РГ: Киев попал в смутную историю
Степан Разин и Емельян Пугачев хотели освободить Украину из-под власти России. К такому выводу пришел один из украинских военных историков. Статья под названием "Предводители казацкой вольницы" вышла в свежем номере ведомственного журнала украинского минобороны "Войско Украины", пишет Павель Дульман в Российской газете.
На сравнительно небольшой для солидного исторического исследования печатной площади развивается мысль, что и Степан Разин, и Емельян Пугачев - плоть от плоти украинские казаки, более всего на свете желавшие освобождения своей настоящей родины из-под гнета Российской империи. Все выводы при этом строятся на единственно неоспоримом историческом факте - оба родом из донской "малороссийской" станицы Зимовейская, а значит, украинцы.
Здесь стоит остановиться и сказать пару слов об авторе блиц исследования. Писатель Данило Кулиняк, выпускник Литературного института им. Горького в Москве, стал известен на Украине после того, как объявил, что генеалогическое древо президента Виктора Ющенко уходит корнями в Запорожскую Сечь, а сам президент, сын сельских учителей из Сумской области, - родственник последнего кошевого атамана Петра Калнишевского.
Профессиональные историки исследование Кулиняка с легкостью оспорили, но самому предмету исследования - Ющенко - новое генеалогическое древо очень понравилось. С тех пор писатель Кулиняк ищет темные закоулки украинской истории и приводит их к общему знаменателю - к ОУН-УПА. Так, сотрудничество ОУН с нацистами он считает "нормальной мировой практикой".
К ОУН-УПА привязал он и лидеров российских крестьянских восстаний. Пугачев, считает, к примеру, Кулиняк, первым пришел к выводу, что "порабощенные народы России не смогут освободиться поодиночке, а только после развала всей колониальной империи". К этим же выводам, по его словам, через 170 лет пришли лидеры ОУН-УПА, создававшие внутри организации узбекские и кавказские подразделения.
Узбекские отряды УПА - это поистине сенсационное историческое открытие, вероятно, о нем автор расскажет чуть позже. Пока же он утверждает, что Пугачев, перед тем как начать свой бунт в Поволжье, участвовал в восстании украинских крестьян, так называемой "Колиивщине". Историки, впрочем, говорят, что если и участвовал, то никак не на стороне повстанцев: к тому времени он состоял на службе у царицы, и до дезертирства из войска и начала собственной карьеры "освободителя" было еще несколько лет.
Не смущает автора и удаленность "фронта" крестьянских восстаний от Украины, и то, что Пугачев выдавал себя за царя Петра III и, значит, о развале империи и освобождении Украины вряд ли помышлял. Как, впрочем, не собирался свергать царя Алексея Михайловича и разваливать империю Степан Разин. А об освобождении Украины думать последнему было еще рано: с момента заключения Переяславского соглашения прошло всего 17 лет и свободные гетманы еще никак не могли разобраться в своих сложных отношениях с Польшей.
Но кажется, что истинная цель статьи в ведомственном журнале не открытие новых исторических фактов (их в ней и нет), а желание продолжить передел истории. Причем на сей раз - даже не общей. С этой точки зрения статья - революционна и писалась ради финального пассажа: "Украина должна предоставить политическое убежище, хотя бы посмертно, своим детям, прежде всего Емельяну Пугачеву и Степану Разину, которые ценой своей жизни приближали освобождение и державность Украины". В России обоих "малороссов", по мысли Кулиняка, обижают.