Крупнейший харьковский капиталист Александр Ярославский всего за год из закрытого бизнесмена превратился в публичного и влиятельного хозяина региона.
Харьков. Раннее утро. На верхнем секторе футбольного стадиона Металлист сотни три спортивных волонтеров проходят курс молодого бойца. Юношей и девушек обучают искусству информационного сервиса для болельщиков турнира Евро-2012.
Вдруг в самом низу чаши стадиона на беговой дорожке появилась крошечная фигура. Инструктаж прерван. Волонтеры вскочили с кресел, и над пустыми трибунами Металлиста прокатилась неслабая волна: "Ярославский! Ярославский!". В ответ бизнесмен вскинул вверх руки. Ритуал завершен. За что же Александру Ярославскому, владельцу DCH-group, такие императорские почести?
В последние два года бизнесмен проявил невиданную деловую активность в родном Харькове. Реконструирует стадион. Достраивает аэропорт. Заливает фундамент под пятизвездочный отель. Укладывает тротуарную плитку. Реставрирует фасады домов. В общем, строит капитализм.
"Я не строю капитализм, - реагирует Ярославский на реплику Корреспондента. - Я делаю то, что мне нравится".
Чтобы делать то, что нравится, мультимиллионер сколотил состояние на столичном рынке коммерческой недвижимости, черкасском химзаводе Азот и в Укрсиббанке. По подсчетам Dragon Capital, Ярославский, в числе 15 самых богатых людей Украины. Его капитал оценен в $ 797 млн.
И весь он — до копейки — работает на Ярославского. Результат налицо: к фамилии бизнесмена в последнее время все чаще прибавляют — "хозяин Харькова". "Такие люди, как Ярославский, умной власти всегда нужны, – резюмирует харьковчанка Ирина Горина, народный депутат Украины. – Она всегда будут дружить с ними".
Рублем и мячом
Сергей Матненко, руководитель коммерческой службы Металлиста, рукой очерчивает горизонт вокруг стадиона, рассказывая при этом жуткие вещи. Возле футбольной арены еще два года назад бушевал полустихийный рынок. Между шаурмой и хот-догами сновали полчища крыс и бродячих собак. Напротив базара выросли нескончаемые ряды гаражей. В этих тисках антисанитарии и автопрома мучительной смертью умирал домашний стадион Металлист (Харьков). А местная команда с трудом выбивается из аутсайдеров в середняки национального первенства.
Как признается Ярославский, по рекомендации Рината Ахметова, крупнейшего отечественного бизнесмена и президента ФК Шахтер (Донецк), он начал крупномасштабные инвестиции в футбол: купил в 2004-м за $ 1,5 млн у своего земляка, президента концерна АВЭК Александра Фельдмана, только что выползший из первой в высшую лигу ФК Металлист.
На правах хозяина команды Ярославский начинает борьбу за гектары вокруг стадиона. Полулегальный базар закатан в асфальт. На его месте построена юношеская футбольная академия с 15 полями, автостоянка. Фасады всех домов в округе или покрашены или заклеены многометровыми баннерами, на них – реклама клуба.
Труднее всего дело обстоит с частной собственностью – гаражами. Два года назад бизнесмен за $ 1 млн выкупил все гаражи. Выкупил и снес.
Напротив центральных ворот стадиона огорожены 5 га земли, здесь DCH-group готовится возвести торгово-развлекательный центр Металл-сити как единый комплекс со спортивной ареной.
В итоге на реанимацию местного футбола у Ярославского ушло более 360 млн грн. Еще приблизительно 240 млн грн ($ 30 млн) ежегодно съедает содержание всей инфраструктуры клуба. Это вполовину меньше чем, например, у киевского Динамо, но вполне достаточно, чтобы закрепиться в тройке лидеров национального первенства и принимать участие в еврокубках.
Деловую активность Ярославского особо подхлестнул чемпионат Европы по футболу 2012 года, который пройдет в Украине. "Евро-2012 — это как некий стимул, дополнительный бонус к тому, чтобы я сделал все это быстрее", - уверяет харьковский бизнесмен.
Ускоряется Ярославский, ускоряется Харьков. Проливной дождь не остудил азарт бригады экскаваторщиков, которые роют на площади Свободы котлован под пятизвездочную гостиницу. Нет смысла спрашивать, чей отель.
Коренной харьковчанин и совладелец местной строительной компании Александр Сивальнев утверждает, что в Харькове если что-то крупное и строится, то это дело рук Ярославского. Смета отеля – $ 70 млн. В последнем рейтинге Корреспондента Золотая сотня самых богатых украинцев четыре харьковчанина, но мало кто из них, кроме Ярославского, способен оперировать такими миллионами. Да еще и в разгар кризиса.
Замечание Корреспондента, что для бизнеса Ярославского в Харькове созданы особые условия, предприниматель встретил протестом: "Нет, у меня такие же возможности, как и у всех остальных. Вставать надо раньше и ложиться, соответственно, тоже. Целый день работать, а не лясы точить". Разумеется, это упрощенная формула успеха.
Путь Ярославского от мальчика до мужа тернист. Офицер запаса Сивальнев помнит его еще в форме капитана советской милиции. В этом мундире молодой Ярославский, сотрудник ОБХСС, боролся с расхитителями социалистической собственности.
Затем был брак с Ириной Масельской - дочерью председателя Харьковского облисполкома Александра Масельского, хозяина области в начале 90-х годов. Успешный бизнес в торговом и финансовом секторах. Контроль отечественного рынка химудобрений. Активы в металлургии и нефтепереработке. В общем, стандартный сценарий рождения украинской Золушки в мужском облике.
Объединив все свои активы в DCH-group, бизнесмен застраивает бизнес-центрами промзоны киевского Подола. Правда, на время кризиса проекты пришлось заморозить, но сомнения в том, что работы будут продолжены, у Ярославского нет.
"Перспективный рынок?" – любопытствует Корреспондент. "На Подоле? 100%!" -отвечает Ярославский.
Ярославский вокзал
Первым делом самолеты, решил Ярославский. В последний год всю мощь своего кошелька он направил на строительство главных воздушных ворот Харькова, да и всей восточной Украины. Под грохот отбойных молотков и скрежет металла в ныне строящемся терминале харьковского международного аэровокзала Сивальнев, руководитель этой стройки века, проводит для Корреспондента блиц-экскурсию.
Панорама из окна второго этажа открывает вид на взлетные полосы, которых еще нет, но к 23 августа, дню открытия аэропорта, должны быть. Ярославский обеспечил около 1,5 тыс. человек работой и средствами, только бы не опоздать к намеченной дате.
Ремонт дороги к строящемуся терминалу уже практически завершен. Чтобы глаз приезжих не спотыкался об разруху, по указке Ярославского в округе аэровокзала фасады жилых домов выкрашены во все цвета радуги. Весь этот маскарад уже потребовал сотни миллионов гривен.
Проект — совместный с государством, то есть часть денег (а это около 740 млн грн.) —бюджетные средства. Обязательство Ярославского - 644 млн грн. Получить деньги из казны — дело хлопотное при любой власти. Чтобы работы не останавливались, кассовый разрыв приходится компенсировать за счет средств DCH-group. Таким образом, объем инвестиций Ярославского за последние два года в любимый город – более 1,5 млрд грн.
"Аэропорт окупится не раньше чем через 20 лет, - подсчитывает Сивальнев. – Ярославскому же сейчас идет 51-й год". Эта житейская бухгалтерия убеждает директора стройки, что терминал – скорее гуманитарная миссия, чем бизнес-проект. То есть, не при Ярославском будет сказано, когда харьковский международный аэропорт выйдет в плюс, предприниматель будет слишком стар, чтобы вдоволь насладиться прибылью.
И все же его инвестиции уже несут в городе золотые яйца. В начале июня представители ирландской авиакомпании Ryanair, заявили, что готовы начать полеты из Харькова. Если стороны найдут общий язык, то в течение двух лет в страну войдет самый крупная в Европе авиакомпания по системе low cost. Сегодня средняя стоимость авиаперелета у Ryanair — 30 евро.
