Брейвик заявил, что не хотел убивать людей младше 18 лет
Обвиняемый в терроризме норвежец Андерс Брейвик, который третий день дает показания в суде Осло, сообщил на перекрестном допросе в четверг, 19 апреля, что его целью на острове были люди старше 18 лет, а также представители политической элиты.
По словам Брейвика, остров Утойя был наиболее привлекательной политической целью. Он рассказал, что в первый день собрания молодежного крыла правящей партии остров должна была посетить комментатор газеты Дагбладет Марте Мишелет. На следующий день - министр иностранных дел Йонас Гар Стере, затем бывшая премьер-министр Гру Харлем Брундланд. Затем должен был приехать премьер-министр Йенс Столтенберг.
"Так что любой из пяти дней подходил для нападения", - сказал Брейвик, отметив, что Стере и Брундланд были наиболее привлекательными мишенями для него.
Подсудимый планировал взорвать бомбу в правительственном квартале 22 июля в 10:00, а затем сразу отправиться на Утойя. Однако задержка с первым планом помешала ему полностью осуществить вторую часть так, как он планировал - Брундланд к тому моменту покинула остров.
Брейвик собирался взять с собой камеру и iPhone, чтобы запечатлеть гибель бывшей премьер-министра. Второй целью был руководитель молодежного крыла партии Эскиль Педерсен, затем Брейвик принялся бы убивать участников лагеря.
"Я не планировал расстрелять 69 человек, я хотел убить всех, используя воду как оружие массового поражения", - сказал Брейвик. В тот момент он предполагал, что многие молодые люди просто утонут от смертельного страха.
Кроме того, он был уверен, что в молодежное крыло партии могут вступить только молодые люди, достигшие 16-летнего возраста, и только на следующий день после теракта он узнал, что среди расстрелянных им людей были подростки младше 16 лет. "Я понимал, что за убийство молодых людей младше 18 лет меня будут критиковать. Я полагал, что смогу по внешнему виду понять, какого они возраста, но они поворачивались спиной, и я не мог разглядеть лиц. Реализация замысла оказалась труднее, чем я предполагал", - сказал Брейвик.
На вопрос прокурора, как он сегодня оценивает свои действия, подсудимый повторил, что поступил бы точно так же.
Брейвик также сообщил, что намеревался взорвать три бомбы, в том числе, у королевского дворца, парламента или редакций СМИ, однако не смог подготовиться к такому теракту.
"Первой целью для взрыва был правительственный квартал, второй - главный офис рабочей партии. Для еще одного взрыва я поначалу выбрал редакцию газеты Афтенпостен, но там было слишком много мирных людей, и я отказался от этой идеи. Насчет третьей цели я не был уверен. Я думал о королевском дворце в качестве третьей цели", - сказал Брейвик.
В то же время, по его словам, он не собирался причинить вред самой королевской семье, выбрал бы момент в ее отсутствие, поскольку, как и многие националисты, поддерживает монархию.
Террорист пояснил, что предполагал взорвать две бомбы по тонне каждая, вес третьей должен был составить 500 килограммов. "Однако сделать бомбы оказалось намного труднее, чем я думал. Возникло несколько проблем. У меня не хватило компонентов", - пояснил подсудимый.
Рассказывая о своих дальнейших планах, Брейвик сообщил, что, если бы ему удалось выжить во время трех взрывов, что, по его мнению, было практически невозможно, он бы отправился в центр города и начал бы расстреливать прохожих. "Я бы попытался казнить как можно больше людей", - сказал он.
Напомним, процесс над Брейвиком начался в понедельник, 16 апреля, и продлится до 22 июня. Он обвиняется в том, что 22 июля минувшего года устроил взрыв в правительственном квартале Осло, в результате которого погибли восемь человек, а затем расстрелял 69 человек на острове Утойя.
Во вторник Брейвик выступил с заявлением, в котором отметил, что хотел спасти Норвегию от наступления на ее культуру и ценности. Он подчеркнул, что повторил бы все снова, так как им двигало добро. В среду террорист заявил, что его стоит либо оправдать, либо приговорить к смерти.
В апреле судебно-психиатрическая комиссия, которая повторно обследовала Андерса Брейвика, пришла к выводу, что он вменяем и может нести уголовную ответственность.