Обзор ИноСМИ: за что воюет "Правый Сектор"
Суть идеи Дмитрия Яроша, эффект от санкций против РФ и возобновление конфликта в Нагорном Карабахе в дайджесте иностранной прессы.
Особенности идеологии “Правого сектора” - Neue Zuercher Zeitung
В самом начале войны весной 2014 года добровольческие батальоны играли решающую роль в борьбе с пророссийскими сепаратистами на востоке Украины. Их деятельность финансировали многочисленные частные жертвователи, а также олигархи.
Теперь, когда регулярная армия стала посильнее, украинское государство старается восстановить собственную монополию на применение силы, постепенно интегрируя добровольческие батальоны в структуры безопасности.
Киев небезосновательно опасается, что эти части, бойцы которых зачастую придерживаются националистических позиций, могут восстать против собственного правительства
Наибольшая угроза исходит при этом именно от «Правого сектора». В то время как остальные (примерно 40) добровольческие батальоны формально подчинились государственным правоохранительным структурам безопасности, «Правый сектор» отказывается последовать их примеру.
В октябре один из командиров ПС заявил, что резервные части организации не будут расформированы, потому что они важны «для противодействия режиму президента Порошенко».
Не все бойцы «Правого сектора» являются убежденными националистами. Похоже, их связывают не столько расистские убеждения, сколько недоверие к политической элите в Киеве, а также к ее западным партнерам.
Важной частью идеологии «Правого сектора» является теория о «внутренней оккупации» страны.
Главными оккупантами, по мнению Дмитрия Яроша, являются олигархи, манипулирующие государством и его гражданами в собственных интересах. По мнению Яроша, украинские олигархи, в свою очередь, являются всего лишь марионетками «космополитичного, транснационального олигархического капитала».
При этом он боится, как бывших российских «колонизаторов», так и «дьявольскую» либеральную демократию с ее терпимостью к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.
Многопартийная система, как Ярош писал в своем памфлете «Украинская революция XXI века», лишь сеет раздор среди украинцев. Спасение автор видит в религии. По его словам, украинская нация в минувшие тысячу лет выжила лишь благодаря вере в Бога.
Иначе как фашистскими подобные мысли назвать нельзя. Однако возникает вопрос, насколько принимает эту идеологию основная масса членов организации
В «Правом секторе» полно гомофобных расистов и убежденных неонацистов, утверждает живущий в Киеве немецкий политолог Андреас Умланд. Однако значительную часть организации составляют заурядные «воинственные патриоты», которые необязательно имеют праворадикальные убеждения.
Санкции против России работают - Frankfurter Rundschau
В начале на санкции в России отреагировали пожиманьем плеч. Когда США и ЕС весной и летом 2014 года ввели санкции в ответ на скрытое вторжение России в Украину, политики и боссы от экономики надменно заявляли, что введение Западом запретов на въезд и замораживание счетов — честь для них. А Владимир Путин говорил о том, что санкции, как правило, обладают эффектом бумеранга.
Тем временем, ухмылка осталась в прошлом. Хотя российское руководство отреагировало подчеркнуто спокойно на недавнее продление санкций ЕС, а министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что санкции не оказали влияния на российскую экономику, тем не менее с их введением рубль по отношению к доллару подешевел в два раза. Российская экономика находится в тяжелейшем кризисе за время правления Владимира Путина.
Глава Сбербанка Герман Греф — вероятно, самый либеральный из окружения главы государства — недавно позволил себе перед Советом Федерации озвучить довольно мрачный анализ — в 2014 году отток капитала из России составил 150 миллиардов долларов, рецессия в 2015 году привела к снижению реальных доходов населения на десять процентов, многие рейтинговые агентства снизили рейтинг страны до «мусорного».
Доля России в мировой экономике будет снижаться до 2020 года. Связано это, по словам Грефа, с санкциями, снижением цен на нефть, но в первую очередь, со структурными проблемами экономики, ориентированной на экспорт сырья.
Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта - Der Standard
Год на Южном Кавказе завершается так же, как и начался, а именно - артобстрелами из гаубиц и танков на азербайджанско-армянской границе вдоль так называемой контактной линии, где в 1994 году был достигнут режим прекращения огня в конфликте вокруг Нагорного Карабаха.
