Корреспондент: Все включены. Гаджеты стерли границу между работой и личной жизнью
Вооружившиеся современными гаджетами сотрудники офисов решают рабочие вопросы 24 часа в сутки и 365 дней в году. Эпидемия гиперподключенности, поразившая Европу и Америку, настигла Украину, - пишет Инна Прядко в № 31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года.
Утро Светланы Олексенко, руководителя столичного рекламного агентства Дион, обычно начинается с проверки электронной почты еще до прихода в офис - так она держит связь с коллегами и большинством клиентов.
По словам Олексенко, за последние два-три года технологии значительно ускорили многие процессы в ее компании, специализирующейся на графическом дизайне. Трехмерные рекламные макеты легко передаются через интернет, и заказчики с помощью портативных гаджетов моментально утверждают проекты или предлагают правки.
В итоге о личных встречах с клиентами Олексенко практически забыла. “Планшеты и смартфоны теперь, конечно, лежат и под подушкой, и возле подушки, и возле тарелки - везде, разве что в душе не хватает”, - с улыбкой говорит она.
Гиперподключенность - стирание границ рабочего дня и личной жизни под влиянием технического прогресса - ощущают на себе большинство украинских офисных сотрудников.
Гиперподключенность - стирание границ рабочего дня и личной жизни под влиянием технического прогресса - ощущают на себе большинство украинских офисных сотрудников. По данным исследования UMG International, 55,6% опрошенных соотечественников регулярно обсуждают производственные вопросы по телефону утром, вечером, в выходные дни или даже в отпуске, и 39,9% делают то же, но лишь в случае крайней необходимости. Электронную почту в выходные проверяют 39,3% респондентов, и примерно столько же (41,7%) заглядывают в ящик по вечерам после работы.
Еще быстрее рабочий график стремится к бесконечности в западных странах. По данным компании Good Technology (США), 80% американцев и 93% британцев продолжают трудиться, покинув стены офиса, - в основном они отвечают на имейлы и деловые звонки.
При этом если в Великобритании люди перерабатывают в среднем 3,5 часа в неделю, то в США - до семи часов, что с учетом восьмичасового рабочего дня выливается в 45 дополнительных дней ежегодно.
55,6% опрошенных соотечественников регулярно обсуждают производственные вопросы по телефону утром, вечером, в выходные дни или даже в отпуске, и 39,9% делают то же, но лишь в случае крайней необходимости. Электронную почту в выходные проверяют 39,3% респондентов, и примерно столько же (41,7%) заглядывают в ящик по вечерам после работы.
Круглосуточная вовлеченность кардинально изменила человечество, считает Мэгги Джексон, известный в США исследователь рабоче-жизненного баланса и влияния технологий на жизнь людей, автор книги Distracted (Рассеянные).
С одной стороны, гиперподключенность - это прямой путь к эмоциональному выгоранию и снижению производительности труда, предупреждают эксперты, а с другой - гибкое конструирование рабочего графика и соответствие реалиям динамично развивающегося рынка.
“Мы живем в “постчасовом”, индивидуально ориентированном мире, где нам самим приходится создавать рубежи между домом и офисом, отдыхом и работой”, - резюмирует Джексон.
Час от часу не легче
Киевлянка Оксана Колoбова, менеджер турагентства Богемия Сервис, постоянно в зоне досягаемости. Через Skype, ICQ и по телефону она консультирует и решает проблемы жаждущих уехать в отпуск клиентов в удобное для них время. Постоянные заказчики знают и ее личный номер телефона.
Колoбова уже привыкла, что некоторые из них трезвонят, едва придя на работу, а иные предпочитают задавать вопросы намного позже 18:00. В то же время, уверена менеджер, оперативность работы с такими “ненормированными” запросами помогает ей удерживать клиентов и облегчает привлечение новых.
“Хорошая новость в том, что вы можете работать всегда и везде. Плохая - вы можете работать всегда и везде”, - ироничным парадоксом описывает картину, ставшую привычной для офисного населения планеты Джуди Кейси, директор международной исследовательской организации Work and Family Researchers Network.
Хорошая новость в том, что вы можете работать всегда и везде. Плохая - вы можете работать всегда и везде
С такой двойственностью давно столкнулся Ростислав Теличко, глава киевского агентства интернет-рекламы OK Internet. Ежедневно у него в среднем набегает лишний час заочной работы. А на связи по рабочим вопросам он находится вообще круглосуточно, принимая на смартфон письма, звонки и сообщения.
