Новый собственник Укртелекома не сможет спать спокойно. Как только 11 марта австрийская компания EPIC Services Ukraine (ESU) приобрела 92,79% украинского телекоммуникационного гиганта, Юлия Тимошенко пообещала, что, вернувшись во власть, отберет у инвестора этот сладкий актив.
"Я думаю, что довольно быстро у нас будет возможность вернуть все назад государству", - заявила лидер оппозиции.
Формальные причины угрозы возможной реприватизации лежат на поверхности. Во-первых, аукцион был проведен всего с одним участником, то есть фактически без какой-либо конкурентной борьбы. Как результат, конечная цена, по которой был продан Укртелеком, - 10,575 млрд грн., всего на 75 млн грн. больше стартовой цены.
По мнению критиков сделки, стоимость госкомпании занижена. И это вторая причина, по которой над приватизационным конкурсом сгустились мрачные тучи. Третья причина объявления войны - туманные представления о том, кто же на самом деле купил "наше все" отечественной телекоммуникации.
Компания EPIC - это Рога и копыта. Она ничего из себя не представляет и, конечно, никаких инвестиций и развития Укртелекому дать не может
"Мы до сих пор не знаем действительного собственника Укртелекома, - сетует Корреспонденту Александр Бондарь, экс-глава Фонда госимущества (ФГИ). - Компания EPIC - это Рога и копыта. Она ничего из себя не представляет и, конечно, никаких инвестиций и развития Укртелекому дать не может. За этим стоят другие люди, и, возможно, через пару месяцев мы узнаем, кто именно".
Все вздор, парируют австрийцы. "Это наше самое крупное инвестиционное вложение", - подчеркнул Питер Гольдшайдер, управляющий партнер компании EPIC.
Кот в мешке
В просторной комнате ФГИ с унылым интерьером за круглым столом сидят Александр Рябченко, председатель фонда, и Вольфганг Херитш, представитель ESU. Натянутые улыбки. Крепкое рукопожатие. Подпись под бумагами. Лишь щелчки фотоаппаратов нарушают гробовую тишину.
Так завершилась многолетняя эпопея приватизации национального монополиста связи - Укртелекома.
По завершению сделки Херитш, не проронив ни слова, покинул комнату, предоставив Рябченко возможность объяснить журналистам, свидетелями какого события стала пресса.
Рябченко сказал: новый владелец Укртелекома в течение двух лет в построение спецсвязи, которая будет использоваться госорганами, инвестирует до $ 200 млн. Также инвестор берет на себя долговые обязательства компании - $ 160 млн и 3,7 млрд грн.
"То есть фактически кроме 10,5 млрд грн. новый владелец должен оплатить и эту сумму, - резюмирует Рябченко. - Это и будет общей стоимостью госпакета".
Народный депутат от Нашей Украины заверяет Корреспондент, что цена, по которой продали Укртелеком, могла быть как минимум вдвое выше, если бы в конкурсе участвовали несколько покупателей.
Бондаря такой бухгалтерией не разжалобить. Народный депутат от Нашей Украины заверяет Корреспондент, что цена, по которой продали Укртелеком, могла быть как минимум вдвое выше, если бы в конкурсе участвовали несколько покупателей.
Оснований для таких предположений у Бондаря более чем достаточно. Компания, в руках которой сосредоточен практически весь рынок фиксированной связи Украины, крупнейшая доля в интенет-бизнесе и единственная в стране лицензия на 3G, достался австрийской компании без боя. В ФГИ поступила лишь одна заявка на участие в аукционе, она же его и выиграла. А ведь в ноябре прошлого года у Рябченко едва хватило пальцев на руке, чтобы перечислить всех желающих поторговаться за Укртелеком.
Глава ФГИ тогда заявил, что в их числе три украинские компании, одна - российская и одна - зарубежная. Речь, в частности, шла об СКМ (собственник - миллиардер Ринат Ахметов), российская АФК Система (в Украине ей принадлежит мобильный оператор МТС) и турецкий Turkcell (оператор Лайф). В числе потенциальных участников приватизационного конкурса пресса называла также Deutsche Telekom и норвежскую компанию Telenor.
"Условия конкурса были сформированы так, что заранее был определен покупатель и цена, по которой он заплатит", - уверен Бондарь.
