Как офис стал нашим вторым домом? - аналитика
Многие думали, что технологии, которые позволяют людям работать дома, убьют офисы. Но этого не произошло - вместо этого одомашнилась работа, утверждает Люси Келлавей.
Недавно я пришла на работу чуть раньше и увидела молодого коллегу, который с аппетитом уплетал хлопья за рабочим столом. На вешалке сзади висели вещи из химчистки, а на спинке стула - влажное полотенце.
"Он что, бездомный?" - подумала я.
Конечно, нет. Просто он, как и многие из современных работников, не видит разницы между домом и офисом.
За последние двадцать лет мы начали делать в офисе все то же, что делаем дома: покупать вещи в онлайн-магазинах, переписываться с друзьями, ходить в тренажерки, спать, а в крайних случаях - даже заниматься сексом.
Единственное, что мы обычно не делаем, - это работа. Согласно недавнему опросу, 70% времени, проведенного за компьютером в рабочее время, уходит у нас на бог знает что.
Вместе с тем придя домой, мы отвечаем на рабочие мейлы, участвуем в видеоконференциях и генерируем свои лучшие идеи.
Главная причина того, что граница между домом и офисом стерлась - это технологии.
Электронная почта кажется нам чем-то обыденным, и когда она только появилась, люди привыкли к ней не сразу.
Специалисты Rand Corporation в 1985 году подготовили отчет "Этика и этикет электронной почты", в котором отметили: "Люди пользуются словами и жестами уже 50 тысяч лет, письмом - 5000, а телефоном - около 100 лет. Электронная почта - это нечто совсем другое. К ней нельзя применить установленные правила переписки или телефонных разговоров".
Мы не сразу разобрались, что к чему. Писали большими буквами, что означает крик, или наоборот - только маленькими. Подписывали письма словом "цемки" и рассылали коллегам приколы. Ну а хуже всего было нажать "Ответить" (Reply) вместо "Переслать" (Forward). Однажды я таким образом направила руководителю ехидное письмо о его персоне.
Но в конце концов люди полюбили "электронку - но не за то, что она облегчила общение, а за то, что позволила его избегать.
"Электронная почта прекрасна тем, что ты не пересекаешься с адресатом, - писал Дуглас Коупленд в 1994 году о своей работе в Microsoft. - Это лучше, чем автоответчик, поскольку собеседник может поднять трубку, и вам придется поговорить".
Электронная почта изменила иерархию власти в компании.
Боссы теперь не диктуют писем секретарям. Даже самые могущественные люди сами пишут свои мейлы - ну, за исключением лорда Коу, который умудрился организовать Олимпийские игры 2012 года, пользуясь электронной почтой (меня это поражает больше, чем все его золотые медали).
Электронная почта означает возможность связаться с кем-угодно.
Хотите пообщаться с Биллом Гейтсом? Никаких проблем - напишите на billg@microsoft.com. Все максимум просто - ни звания, ни фамилии. А вот получите ли вы ответ - вопрос десятый.
Таким образом, отправлять сообщения стало легко, а главное - бесплатно. Это породило спам. Аналитики Rand писали о нем еще в 1985 году.
А потом шлюзы открылись, и люди начали жаловаться не только на спам, но и в лавину важных сообщений.
Чтобы справиться со своим переполненным ящиком некоторые используют технику "вчераписем" (yesterbox). Это означает просматривать мейлы только за вчерашний день. Идея хорошая, но не новая - раньше это называлось просто "почта".
Но не только электронная почта сократила разрыв между работой и домом. Свою роль сыграла и одежда.
В 1984 году презентовать Apple Macintosh вышли люди в серых толстовках - неслыханном для делового мира наряде.
Это стало началом конца той эпохи, когда клерки вынуждены были тратиться на черные пальто. А сейчас – чем более буднично ты выглядишь, тем лучше.
Работники корпораций смотрели на компьютерщиков с завистью: они хотели быть классными, но "толстовка" - это все-таки было слишком. В то же время крупные компании ввели "свободные пятницы", когда можно было сменить костюм на довольно уродливый "повседневный бизнес-наряд" - брюки-чинос и поло.
British Telecom отказалась от дресс-кода в июне 2000 года, на гребне Дотком-мании (бум компаний, чьи бизнес-модели целиком основываются на работе в сети Интернет. - Ред.)
"Сейчас у нас свободная форма одежды. Мы достаточно расслаблены в этом плане", - сказал генеральный директор компании сэр Питер Бонфилд.
"В настоящее время дресс-коды уже не такие жесткие, и на первый взгляд - это очень человечно, - говорит Крис Грей, профессор организационных наук в Королевском университете Холловея. - Но есть и другое последствие этого - стираются границы между профессиональной и личной жизнью. Мы уже давно не работаем по стандарту "с девяти до шести".
Офис не станет расслабленным и спокойным местом только потому, что люди одеваются так, будто только что возились у себя в саду. Президент Lehman Brothers Дик Фалд это понимал, и понимал лучше, чем ситуацию с кредитно-дефолтными свопами.
Его банк ослабил дресс-код последним на всей Уолл-стрит - в конце 90-х. "Эти демократические глупости что-то затянулись", - говорил Фалд.
Но если на работе можно носить домашние тапочки и читать свою электронную почту, зачем нужен офис вообще?
Этот вопрос впервые возник в начале 1970-х, в разгар нефтяного кризиса. Бывший конструктор ракет Джек Найлз подумал, что удаленная работа - отличный выход из ситуации, когда цены на топливо стремительно растут. Чем меньше люди ездят - тем меньше спрос на бензин.
Десять лет спустя футуролог Элвин Тоффлер обнародовал идею электронного коттеджа - некоего домашнего офиса. Все были в восторге: считалось, что так мы сможем меньше работать, больше времени проводить с детьми и меньше загрязнять окружающую среду.
Вот только идея не сработала.
В 2011 году только 17% работников сообщили, что иногда работают дома - не намного больше, чем в 2004 году, когда таких было 14%. И это не означает сокращение рабочего дня - скорее его удлинение.
Маятник, похоже, качнулся в противоположную сторону. Несколько месяцев назад Марисса Майер из Yahoo запретила подчиненным работать дома.
Разъяренные работники обвинили ее в двойных стандартах. Ведь рядом со своим кабинетом она обустроила помещение для своего ребенка - роскошь, которую рядовой работник не может себе позволить.
С другой стороны, дисциплина в Yahoo действительно пришла в упадок. В пятницу офис был почти пуст, и этому надо положить конец.
По иронии судьбы, такие компании как Yahoo, Google и Facebook много сделали для того, чтобы люди могли работать дома, но от собственных работников они требуют присутствия на рабочем месте.
Впрочем, они радикально изменили дизайн своих офисов.
В новом лондонском филиале Google можно увидеть обои в цветочек и старомодные "бабушкины" абажуры. Также там есть горки, как в аквапарке, крокетные поля и кухни с холодильниками, набитыми бесплатной едой.
Но, возможно, идея офиса все же отжила свое.
В 1992 году Apple выпустила новый гаджет - персональный цифровой помощник. Лозунгом устройства было "Положи офис в ладонь". А в рекламе его конкурента Palm Pilot был изображен стол, который укладывался в карман делового костюма. Поэтому на самом деле наш офис - там, где мы.
"Конец офиса" - плохое название для этих тенденций, - считает Гидеон Хэй, автор книги "Офис: трудолюбивая история". - Нам наоборот грозит то, что работа может потерять рамки, разрастись, заполнить всю нашу жизнь. А пока существует офис - в шесть вечера из него можно сбежать".
Источник: ВВС Україна на русском