Ежегодно в мире порядка 8,5 миллионов человек умирает от рака. В Украине о своем онкодиагнозе каждый год узнают более 160 тысяч человек. Онкологические заболевания являются одной из главных причин смертности в мире. Однако медики уверяют: благодаря современным технологиям рак уже не является приговором.
Об инновационных подходах, новых технологиях и ситуации в Украине в эксклюзивном интервью рассказали ведущий специалист международной сети клиник Аджибадем Хильми Эге и онколог, руководитель украинской онкологической клиники «Инновация» Павел Гриневич.
Турецкий онколог Хильми Эге посетил Киев в рамках сотрудничества с украинской клиникой. Специализация доктора – онкология, онкогематология, стаж работы – 24 года. Он поделился знаниями о мировых достижениях в области диагностики и лечения онкологических заболеваний, а также рассказал, почему не стоит бояться рака.
Главные инновации в лечении рака
Какие самые распространенные методы лечения рака уже существуют, и какие инновационные подходы есть сейчас в мире?
Хильми Эге: Традиционными методами лечения онкологических заболеваний считаются хирургия, химиотерапия и прием медикаментов. Современные клиники широко используют радиотерапию (лучевую терапию), которая направлена на источник раковых клеток и позволяет полностью их уничтожить. Инновационное лечение в радиотерапии заключается в использовании новейших компьютеров в управлении машины лучевой. Есть две разновидности – это технология IMRT (позволяет точно отрегулировать интенсивность дозы) и VMAT (сверхточная лучевая терапия).
Самой передовой разработкой для борьбы с онкологией является иммунотерапия. Эта методика направлена на стимулирование иммунной системы человека, чтобы организм распознавал раковые клетки и самостоятельно их атаковал. Это лечение будущего и через пять лет в области онкологии грядут очень большие перемены. В добавление к иммунотерапии применяется таргетная терапия. Эта инновация заключается в том, что для пациента подбираются индивидуальные препараты, которые целенаправленно воздействуют на конкретный тип рака, блокируют центры роста вредных клеток и обеспечивают их быстрое разрушение.
Позволят ли эти методики в ближайшее время перевести рак из разряда смертельных в хронические заболевания?
Х. Э.: Действительно, существует мнение, что 25-30 лет онкология будет переведена в разряд хронических заболеваний. Рак – это уже давно не приговор. Именно благодаря таргетной терапии и иммунотерапии онкология будет поставлена на один уровень с диабетом. Но нужно запастить терпением, потому что клинические испытания в некоторых сферах только начались. К примеру, иммунотерапия – это уже революция. Она дает первые позитивные результаты в области лечения меланомы, рака легких. Если посмотреть мировую статистику по масштабам онкологии, уже можно увидеть, что рейтинг выживаемости повышается.
П.Г.: В советские времена главным онкологом был хирург, который был «заточен» на оперирование. В современной онкологии хирургия уже давно не главный метод лечения. Хирург занимает только определенный этап, а главным специалистом является клинический онколог, т.е. терапевтическая специальность врача.
Рак был приговором в нашей стране, когда пациентов просто оперировали, а не лечили. Когда не было современной таргетной терапии, развитой иммунотерапии, современной лучевой терапии на линейных ускорителях, когда лечение по современным протоколам не соблюдалось или нарушалось по разным причинам. Раньше оперировали лимфому желудка, а сейчас ее лечат медикаментозно. И если вовремя находят такое заболевание, то это как правило 100% излечение.
Какие преимущества новых методик перед традиционными подходами?
Х.Э.: Благодаря сверхточной радиотерапии здоровые ткани остаются в безопасности. В таргетной терапии лечение также направлено только на больные клетки. В связи с этим нет многих побочных эффектов, которые наблюдались при лечении онкобольных раньше. Например, уже не выпадают волосы. Также на данный момент придумали медикаменты, которые полностью убирают чувство тошноты.
Совсем недавно я лечил от лимфомы одного известного турецкого певца. Он не оставался в госпитале, даже не был дома. Музыкант продолжал давать концерты и вскоре успешно завершил лечение благодаря новым препаратам. Несмотря на терапию, он продолжал жить обычной жизнью.
П.Г.: Традиционная химиотерапия – это синтетические препараты, которые циркулируют по организму и, кроме эффективного воздействия на опухолевые клетки, как побочное действие, проявляют свое разрушающее действие и на здоровые клетки и ткани, что проявляется в виде тошноты, головокружения, повреждения слизистой, и т.д. Таргетная терапия – это биологически активные вещества, которые находят опухолевую клетку и воздействуют на нее, не затрагивая остальной организм. Таргетная терапия работает как снайпер, который попадает точно в цель.
Ведущие направления в современном лечении рака:
Этот современный метод лечения предполагает стимулирование иммунной системы таким образом, чтобы она самостоятельно начала бороться с раковыми клетками.
Новейшая технология, основанная на принципах целевого воздействия на фундаментальные молекулярные механизмы, имеет минимальные побочные эффекты.
Метод лечения злокачественных образований с помощью облучения инновационным оборудованием. Используемая радиация призвана остановить рост раковых клеток или уничтожить их.
Украинский опыт лечения рака
В Украине широко практикуются эти мировые подходы в лечении рака?
П.Г.: В нашей стране они тоже есть. Но использование всех трех методик зависит от того, представлены ли все технологии и медикаменты в конкретном медицинском центре, есть ли у докторов необходимые компетентности. В Украине часть таких препаратов закупает государство, но это очень маленькое количество по сравнению с объемом пациентом, которым они нужны. В той же Турции эти технологии абсолютно доступны, так как там работает страховая медицина.