“Про отключенный отпуск - когда можно выключить телефон и не выходить в интернет - я забыл с момента, когда начал работать на свой бизнес, - делится киевлянин подробностями своих будней. - Думаю, это не изменится уже никогда”.
С другой стороны, такой подход позволяет Теличко и его коллегам вовремя принимать важные для компании решения и максимально соответствовать ожиданиям заказчиков - ведь в мире интернет-рекламы не бывает перерывов на обед и выходных.
Подобную возможность достойно выдерживать конкуренцию часто называют главным плюсом гиперподключенности те, кому пришлось с ней столкнуться.
“На сегодня рынок настолько обширный, что, если ты что-то прозевал, соответственно ты чего-то недополучил”, - разделяет точку зрения Теличко Ирина Глотова, маркетолог компании Shop-GSM, занимающейся обеспечением беспроводных телекоммуникаций.
Забыть об интернете и соцсетях, где она продвигает интересы компании, маркетолог может, по ее словам, лишь на полвыходного в неделю. Причем в таком вынужденном ритме Глотова не видит ничего предосудительного, считая его данью времени.
Согласен с ней и Барри Уэлман, профессор социологии Торонтского университета и соавтор книги Networked (Объединенные Сетью), в которой он проанализировал последствия глобальной увлеченности интернетом.
В нон-стоп-работе специалист видит свои преимущества. Например,сотрудникам, работающим в таком режиме, как правило, работодатели чаще позволяют придерживаться плавающего графика
В нон-стоп-работе специалист видит свои преимущества. Например, сотрудникам, работающим в таком режиме, как правило, работодатели чаще позволяют придерживаться плавающего графика.
Так, по словам Глотовой, ее работодатель спокойно относится к тому, что иногда она трудится удаленно, отсутствуя в офисе по личным причинам. А Теличко разрешает своим подчиненным приходить на работу позже, только бы они оставались на связи.
Еще одним достоинством гиперподключенности Уэлман считает то, что семьи могут воочию видеть, чем занимаются их кормильцы, и с большим пониманием относятся к их работе. Однако этот тезис многие психологи и социологи считают крайне спорным, так как постоянная вовлеченность одного из членов семьи в работу может создать дискомфорт для остальных.
Многочисленные средства коммуникации становятся одновременно и убийцами семейного общения, ведь из-за гаджетов люди вынуждены даже за обедом с домочадцами отдавать приоритет внешнему миру.
“Мой девятилетний сын рассказывает всем, что мама с телефоном не расстается”, - признает Колoбова.
Главной же проблемой такого статуса гиперподключенные соотечественники называют невозможность полноценно отдохнуть. Олексенко вспоминает, как был испорчен ее прошлогодний отпуск: за день до выезда в Крым появился срочный заказчик, и всю неделю у моря ей пришлось прямо с пляжа ежедневно согласовывать и решать детали проекта.
Главной же проблемой такого статуса гиперподключенные соотечественники называют невозможность полноценно отдохнуть
“Если не отлежаться, не отоспаться - просто не восстанавливаешься, ходишь, как зомби, и это накапливается, - сетует киевлянка. - Хочется, конечно, от всего отключиться и просто побыть в тишине”.
Накапливаемая усталость - действительно грозный враг. Человеку жизненно важно время от времени “отключать мозги” и посвящать себя чему-то, совершенно не похожему на его привычные занятия, - прежде всего для восстановления потраченной энергии и освежения интереса к жизни, считает психолог и бизнес-тренер Алла Капацына.
“Если работник не будет еженедельно отдыхать и регулярно уходить в отпуск, ему грозит так называемое эмоциональное выгорание, особенно если он по работе вынужден часто контактировать с другими людьми”, - предупреждает эксперт.
Синдром эмоционального выгорания, о котором говорит специалист, давно вошел в медицинскую практику западных врачей. По данным Федеральной ассоциации психотерапевтов Германии, за последние семь лет число больничных, выдаваемых в связи с этим синдромом, выросло в 15 раз. И если в 2004 году на 100 человек приходилось 0,6 дня отсутствия на работе из-за такого диагноза, то в 2011-м - уже девять дней.
Причем Германия - одна из немногих стран, где подобная причина ухода на больничный не вызывает вопросов. Там подсчитали, что финансовые потери, которые немецкие компании несут из-за неспособности сотрудников полноценно выполнять свои обязанности, достигают 27 млрд евро в год.
