Издатели сравнили Apple со "стервозной подружкой"
Американские издатели раскритиковали сервис подписки на электронную прессу, который запустила на минувшей неделе компания Apple через свой онлайн-магазин AppStore. По негативным прогнозам, рынок находится под угрозой застоя и монополизации.
В середине февраля Apple запустила сервис подписки на газеты и журналы, которые в качестве приложений распространяются в магазине AppStore. В большинстве случаев Apple будет оставлять себе 30% от стоимости подписки. "Если подписчика приводит издатель, то он получает 100% прибыли, а Apple - ничего", - объяснил "простую философию" сервиса Стив Джобс.
Издание Adweek.com отмечает, что благодаря новому сервису подписки издатели получили возможность продавать подписку, а не только единичные копии.
Однако производители контента критикуют политику Apple. Основной поток продаж будет идти через AppStore, и Apple будет забирать 30% от каждой такой транзакции. Вдобавок читатели, пришедшие через AppStore, могут предоставлять или не предоставлять издателю информацию о себе по желанию (большинство людей вряд ли испытывают такое желание). Также Apple решила, что издатели не могут устанавливать цены ниже, чем они предлагают в AppStore. Значит, они не смогут устраивать акции и делать специальные предложения для печатных изданий, как это было раньше.
"Apple как красивая подружка, которая была у вас в старших классах: она стервозна без каких-либо видимых причин, - выразил мнение руководитель одного издательства, пожелавший остаться неназванным. - Они толкают издателей идти по тонкому канату, не давая никаких обещаний или гарантий. Они сделали все настолько сложным, насколько только возможно".
"Остается только надеяться, что Федеральная комиссия по коммуникациям США заинтересуется этим делом", - заявил издатель. По информации The Wall Street Journal, антимонопольные службы уже изучают новые условия продажи контента.
Надежды на то, что iPad станет спасителем индустрии, развеялись, констатирует Adweek.com. Месяцы переговоров, начавшихся после выхода планшета на рынок в апреле 2010 года, оставили издателей разочарованными и сбитыми с толку. Хваля сами продукты Apple и ориентированность компании на потребителя, они жалуются на необъяснимые задержки с одобрением приложений, отказы и категорическое неприятие модераторами обнаженного тела. При этом правила меняются с раздражающей регулярностью.
Свежеоглашенные условия подписки еще более усугубили ситуацию.
У издателей газет еще больше причин для расстройства. Как и журналы, они страдают от специфического процесса одобрения приложений и от условий подписки. Но состояние их рынка хуже, чем состояние рынка журналов, что делает их более уязвимыми, особенно из-за потери контроля над продажами.
Компания Google вознамерилась стать конкурентом Apple, предложив более привлекательные условия продажи цифрового контента. Ее подписной сервис One Pass оставляет издателям 90% денег и всю информацию о подписчиках. Но обозреватели считают, что Apple будет доминировать на рынке со своими iPhone и iPad минимум весь ближайший год.
Борьба идет не только между издателями и Apple. Противостояние внутри индустрии разделило издателей на несколько лагерей.
В одном лагере оказались большие игроки: Time Inc., Condé Nast и Hearst. Их доля рынка подписки, их база информации о читателях огромны, поэтому они пока что позволяют себе не принимать условия Apple. На другой стороне - News Corp., чья газета для iPad The Daily первой "примерила" модель подписки Apple, и игроки поменьше, вроде Hachette Filipacchi Media U.S. и Bonnier Corp. Последние немедленно приняли все условия для Elle и Popular Science.
Грег Хано из Popular Science говорит, что с условиями Apple можно жить.
Некоторые осуждают News Corp. за стремление продавать контент The Wall Street Journal на всех возможных платформах. Корпорация была апологетом платного доступа, а его внедрение удавалось во многом благодаря концентрации на одной-единственной платформе. Запуск The Daily с этой точки зрения можно расценить как каннибализм или как ситуацию, когда правая рука не знает, что делает левая, дает оценку Adweek.com.
По материалам Adweek.com. Перевод - Телекритика