Украинский националист видит в Баренцевом море чеченский след
ГИБЕЛЬ подводной лодки "Курск" - это диверсионная акция чеченских боевиков, и ответственность за нее несут люди, близкие к Руслану Гелаеву. Такую версию трагедии в Баренцевом море предложил лидер украинской националистической партии "Братство", а в прошлом самый харизматический деятель УНА-УНСО Дмитрий Корчинский в заявлении, сделанном интернет-изданию part.org.ua вечером 18 августа.
Как сказал Корчинский, "два взрывных устройства с вибрационными взрывателями, в эквиваленте 800 г. тротила каждое, были заложены в торпедном отсеке и под гидроусилителем руля во время проведения ремонтных работ.
Операция замечательна еще и тем, что обошлась организаторам рекордно дешево. Как говорят, исполнителю, из числа инженерно-технического персонала, было заплачено около 6 тыс. долларов". По словам Корчинского, сам Гелаев не считает нужным скрывать факт участия своих людей в диверсии, хотя и не рекламирует собственных заслуг.
При этом, как подчеркивает лидер "Братства", еще "за две недели до происшедшего ФСБ РФ располагала информацией о подготовке диверсии на объектах ВМФ в Североморске. Однако руководство страны и флота проигнорировало имеющуюся информацию, поскольку ее источник находился в окружении временного главы чеченской администрации Кадырова, которому не доверяют многие руководители военного ведомства РФ".
Контакты Корчинского с лидерами чеченских боевиков известны еще со времен первой кампании. Но в нынешней войне созданная им организация пока не была особо заметной, хотя радикализм, антироссийские настроения и эпатажный стиль лидера "Братства" не изменились.
Так, еще в прошлом августе эмиссары партии посетили Дагестан, после чего было выпущено заявление "Братства", в котором вторжение боевиков было названо "правозащитной акцией в защиту свободы совести". При этом "Братство" объявило, что начинает кампанию по присуждению Басаеву Нобелевской премии мира.
Но эти заявления остались практически незамеченными на Украине. А чеченские информационные центры в республике были созданы другими партиями - УНА-УНСО (в которой состоял Корчинский до 1998 года) и Рухом Юрия Костенко. Что же касается "Братства", то оно в последние месяцы интересовалось другой горячей точкой - Южным Ливаном. Партия издала два заявления в защиту ливанских христиан, сказав попутно, что на Украине достаточно людей с военным опытом, чтобы христианизировать всю эту арабскую страну.
Однако ближневосточные дела интересуют украинское общество гораздо меньше, чем авария на российской подлодке, поэтому Дмитрий Корчинский не мог не воспользоваться случившимся, чтобы привлечь внимание к собственной персоне, показав, что якобы хорошо информирован о происходящем в ФСБ России, а также среди и непримиримых, и лояльных Кремлю чеченцев.
Место проведения информационного удара было выбрано удачно. Заявление Корчинского появилось не на сайте его собственной партии, а в едва ли не единственном украинском интернет-издании, которое, предоставляя слово для разных точек зрения, все-таки достаточно четко ориентировано на сближение Украины с Россией. Но откликов на слова лидера "Братства" на Украине пока не появилось. В интернет-опросе, проводимом агентством "УНИАН" по поводу трагедии "Курска", 1% проголосовавших на украиноязычном сайте и 6% на русскоязычном считают случившееся с подлодкой результатом диверсии. А вот абсолютное большинство - соответственно 52% и 61% - выбрали другой вариант ответа: "гибель "Курска" - закономерность, поскольку Россия не в состоянии содержать такие Вооруженные силы". Достаточно много (33% и 19%) и тех, кто считает случившееся "в первую очередь трагедией, в отношении которой политические рассуждения неуместны". Еще 8% посетителей украиноязычного сайта и 3% русскоязычного видят в гибели "Курска" кару России от высших сил. 1% украиноязычных участников опроса полагают, что, какой бы ни была причина аварии, Украине она на пользу. На русскоязычном сайте такой вариант ответа не нашел приверженцев.
Что же касается лидеров Украины, то они склонны не искать причины катастрофы, а выражать сочувствие России. Леонид Кучма сказал, что трагедия является для страны двойным горем, поскольку на лодке много украинцев. А премьер Виктор Ющенко заявил, что правительство рассматривает возможность оказания материальной помощи семьям моряков, которые являются выходцами из республики. Таких, по различным данным, от 10 до 20 человек. Их родственники живут в Крыму, Одесской, Днепропетровской, Житомирской, Донецкой областях. Многие уже выехали в Североморск.