Выиграть время
Если столетия назад, в аграрном обществе, период для отдыха определял ход светил, времена года и религиозные каноны, а индустриальная эра принесла людям договоренности об отпуске и выходных, то сегодня пали все установленные обществом границы между временем, отводимым на труд и отдых, напоминает Джексон.
Современные технологии соединяют прежде всего не места, а людей, обозначают эксперты первопричину нынешних изменений в ежедневном графике большинства белых воротничков.
“Работа это больше не то место, куда вы приходите [каждый день], а, скорее, то, что вы делаете”, - вторит ему Кейси.
Даже если работодатель не требует от подчиненных постоянной готовности включиться в работу, многие рады продемонстрировать, что на них можно положиться и им небезразлична судьба компании.
Прижиться практике нон-стоп-будней в своей жизни помогли сами же офисные сотрудники. Даже если работодатель не требует от подчиненных постоянной готовности включиться в работу, многие рады продемонстрировать, что на них можно положиться и им небезразлична судьба компании.
“Мы чувствуем себя занятыми, важными и продуктивными, приклеиваясь к гаджетам и рассылая письма целыми днями, - объясняет Джексон психологию такого самопожертвования. - Поэтому современный образ жизни в равной мере избран нами и навязан нам”.
В итоге одна из главных проблем, возникающих в отношениях работодателей и их подчиненных, - как сотрудникам совместить профессиональную и частную жизнь, чтобы они могли физически, интеллектуально и эмоционально участвовать в самых важных событиях личного фронта, подчеркивает Кеннет Матос, старший исследователь вопросов трудоустройства в ньюйоркском исследовательском Институте семьи и труда.
Соискатели вакансий предвосхищают эту проблему - они все более охотно отдают предпочтение тем компаниям, которые предоставляют им возможность трудиться в свободном графике и распоряжаться личным временем. Такие компании с каждым годом все выше поднимаются в списке лучших работодателей США Best Companies to Work for, составляемом журналом Fortune.
Хотя многие ведущие корпорации мира пытаются ограничить влияние постоянной технологической вовлеченности на своих сотрудников. К примеру, в декабре 2011 года немецкий автогигант Volkswagen блокировал доступ к рабочей почте с корпоративных смартфонов во внерабочее время. Аналогичные меры предприняли компании Deutsche Telekom и Henkel.
Соискатели вакансий предвосхищают эту проблему - они все более охотно отдают предпочтение тем компаниям, которые предоставляют им возможность трудиться в свободном графике и распоряжаться личным временем
В Бразилии издержки гиперподключенности решили компенсировать на государственном уровне. Президент Дилма Русеф в январе 2012 года подписала закон, который приравнивает онлайн-переработки к сверхурочной работе и обязывает работодателей доплачивать за нее.
Такие меры - шаги в правильном направлении и первые признаки того, что мир ощутил высокое влияние гиперподключенности, считает Джексон. По ее словам, работодатели начинают замечать снижение производительности и креативности своих сотрудников из-за их круглосуточной занятости, постоянного стресса и невозможности полноценно уделять время родным.
“Однако нам еще предстоит понять все и плюсы и минусы технологического общества, - убеждена эксперт. - В частности, признать, что технологии не всегда бывают прогрессивными и благотворными”.
Не зная покоя
Для топ-менеджеров США и Европы технологии окончательно стерли грань между домом и работой
Работа на выходных или в ночное время, %:
2 - никогда
14 - редко
27 - часто
17 - каждую неделю
52 - получают рабочую информацию круглосуточно, в том числе и на выходных
Прерывают семейный ужин и другие семейные встречи ради рабочих звонков и дел, %
3 несколько раз за вечер
9 минимум один раз за вечер
41 время от времени
31 редко
17 почти никогда
Данные Forbes Insights
У меня зазвонил телефон
Круглосуточные потоки рабочих писем и вечно звонящий телефон - неотъемлемая часть жизни и для украинцев
Проверяют рабочую почту, %
24,6 - утром до прихода в офис
41,7 - вечером после ухода с работы
39,3 - в выходные дни
27,6 - в отпуске
24,3 - только в рабочее время
Совершают звонки и отвечают на них в нерабочее время, %
55,6 - регулярно
39,9 - только в случае крайней необходимости
4,5 - никогда
Данные UMG International
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.