Дело Гонгадзе: Мороз заявил, что ГПУ укрывает от ответственности Кучму и Литвина
Бывший председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз в интервью УНИАН заявил, что обнародованные вчера выводы Генеральной прокуратуры по делу журналиста Георгия Гонгадзе направлены на то, чтобы укрыть от ответственности бывшего президента Леонида Кучму и бывшего главу администрации президента Владимира Литвина.
В своем интервью Мороз, который осенью 2000 года первым обнародовал аудиозаписи, якобы сделанные в кабинете Кучмы и на которых речь идет об убийстве журналиста Гонгадзе, прокомментировал заявление представителей Генпрокуратуры о том, что единственным заказчиком и подстрекателем убийства Гонгадзе является тогдашний министр внутренних дел Юрий Кравченко.
В частности, Мороз отметил: “Генпрокуратура, делая такие заявления, должна была бы дать ответ на ряд вопросов, в частности: Почему бывший министр заинтересовался журналистом? Откуда такой интерес у Юрия Кравченко появился к Георгию Гонгадзе, ведь он не знал его, он не читал тогда еще интернета, он не слушал радио. Поэтому - откуда у него информация о журналисте? Какая причина преследования журналиста и слежки за ним? Кто и с какой целью пытался с первых недель расследования повести его окольным путем?”.
Экс-глава Рады отметил, что сегодня на пленках бывшего майора Государственной службы охраны Николая Мельниченко, которые, по словам Мороза, “признаны экспертизой аутентичными”, есть ответы на эти вопросы. “99% украинского общества понимают, откуда ноги растут у этого дела, - отметил Мороз. - Понятное дело, что это попытка закрыть от ответственности бывших должностных лиц, в частности, бывшего Президента Украины и бывшего главу Администрации… Вот вся логика такого вывода Генпрокуратуры”.
Мороз подчеркнул, что дело Гонгадзе "хоронят путем списывания основной вины на покойника", и выразил убеждение, что это дело “и с моральной точки зрения, и с точки зрения юридической, с точки зрения выполнения требований ПАСЕ относительно расследования этого дела, закрывать нельзя, несмотря на то, что есть юридические нормы - срок давности и много других вещей”.
“Если не могут дать оценку юридическую, то пусть дадут оценку политическую или морально-политическую, потому что мы все прекрасно понимаем, что если бы не было разговоров в кабинете Леонида Кучмы, то Георгий и сегодня бы возглавлял Украинскую правду”, - сказал почетный председатель СПУ.
Отвечая на вопрос УНИАН, каковы все-таки перспективы этого дела, Мороз отметил: “Я не знаком с этим делом и поэтому не знаю, каковы ее перспективы с юридической точки зрения, но еще две недели назад следователь считал, что нужно возбуждать уголовное дело в отношении конкретных фигурантов, а теперь он пришел к выводу, что мало доказательств”. По его словам, дело Гонгадзе "не будет закрыто в сознании украинского общества до тех пор, пока мы не ответим на вопросы, которые стоят перед людьми, не поставим юридическую точку”.
Как уже сообщалось, сам Леонид Кучма сегодня заявил, что дело об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе - международная провокация. В то же время, бывший сотрудник охраны президента Леонида Кучмы Николай Мельниченко заявил, что не будет свидетельствовать в суде по делу Пукача, отметил, что не верит в то, что покойный Кравченко дал приказ об убийстве Гонгадзе по собственной воле, а также сообщил, что европейская экспертиза его записей не может дать стопроцентного подтверждения их подлинности.
Напомним, 14 сентября Генпрокуратура Украины назвала заказчика убийства Георгия Гонгадзе. Следствие установило, что генерал-лейтенант милиции Алексей Пукач получил приказ убить журналиста от тогдашнего министра внутренних дел Юрия Кравченко. Глава пресс-службы ГПУ Юрий Бойченко сообщил, что дело по заказчику убийства Гонгадзе закрыто в связи со смертью обвиняемого.
Генпрокуратура официально сообщила о завершении следствия по делу Пукача, обвиняемого в организации убийства журналиста. По данным издания Коммерсантъ-Украина, обвинение в отношении Пукача сформулировано по трем статьям Уголовного кодекса в двух редакциях: п. "и", "i" ст. 93 (редакция 1960 года; умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное по заказу по предварительному сговору группой лиц или организованной группой; карается лишением свободы сроком до 15 лет или пожизненным лишением свободы); ч. 3 ст. 166 (редакция 1960 года; превышение власти или служебных полномочий, которое привело к тяжким последствиям; карается лишением свободы сроком до 12 лет) и ч. 2 ст. 365 (редакция 2001 года; превышение власти или служебных полномочий, которое сопровождалось насилием; карается лишением свободы сроком до 8 лет).
"Следственные действия завершены, и с 15 сентября потерпевшие могут ознакомиться с материалами дела", - уточнил Бойченко. Для восстановления обстоятельств убийства Гонгадзе следствию потребовалось 10 лет - журналист был похищен 16 сентября 2000 года.
***
29 ноября 2000 года были обнародованы "пленки Мельниченко" - аудиозаписи разговоров в кабинете президента Леонида Кучмы, сделанные майором Госохраны Николаем Мельниченко. В одном из фрагментов обсуждались Гонгадзе и способы его физического устранения. В записях слышны голоса, похожие на голоса Леонида Кучмы, экс-главы АП Владимира Литвина, экс-председателя СБУ Леонида Деркача и бывшего главы МВД Юрия Кравченко.
Утром 4 марта 2005 года, накануне своего дня рождения, Кравченко был обнаружен мертвым на своей даче в элитном поселке Золотые ворота в Конче-Заспе под Киевом, с двумя огнестрельными ранениями в голову, произведенными из оружия разного калибра. В тот день он должен был прийти по повестке на допрос в Генеральную прокуратуру по делу Гонгадзе.
Бывший начальник департамента внешнего наблюдения Главного управления уголовного розыска МВД Алексей Пукач, который с 2003 года находился в международном розыске, был задержан 21 июля 2009 года в селе Молочки Житомирской области. Он сообщил следователям, где находится голова убитого журналиста, и показал это место в Белоцерковском районе Киевской области неподалеку от села Сухолисы. Там действительно были найдены фрагменты черепа, которые идентифицировали как принадлежащие Георгию Гонгадзе.