Кризисная встреча в Минске: Лукашенко в роли миротворца?
По мнению оппозиции, встреча в Минске лидеров ТС, Украины и высоких чиновников ЕС не означает, что Лукашенко добился прогресса в отношениях с Западом и сыграл роль миротворца.
Встреча в Минске президента Беларуси Александра Лукашенко и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, состоявшаяся 26 августа перед началом переговоров в рамках Таможенный союз - Украина - ЕС, вызвала череду высказываний об успехах белорусского руководства во внешней политике. Особенно сильно они зазвучали после того, как Эштон поблагодарила Лукашенко за возможность провести кризисную встречу в столице Беларуси. Представители белорусской оппозиции и местные эксперты не спешат разделить такой оптимизм.
Рейтинг не повысится
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Лев Марголин сомневается в том, что упомянутое мероприятие повысит рейтинг Александра Лукашенко на международном уровне. Тем более, что этот рейтинг, по мнению политика, никого, кроме самого белорусского президента, не волнует и не интересует.
"С другой стороны, это мероприятие может помочь Евросоюзу показать, что Лукашенко не такой страшный, что его привлекают в европейскую политику, и он помогает решать какие-то вопросы. В интересах европейцев сделать Лукашенко более цивилизованным", - считает Марголин. В то же время он уверен, что никакой миротворческой роли Лукашенко сыграть не может, поскольку от него все равно мало что зависит.
Заместитель председателя Движения "За свободу" Юрий Губаревич обращает внимание на тот факт, что Беларусь является лишь удобной площадкой для проведения переговоров по урегулированию ситуации на Украине, поскольку Минск находится вблизи обеих враждующих сторон. Тем более, что власти Беларуси заявляют о своем нейтралитете.
"Здесь есть заслуга белорусского внешнеполитического ведомства, которое приложило определенные усилия, чтобы подобные мероприятия проходили в нашей стране, поскольку это привлекает внимание к Беларуси, в какой-то степени смягчает имидж сегодняшнего режима, показывает, что здесь можно проводить переговоры", - отмечает политик. Но при этом, говорит он, сегодня на повестке дня не стоит вопрос о ситуации в Беларуси, поэтому говорить о каком-то существенном "прорыве на западном направлении" не приходится.
Первый руководитель независимой Беларуси, лидер партии "Белорусская социал-демократическая Грамада" Станислав Шушкевич придерживается мнения, что Александр Лукашенко не предлагает ничего конкретного и конструктивного. Он лишь предложил площадку. "Но это не означает, что он сегодня может быть полноценным субъектом международных отношений", - утверждает Шушкевич.
"Прорыв на западном направлении"?
Политолог Александр Класковский напоминает, что еще перед встречей в Минске представители Брюсселя всячески подчеркивали, что Эштон летит в Минск сугубо по украинскому вопросу, и этот визит не означает, что Европа отступила от своих принципов. Тем не менее он "попадает в тренд нащупывания путей нормализации отношений между белорусскими властями и Евросоюзом", полагает Класковский.
Этот процесс идет уже около года, он выражается в более интенсивных контактах между представителями официального Минска и ЕС и отражает ряд факторов, включая и усталость Брюсселя от белорусского вопроса, и относительную устойчивость режима. "А теперь еще и геополитический фактор, который важен для Запада: нужно остановить, обуздать Россию, и какие-то трения с Минском, с точки зрения западников, уже становятся второстепенными", - уверен эксперт.
По словам Класковского, Лукашенко выжал максимум из возникшей ситуации, учитывая огромную экономическую и военно-политическую привязку Минска к Москве. "Он дистанцировался от Кремля насколько мог. Сумел, с одной стороны, не поссориться с Москвой, а с другой стороны, заработать очки и в глазах Киева, и в глазах Брюсселя своей относительно сбалансированной позицией", - констатирует политолог. И добавляет, что в какой-то степени это повтор 2008 года, когда официальный Минск набрал очки именно за счет геополитического маневрирования и своей геополитической позиции по отношению к вооруженному конфликту России и Грузии.
Западные перспективы
Станислав Шушкевич в свою очередь отмечает, что хотя власти и активизировали свою деятельность на западном направлении, однако на внутриполитической ситуации внешнеполитическая активность пока никак не отразилась. "Кто-нибудь добился того, чтобы ситуация у нас сменилась с авторитарной на демократическую, чтобы появился шанс провести настоящие выборы и так далее? Ситуация не меняется и не изменится", - утверждает политик. По его мнению, отношения Беларуси с Западом будут развиваться так, как пожелает Россия.
В свою очередь Юрий Губаревич считает, что развитие белорусско-европейских отношений будет зависеть от действий и поведения официального Минска, от выполнения тех условий, которые ранее озвучил Евросоюз. "Прежде всего, это улучшение ситуации с правами человека, освобождение политических заключенных, проведение определенных реформ, направленных на демократизацию нашей страны. Если такие шаги будут сделаны, то последуют и шаги навстречу со стороны Европейского Союза", - резюмирует зампред Движения "За свободу".