"Я надеюсь, что жители нашего города теперь смогут спокойно собраться и полететь выпить кофе в Париж, одеться в Милане и очень удобно вернуться без всяких пересадок", - мечтает Ярославский.
Харьковчанин Игорь Гуменный — один из потенциальных почетных пассажиров реконструированного харьковского аэропорта. Собственник торгово-промышленного холдинга, работающего в области холодильного оборудования, UBC Group, ведет бизнес по всему миру. "Меня очень поразила эта новость [открытие авиарейсов из Харькова в Западную Европу]. У меня там покупатели, - уточняет предприниматель. – Мне нужно каждую неделю там быть. Думаю, в Харькове мы больше всех летаем". Уже в нынешнем сентябре планируется, что турецкая бюджетная авиакомпания Pegasus Airlines может начать ежедневные перелеты из Харькова в Стамбул.
Любимый город
На вопрос Корреспондента о роли Ярославского в развитии города харьковский таксист Денис Натаров отреагировал с настороженностью: "Я о политике говорить не буду". На утверждение, что Ярославский это не политик, а бизнесмен, собеседник ответил снисходительной улыбкой недоверия. Окончательно убедившись в аполитичности вопроса, Натаров похвалил дизайн аэропорта и добавил: "Думаю, вряд ли к нам поедут туристы. Разве что только к Евро-2012".
У Александра Васильева, президента Харьковского клуба предпринимателей, совсем иные ожидания от возможностей, которые открывает турнир 2012 года. В частности —потенциальные прибыли в гостиничной индустрии, общепите, производстве сувенирной продукции.
У Васильева есть свой объект недостроя, который он планирует превратить в мини-отель как для европейских фанатов футбола, так и для иностранных инвесторов. "Уже едут, - приводит он в пример трех предпринимателей из Нидерландов, которые открывают в Харькове свой бизнес в области информационных технологий. — Под Евро-2012 они набирают сотрудников, расширяют офисы".
При этом Васильев утверждает, что малый бизнес тянется именно за Ярославским, самым активным инвестором в подготовку чемпионата Европы по футболу. То есть без новых стадиона, аэропорта и других инфраструктурных проектов мелкий и даже средний бизнес Харькова и не замахивался бы на Евро-2012.
"Это то, что называется влияние, - говорит Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий. - Любая власть не сможет его обойти. Общественное влияние — это тоже политика".
Так и есть, Ярославский - неформальный лидер региона с населением маленькой европейской станы. 3 млн человек — мощный человеческий ресурс в стране, где никогда не затихают выборы. Но бизнесмен не собирается во власть. Зато всякий, кто захочет получить поддержку харьковского региона, должен будет считаться с его новым имиджем.
"Раньше это был просто крутой бизнесмен, - резюмирует Васильев. - Сейчас это общественно любимый деятель, если бы надо было голосовать, я бы голосовал за него".
5 вопросов к Александру Ярославскому:
- С какой страны Украине следует брать пример и почему?
- Со Швейцарии. 60-70 лет назад это была не слишком авторитетная сельскохозяйственная страна, а посмотрите, какую роль она сейчас играет в мировой экономике. Плюс то, что видно невооруженным взглядом, - чистота, порядок.
- Книга, фильм, спектакль, которые произвели на Вас наибольшее впечатление или заставили мыслить в новом направлении?
- Любимые авторы - Антон Чехов, О'Генри. Спектакль, который произвел наибольшее впечатление - Ревизор. Любимый фильм - Бриллиантовая рука.
- Если бы Вы сегодня начинали бизнес, чем бы Вы занялись?
- Наверное, знаний бы побольше набрал. Я все равно чувствую, что есть некий дефицит знаний.
- За какой футбольный клуб Вы болеете, кроме Металлист (Харьков)?
- За лондонский Челси.
- Как поддерживаете спортивную форму, есть ли табу в еде?
- Больше двигаться, меньше есть. Я Вам скажу так: ежедневно бегаю минимум 6 км. Это не считая большого тенниса. Из еды: желательно не есть сладкого, сахара, картошки и хлеба.
Эта статья опубликована в №24 журнала Корреспондент за 25 июня 2010 года.