Представители Deutsche Telekom объяснили Корреспонденту, что не подавали заявки на конкурсе, так как условия мероприятия делали невозможным их участие. Одно из условий, утвержденных Кабмином в октябре 2010-го, - компании с госдолей от 25% и выше принимать участие в приватизации не могут. Немецкий телекоммуникационный оператор имеет в своих активах большую долю госакций.
"Условия конкурса были сформированы так, что заранее был определен покупатель и цена, по которой он заплатит", - уверен Бондарь.
Кто там?
За несколько дней до подачи заявления на участие в приватизации компания ESU сменила структуру собственника. Прямое владение ESU перешло от австрийской EPIC Advisors Ltd к компании EPIC Telecom Invest Ltd.
Последняя, по словам Бондаря, зарегистрирована на Кипре, в офшорной зоне. Никакого криминала. Обычная налоговая оптимизация. Но сам факт такой рокировки возмущает бывшего главу ФГИ.
"У нас запрещено офшорам участвовать в приватизации, - говорит он. - К тому же ни один уважающий себя инвестор не будет работать через кипрский офшор. Через него могут работать только россияне или наши олигархи".
Таисия Шепетко, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital, называет ЕРIC опытным игроком на рынке телекоммуникаций, но преимущественно в качестве консультанта в сделках Deutsche Telekom, Telekom Slovenije, T-mobile. "Вряд ли она [компания ЕРIC] сможет в одиночку управлять таким активом, как Укртелеком", - говорит эксперт.
Кто бы ни получил акции Укртелекома, теперь этот владелец - необычайно влиятельная персона в стране. Это единственная компания в стране, обладающая лицензией на предоставление 3G-связи.
Кто бы ни получил акции Укртелекома, теперь этот владелец - необычайно влиятельная персона в стране. Это единственная компания в стране, обладающая лицензией на предоставление 3G-связи. Под ее контролем находится 90% всех коммуникационных шахт, где проходят сети интернет-провайдеров, в том числе и самого Укртелекома.
В 2010 году количество абонентов широкополосного интернета, предоставляемого Укртелекомом, превысило 1 млн. Ближайший конкурент, компания Воля, - 420 тыс. абонентов. Все остальные провайдеры на фоне Укртелекома - аутсайдеры и останутся таковыми долго.
"Представьте, что вы интернет-компания и вам нужно провести свой кабель к дому, - говорит Ярослав Павловский, замдиректора Института информационного общества. - А учитывая, что Укртелеком также предоставляет интернет-услуги, то будет ли ему выгодно пускать в дом конкурента? Для них он может установить одну ставку, для себя другую".
Но одной монополией сыт не будешь. Для того чтобы Укртелеком стал приносить инвестору чистый доход, придется повышать тарифы на связь
Но одной монополией сыт не будешь. Для того чтобы Укртелеком стал приносить инвестору чистый доход, придется повышать тарифы на связь. "Телекоммуникационные услуги в Украине могут подорожать, - прогнозирует Дмитрий Мельченко, и. о. директора по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega. - Поскольку ни один частный инвестор не может позволить своему активу работать в минус, как это происходило с компанией в последние годы".
Чтобы не работать в убыток, Укртелекому не избежать сокращения персонала, уверен Павловский. Сегодня в компании трудятся около 80 тыс. человек. "Можете быть уверены, что к концу следующего года количество сотрудников Укртелекома уменьшится на 10 тыс.", - подводит итог эксперт.
Новым собственникам телекоммуникационного гиганта придется поторопиться с преобразованиями, на это у них есть четыре года. Следующие президентские выборы состоятся в 2014-м. Тогда инвесторы Укртелекома будут вынуждены болеть за кандидата от Партии регионов. Потому что кандидат номер на этих выборах, Тимошенко, о судьбе предприятия в случае своей победы высказалась откровенно и недвусмысленно.
13-летний марафон приватизации Укртелекома завершен. Телекоммуникационную госкомпанию наконец-то продали. Цена - ниже некуда
$ 4 млрд - сумма, за которую в 1998 году премьер-министр Валерий Пустовойтенко намеревался продать до 25% акций Укртелекома
$ 7 млрд в госбюджет - таковы ожидания министра транспорта и связи Виктор Бондаря от приватизации Укртелекома в 2006 году
$ 2,4 млрд - в апреле 2008 года Кабмин Юлии Тимошенко утвердил стартовую цену приватизации 67,79% акций Укртелекома
$ 1,3 млрд - за такую сумму 11 марта 2011 года Фонд госимущества продал австрийской компании ЕСУ 92,79% акций Укртелекома
***
Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена