Украинцы, работающие за границей, вкладывают в экономику своей страны гораздо больше иностранных инвесторов и сами создают себе рабочие места.
Профессиональный строитель Валентин Калиниченко одним из первых на Сумщине поехал на заработки за границу. По его трудовому пути можно изучать географию современной Европы: Сербия, Хорватия, Польша, Бельгия и Франция. На каждом новом месте работы он тщательно изучает карту - его интересует дешевое жилье и ближайший пункт международных денежных переводов. Это обычная заробитчанская схема: каждый месяц, оплатив по счетам аренду жилья, Калиниченко отправляется отсылать деньги семье.
Калиниченко - один из, по разным оценкам, 7-8 млн украинцев, работающих за границей, которые сейчас стали главными финансистами своей страны. Во Всемирном банке отмечают, что с такими результатами Украина окончательно укрепилась на пятом месте по количеству гастарбайтеров после Мексики, Индии, Китая и России. "Сегодня украинские трудовые мигранты составляют более 10% от 80 млн таких работников со всего мира", - говорит председатель международной организации Четвертая волна Александр Шокало.
По данным украинского представительства Международной организации по миграции (МОМ), в прошлом году заробитчане перечислили на родину около $ 10 млрд, что в пять раз превышает объем прямых иностранных инвестиций в национальную экономику за прошлый год.
Несмотря на то что крупнейшими инвесторами в украинскую экономику трудовые мигранты стали фактически с момента первых выездов за границу, теперь сумма их денежных переводов в страну стремится к историческому рекорду. Объем средств, переведенных домой мигрантами в прошлом году, вдвое превысил аналогичную сумму за 2009 год. И в дальнейшем, по словам Шокало, эта сумма будет только расти. "Во время кризиса был небольшой спад денежных поступлений от мигрантов, но теперь, думаю, сумма денежных переводов достигнет своего максимума", - уверен эксперт.
Помимо непосредственного денежного вклада в украинскую экономику, мигранты везут на родину опыт своих трудовых путешествий. "Вернувшиеся с заработков привозят идеи уже для своего бизнеса", - говорит Дайва Вилкелите, директор по вопросам поддержки украинского представительства МОМ.
Например, Калиниченко по возвращении в Украину планирует открыть свою стройкомпанию, а его коллега из Крыма Владимир Вяхирь после двухгодичной муштры в испанском ресторане подумывает наладить торговлю виноградными улитками, которые по ту сторону границы считаются дорогим деликатесом. "Большинство трудовых мигрантов именно так заканчивают свои поиски хорошей работы, - уверена Вилкелите, - они создают ее себе сами".
Гранты от мигрантов
За семь лет странствий по Европе Калиниченко, по его собственным подсчетам, отправил на родину около 150 тыс. евро. "Когда как, - вспоминает гастарбайтер. - Например, из Бельгии я отсылал по 1,2 тыс. евро, а уже из Франции получалось и по 1,6 тыс. евро ежемесячно переводить".
Следующий пункт назначения сварщика Калиниченко - Израиль, который с 2010 года отменил визы для украинцев. В феврале Калиниченко присоединится к интернациональной бригаде на стройках в Восточном Иерусалиме. "Меня предупредили, что там из-за терактов очень опасно, но, кроме нас, туда никто особо ехать не хочет, и поэтому платить будут щедро - от $ 5 тыс. в месяц", - говорит украинец.
Его энтузиазм легко понять: даже работая в Европе, ему часто приходилось буквально выкраивать из ежемесячного жалованья отчисления на украинскую родню, обделяя себя практически всем. "Конечно, зарабатываешь за границей больше на порядок, чем в Украине - от $ 2 тыс. до $ 3,5 тыс., - но проживание чрезвычайно дорогое, так что пока не найдешь, с кем поселиться, приходится самому оплачивать жилье, а это чуть ли не треть заработанного", - рассказывает Калиниченко о гастарбайтерских буднях.
После израильской командировки украинец планирует отправиться в Лондон, где ожидается приток инвестиций и начало подготовки к Олимпиаде в 2012 году. Собственно, в такой мобильности, уверена Вилкелите, и заключается главный секрет стрессоустойчивости украинцев, которые, несмотря на кризис, не спешили возвращаться в Украину, а просто меняли место работы.
Знает этот секрет и Вяхирь, который уже десятый год скитается по ресторанам Европы, подрабатывая барменом, официантом и даже поваром, что требует специальной сертификации. В этом статусе за последние шесть лет он успел объехать практически все средиземноморские страны - от Турции до Испании. По словам Вяхиря, его маршрут зависел исключительно от легкости заработка, и, например, Испания, подписавшая с Украиной соглашение о легализации украинских гастарбайтеров, стала наиболее привлекательным местом работы для украинца в 2011 году.