По этой причине многие эксперты опасаются, что 2016-й может стать годом, когда "проснется" последний замороженный конфликт в регионе, тем более что его раскачивают лидеры обеих стран - Ильхам Алиев и Серж Саргсян - и в той или иной степени поддерживает российский президент, который уже продемонстрировал свои притязания на влияние в Грузии, Украине и Сирии.
Война, которая может начаться из-за практически ежедневных стычек, стала очень вероятным сценарием
Так, 19 декабря Минобороны Азербайджана заявило о 80 обстрелах с армянской стороны в течение 24 часов. Всего же за последний месяц, по данным Минобороны, погибли четверо азербайджанских военнослужащих. Армянская армия якобы вела огонь с позиций севернее озера Севан.
В свою очередь, Азербайджан, по словам руководителя армянского Центра региональных исследований Ричарда Киракосяна, 9 декабря впервые с перемирия 1994 года применил танки и начал обстрел позиций в Нагорном Карабахе. Всего в ночь с 8 на 9 декабря вблизи контактной линии разорвалось 300 снарядов; к тому же за несколько дней до этого армянская армия сбила азербайджанский беспилотник израильского производства, который использовался армией Азербайджана для ведения разведки.
При этом президенты обоих государств только в субботу встречались друг с другом в швейцарском Берне, хотя, в целом они все же далеки от реализации пунктов мирного плана, представленного в 2007 году при посредничестве ОБСЕ в Мадриде.
План предусматривал отвод армянских военных с захваченных азербайджанских территорий в Нагорном Карабахе для последующего референдума о будущем статусе нынешней сепаратистской республики.
Наиболее актуальной остается позиция России. Армянские политики разочарованы и не уверены в большом русском брате, поскольку после того, как Армения дала отказ Евросоюзу и присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, не прибавилось ясности относительно того, встанет ли Россия на сторону Еревана в случае его войны с Азербайджаном.
Тем более, что только на днях Азербайджану пришлось услышать в Вене из уст российского посла при ОБСЕ Александра Лукашевича, что поддержка "одной из сторон конфликта в Нагорном Карабахе, как это предлагает Турция, разрушительна и потому не может проводиться впредь". Турция продает Азербайджану вооружение и поддерживает "братское государство" тем, что не открывает границы с Арменией.
В результате многие западные эксперты по безопасности считают, что Владимир Путин, опираясь на опыт прошлых лет, вполне может спровоцировать военный конфликт в Нагорном Карабахе, из которого Россия затем смогла бы извлечь стратегическую выгоду. Какую именно, пока что, правда, неясно.
Переговоры об отношениях Британии и ЕС зашли в тупик – The Guardian
Дэвид Кэмерон заявил, что он нашел путь к прогрессу в рамках его миссии по выработке нового урегулирования отношений с ЕС, после того как четырехчасовые решающие переговоры с европейскими партнерами Великобритании закончились соглашением прийти к общему решению к февралю.
На пресс-конференции в Брюсселе Кэмерон заявил, что предстоящее решение является очень трудным, и подчеркнул, что он не снял с обсуждения свое повсеместно отвергнутое требование четырехлетнего запрета на рабочие льготы для мигрантов из ЕС в Великобритании.
Но другие лидеры ЕС заявили, что он пошел на попятную, согласившись с тем, что он не имеет право проявлять дискриминацию против граждан других государств-членов ЕС.
"Мы четко дали понять, что готовы идти на компромисс, но только на том основании, что мы сохраним основные европейские принципы, которые включают в себя отказ от дискриминации и свободу передвижения", - заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Три альтернативных решения включают в себя более краткосрочный запрет на доступ к льготам, "стоп-кран", который позволил бы Великобритании остановить миграцию в ЕС, если ее поток станет чрезмерным, и запрет для граждан и Великобритании, и ЕС получать льготы, пока они не сделают взносы социального страхования в течение определенного периода.
Против главного пункта программы пересмотра отношений с ЕС, предложенной британским премьером, выступили не только Франция и Германия, но более десятка стран ЕС, включая Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию - четыре восточноевропейских государства, которые оказались бы в наибольшей степени затронуты запретом Кэмерона на льготы.