Например, в Германии по статистике выживаемость пациентов с раком молочной железы (общая популяция пациентов от первой до четвертой стадии) при лечении по международным стандартам составляет приблизительно 84-86 % за пять лет. В Украине, это цифра за 2013 год была 55-56%.
Именно из-за отсутствия технологий и необходимых препаратов украинских пациентов часто направляют на лечение за границу?
П.Г.: Да. В Украине очень мало клиник имеют необходимое оборудование для лечения разных тяжелых заболеваний. Например, у нас можно сделать лапароскопию простаты, но ее можно лучше и эффективнее сделать с помощью робота-хирурга Da Vinci. Этой технологии в Украине нет. Тогда пациенту дается выбор: или вы делаете здесь, или, например, в Турции.
В нашей клинике, не оперируют опухоли головного мозга и не делают пересадку костного мозга. Таким пациентам мы рекомендуем по программе партнерства операции делать сразу в клинике Аджибадем. Потому что там очень высокий уровень современного технического оснащения. В Украине есть несколько государственных центров по пересадке костного мозга, но их мощность настолько маленькая, что они не могут себе позволять выполнять эту услугу в полном объеме для большого количества людей. Допустим, желающих 200 человек, а пропускная способность 50 человек в год.
Х.Э.: Специалисты в наших госпиталях уже начали делать мини-трансплантации костного мозга. Это когда забирается определенная клетка, выращивается, а затем возвращается пациенту обратно. Перед трансплантацией здоровых стволовых клеток (донорских или собственных) пациенту проводят высокодозовую химиотерапию. Она обнуляет иммунную систему человека, уничтожая опухолевые клетки. При таких операциях очень важно, чтобы все было экстра стерильно. Чтобы в лабораториях технологически правильно отобрали стволовые клетки, вырастили, сохранили их и далее внедрили.
Турция – лидер медицинского туризма
Не многие знают, что в Турции очень развита медицина. В чем главные преимущества турецких клиник?
Х.Э.: Это мой первый визит в Украину и я, на самом деле, приятно удивлен. Я не считаю, что ситуация в вашей стране в лечении онкологии плачевная. Может быть, раньше разрыв был большой, но сейчас у вас также есть хорошие частные клиники. Я видел конкретные примеры, знаком с вашими специалистами…
П.Г.: Но все же по сравнению с Украиной, Турция сделала огромный рывок в области технологий. Клиники Аджибадем выигрывают перед остальными (даже германскими и израильскими) тем, что у них представлены самые последние технологии и оборудование. То, что появилось вчера на мировом медицинском рынке– сегодня есть уже в Турции. Это политика Аджибадем, которую я видел собственными глазами. Также очень важно, что там соблюдается комплексный подход. То есть, в каждом центре есть весь спектр диагностического и лечебного оборудования. Это гигантское размеры в площадях и технологиях. Пациенту не нужно выходить за пределы клиники, чтобы провести лечение от начала и до конца.
Х.Э.: К сожалению, бывают случаи, когда к нам приезжают пациенты с неправильно установленным на родине диагнозом. В Турции им делают более точный тест на молекулярно-генетическом уровне и предлагают передовое лечение.
П.Г.: В Украине передовые диагностические процедуры предлагают не во многих клиниках. И если попадаются пациенты с неправильным диагнозом, в основном, это из регионов, так как в крупных городах (особенно в Киеве) гистологические анализы проводят более точно и быстро.
Но даже при наличии одинаковых стандартов диагностики и лечения пациентов есть разница в результате. Ведь должно быть необходимое оборудование, правильная интерпретация диагноза, качественные медикаменты. Только при совокупности выполнения всех шагов на всех этапах – пациенты наших стран будут получать одинаковые результаты. Что касается Аджибадем – это клиника высокого европейского уровня. Комфорт и сервис – это их основной идеологический подход.
Профилактика рака и своевременная диагностика
Можно ли как-то предотвратить рак? Какие существуют рекомендации по профилактике онкологических заболеваний?
П.Г.: Самая большая проблема в онкологии, это когда опухоль развивается незаметно и пациент ее чувствует уже на 3, 4 стадии. Чтобы это не пропустить, нужно вовремя проходить скрининги или как раньше называли - профосмотры. Некоторые опухоли имеют генетическую предрасположенность, например рак молочной железы, кишечника, яичника. Если в анамнезе бабушки был рак груди, очень высока вероятность того, что дочка и внучка получит этот ген, который вызывает рак. Это можно узнать с помощью таких специфических анализов как BRCA 1 и BRCA 2.
Очень низкий уровень у нашего населения самоответственности по отношению к своему здоровью. Это вызвано многими факторами. У нас в клинике, как правило, с нашими пациентами происходит так: когда дочь приводит маму с раком молочной железы, на этом фоне она тогда делает и себе тест на предрасположенность к раку.
Х. Э.: Своевременное обращение к врачу и точная диагностика – самое главное в онкологии. Чтобы предотвратить рак, рекомендуется вовремя проходить профилактические обследования. Всем женщинам после 40 лет необходима маммография. После 50 лет и мужчинам, и женщинам нужно пройти онкологический скрининг – колоноскопию (обследование прямой кишки), и после 65 лет для мужчин обязательный скрининг простаты.