Именно поэтому, считает Вилкелите, трудовая миграция во всех ее формах - в легальной и нелегальной - выгодна в конечном счете самой Украине. В 2011-м, ожидают эксперты, сумма денежных переводов мигрантов в пересчете на гривни будет равна дефициту госбюджета, а это около 100 млрд грн.
В целом же, по словам главы представительства МОМ в Украине Манфреда Профази, по объемам денежные переводы всех трудовых мигрантов занимают второе место в общем мировом денежном потоке после прибыли от торговых операций. "По нашим оценкам, в прошлом году мигранты перевели в страны своего происхождения около $ 414 млрд, и эта сумма за последние десять лет удвоилась", - отметил Профази.
Опытные образцы
Кроме денег выездные работники везут в Украину опыт, который зачастую ценнее перечисленных на родину средств. Например, Вяхирь за два года в подмастерьях мадридского ресторатора научился двум вещам - разговорному испанскому и разведению виноградных улиток. Собираясь возвращаться в Украину, он надеется, что время, проведенное в Испании, прошло для него не зря. "Заученные испанские фразы мне, конечно, в Украине ни к чему, но вот улитками думаю заняться обязательно", - уверяет он Корреспондент.
Крымчанин надеется, что его первыми клиентами станут несколько ресторанов Севастополя и Одессы, ранее закупавшие столь изысканные полуфабрикаты во Франции и Испании. Закупки украинских улиток, считает Вяхирь, будут выгодны рестораторам: по его словам, виноградные улитки, выращенные в фермерских хозяйствах Франции, стоят чуть ли не втрое дороже, чем те, которые он будет собирать на продажу в Крыму.
Товарные остатки предприимчивый крымчанин планирует сбывать турецким компаниям, которые после переработки продадут улиток в Евросоюз уже под своей торговой маркой и со своей наценкой. "Я уже все рассчитал, - продолжает Вяхирь. - В Крыму можно собрать около 200 т такого продукта и продать его в ту же Турцию по три евро за килограмм".
Осесть в Украине после вояжа на олимпийское строительство в Лондон собирается и Калиниченко. В его планах - открытие фирмы, специализирующейся на коттеджном строительстве. По словам мигранта, он лично убедился, что это единственный формат строительства в Европе, который развивался во время кризиса и процветает сегодня. "Уже сейчас видно, что в Украине точно такие же настроения на рынке", - говорит строитель.
Калиниченко и Вяхирь хотят повторить историю успеха заробитчанки Анны Кисиль, которая, вернувшись с десятилетних заработков из Канады, открыла в Украине завод по производству экологической упаковки. Впервые такой завод Кисиль увидела в Торонто и преисполнилась надежд, что именно за экологической упаковкой будущее. "Чем ближе Украина к цивилизованному миру, тем выше будут требования к упаковке на продукты, иначе их не станут покупать", - уверена предпринимательница.
Впрочем, даже без такого ошеломляющего успеха повод для гордости у Калиниченко и Вяхиря все-таки есть - они сумели переждать разрушительный кризис без потери своих и без того небольших доходов. Выжили они, по словам Калиниченко, только за счет того, что внимательно следили за новостями. "Когда, например, в Чехии ввели квоты на выдачу разрешений на работу для украинцев, стало ясно, что нужно уезжать", - говорит он.
Ограничить мигрантскую вольницу планируют и в Великобритании, куда после иерусалимской застройки Калиниченко хочет поехать. Как сообщила глава британского министерства внутренних дел Тереза Мэй, в апреле 2011 года будет существенно ограничена квота заробитчан.
"Именно поэтому мне нужно успеть попасть туда на заработки до введения этого ограничения, - говорит украинец. - Если опоздаю, то место займут и тогда только домой: до марта вакансий нет".
Где украинцу работать хорошо
Страны, в которых работает наибольшее число украинских трудовых мигрантов.
1. Россия - 49%
2. Чехия - 13%
3. Италия - 13%
4. Польша - 7%
5. Испания - 4%
6. Португалия - 3%
7. Венгрия - 2%
8. Другие страны - 9%
Данные Международной организации по миграции
Сферы, в которых чаще всего заняты украинские заробитчане
1. Сельское хозяйство (обслуживание ферм)
2. Торговля (продавцы, грузчики, работники супермаркетов)
3. Медицина (частный наем медсестер, уход за пожилыми людьми)
4. Строительство (сварщики, бетонщики, монтажники-высотники)
5. Ресторанный бизнес (повара, официанты, бармены)
6. Нефтегазовый комплекс (работник на морских платформах)
7. Торговое мореходство (моряки, капитаны)
8. Инженерно-технические работы (инженеры, научные работники, программисты)
Данные Международной организации труда
***
Эта статья опубликована в №1 журнала Корреспондент от 14 января 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.