По словам экономиста и научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир Александры Прокопенко, падение цен на нефть на 20 долларов по текущему обменному курсу приведет к потере Россией 1,8 трлн рублей (20 млрд долларов), что составляет примерно 1% от ВВП страны.
Это заставило бы россиян либо сократить финансирование войны (что маловероятно во время "полномасштабки"), либо смириться с ростом инфляции и повышением процентных ставок, подытожила эксперт в комментарии Politico.
Все это происходит на фоне и так галопирующей в РФ инфляции. По сообщению Службы внешней разведки Украины, в сентябре в экономике России зафиксировано ускорение инфляции на уровне 0,09% (с 3 по 9 сентября), 0,1% (с 10 по 16 сентября), 0,06% (с 17 по 23) сентября), 0,19% (с 24 по 30 сентября).
Как предполагают экономисты, установленный центробанком РФ целевой показатель инфляции на уровне 4% к концу года не будет достигнут. По итогам 2024 прогнозируют сохранение темпов инфляции на высоком уровне (в среднем 7%), с тенденцией к замедлению в ноябре и декабре на фоне жесткой денежно-кредитной политики российского государственного регулятора.
В целом же ценовую войну с Россией Саудовская Аравия начала еще в марте 2020 года. Решение королевства добиться рекордных уровней на фоне пандемии Covid способствовало 65% квартальному падению цен на нефть до 17-летнего минимума, напоминает LB.ua. Еще один шаг Саудовской Аравии по увеличению добычи, чтобы наказать других производителей, привел к обвалу цен на нефть ниже 10 долларов за баррель в 1986 году.
Ключи от ларца
Впрочем, похоже, ключи от снижения цены нефти находятся частично не в самом безопасном месте: а именно - в кармане Ирана.
О чем идет речь? Иран частично контролирует Ормузский пролив - узкий водный путь в устье Персидского залива. Длина пролива составляет 195 км, а ширина от 55 (в самом узком месте) до 95 км.
Пролив поделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разгарниченные друг от друга пятикилометровой буферной зоной.
В настоящее время Ормузский пролив является единственным морским путем, позволяющим экспортировать арабский газ и нефть в третьи страны, в частности в США. Как сообщает Bloomberg, это основной судоходный маршрут, обслуживающий около 30% мировой торговли нефтью.
Так, в первом квартале 2024 года танкеры перевозили через пролив почти 15,5 миллионов баррелей в сутки сырой нефти и конденсата из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана. Пролив также имеет решающее значение для сжиженного природного газа (СПГ), поскольку через него проходит более одной пятой мировых поставок, преимущественно из Катара.
Но небольшая глубина пролива делает суда здесь уязвимыми для мин. А близость к суше, в частности Ирану - открытыми для атак береговыми ракетами или перехвата патрульными катерами или вертолетами.
В прошлом Иран неоднократно атаковал пересекающие пролив торговые суда, угрожал заблокировать транзит. Нынешняя эскалация конфликта между Ираном и Израилем усугубляет эту опасность.
По словамэксперта по вопросам энергетики Александра Мельничука, Ближний Восток - стратегически важный регион для поставок нефти, и любое обострение напряженности, особенно на ключевых маршрутах, таких как Ормузский пролив, может повлечь за собой перебои в поставках и накрутить цены на нефть.
Соответственно, после запуска Ираном ракет по Израилю цены на нефть начали расти после нескольких недель понижения. Brent, международный эталон, вырос на 5%, но позже стабилизировался на уровне 2,4%, чуть ниже 70 долларов за баррель.
Так что Запад сейчас обеспокоен, что конфликт в Персидском заливе может перекрыть экспорт нефти по Ормузскому проливу, а это не снизит, а наоборот повысит цены.
Впрочем, надежда не утихает: во вторник, 8 октября цены на нефть на мировых биржах снова упали более чем на доллар.
"Геополитическая напряженность на Ближнем Востоке сохраняется, но в последнее время наблюдается некоторое уменьшение влияния из-за ожиданий, что любые перебои с энергоснабжением могут быть более взвешенными", - цитирует Укринформ рыночного стратега IG Еп Джуна Ронга.
По его словам, "еще нет ясности по поводу того, как Израиль будет отвечать Ирану, и мы можем ожидать, что цены останутся поддержанными на фоне ценообразования геополитических рисков".
Речь, очевидно, идет об атаке Израиля на иранскую нефтяную промышленность, в ответ на что Иран и может заминировать Ормузский пролив. Некоторые аналитики считают, что атака на иранскую нефтяную инфраструктуру маловероятна, предупреждая, что цены на нефть могут столкнуться со значительным давлением в сторону снижения, если Израиль сосредоточится на любой другой цели.
Ирина Носальская