UA
 

Корреспондент: Сняли с руля. Защита автопроизводителя обернулась нападением на автолюбителя

26 марта 2013, 09:40
0
608
Спецпошлина на иномарки
Фото: Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Андрей Нестеренко рассказал, что мешает производителям перенести заводы в Украину

Для того чтобы спасти отечественных автопроизводителей, правительство решило потрясти отечественных автолюбителей. Спецпошлина на самые ходовые иномарки вызывает волну отчаяния и протестов, - пишет Александр Пасховер в № 11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года

Президент Укравтопрома Михаил Резник заплатил немалые деньги, чтобы на правах рекламы рассказать газете Деловая столица о целесообразности апрельского повышения импортной автопошлины. От бесплатного интервью Корреспонденту на эту же тему он отказался.

Возможность объяснить связь между спецпошлиной и реанимацией украинского автопрома проигнорировало и руководство корпорации Укравто, ради которой во многом и была затеяна кампания по защите отечественного производителя. Тамошняя пресс-служба сослалась на повышенную занятость всех экспертов компании.

Такое молчание тяжело понять, но легко объяснить. Нелегкая это работа - доказывать стране, как дополнительные сборы послужат на благо отечественному автопрому. В своем рекламном интервью Резник привел в пример Россию, где импортная пошлина на автомобили составляет 25% (в Украине теперь будет до 23 %). Как результат, в страну пошел зарубежный капитал, построены автозаводы.

“Инвестор всегда инвестирует там, где есть рынок, защитные барьеры и поддержка государства”, - резюмирует Резник.

Россия начала производить машины главных мировых брендов, часть из которых поглощает местный рынок, а часть уходит в Украину

Данной тезой глава Укравтопрома нажил себе достойного оппонента в лице Виктора Януковича. Речь идет не о Президенте Украины, а о его младшем сыне, народном депутате и руководителе Автомобильной федерации Украины.

“Введение спецпошлин не стимулирует расширение производства иномарок в Украине, - поясняет Янукович-младший Корреспонденту. - Это задача, которая требует комплексного подхода. Прежде всего я имею в виду развитие внутреннего рынка, создание благоприятного налогового климата и так далее”.

Но у Украины нет сил не только на “так далее”, но даже на “тому подобное”.

Российский внутренний рынок вдесятеро больше украинского. Возведенные здесь в последние годы автозаводы получили господдержку в виде фискальных льгот и технопарков с готовыми коммуникациями и удобной для инвестора инфраструктурой. Россия начала производить машины главных мировых брендов, часть из которых поглощает местный рынок, а часть уходит в Украину.

Перебить этот тренд трудно. А по мнению Олега Назаренко, гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), невозможно.

“Уже поздно, - говорит он. - В России работают 12 заводов, буквально сейчас на выходе еще шесть, где производится 22 бренда”.

Большие гонки

Суббота, 16 марта. Во всех автосалонах, в которых побывал Корреспондент, - Nissan, Mitsubishi и Hyundai на киевском Подоле - царит давно забытый ажиотаж. Картины напоминают предкризисный 2008 год, когда украинцы сметали автомобили из салонов.

Правда, в этот раз аншлаг продлится недолго - до 13 апреля, когда вступят в силу новые заградительные пошлины на импорт автомобилей. Предстоящий рост фискальных сборов и, соответственно, конечной стоимости машин торопит к принятию решений тысячи украинцев.

По оценке Назаренко, предлагаемые правительством спецпошлины на автокары с объемом бензинового двигателя от 1 до 2,2 л удорожат машины примерно на 10-15 %, то есть за малолитражку придется выложить дополнительные $ 2-3 тыс., а за автомобиль несколько крупнее - и все $ 6 тыс.

Узнав о том, что менее чем через месяц может произойти резкое подорожание машин, 29-летний киевский юрист Анна Денисенко взялась ускорить процесс покупки своей мечты - Toyota RAV4. “В понедельник сразу пойду в салон”, - решила она.



 

Но когда наступил понедельник, молодую автолюбительницу ждало разочарование. Выбранную ею модель уже забрали. “В Киеве нет той модификации, что я хотела. Срочно ищу у дилеров по всей Украине, чтобы получить то, что хотела до налога”, - рассказывает Денисенко. Вторник принес ей хорошие новости - нужную модель уже нашли в Крыму и везут в Киев.

Авторы идеи введения пошлин уверены, что совершили важный шаг в сторону восстановления отечественного автопрома. А он сейчас в прямом и переносном смыслах - в разобранном состоянии. По данным Межведомственной комиссии по вопросам международной торговли, за годы кризиса внутреннее автопроизводство сократилось впятеро, объемы продаж упали на 86 %. Более половины сотрудников отрасли потеряли работу.

И вот поэтому правительство вознамерилось с 13 апреля ввести на три года спецпошлины в дополнение к уже существующим сборам. В итоге общая ставка сбора на ввоз автоимпорта увеличивается вплоть до 23%. Глава украинского Кабмина Николай Азаров написал на своей странице в Facebook, что мера эта хоть и крайняя, но вынужденная.



 

“В течение последнего года отечественные автопроизводители практически остановились, - констатирует премьер. - Они не выдержали конкуренции с дешевыми импортными автомобилями”.

Впрочем, не такие уж они и дешевые. Самая продаваемая в 2012 году иностранная машина, Hyundai Accent, вдвое дороже самой популярной украинской модели - ЗАЗ Sens. А значит, дело не в цене, а в качестве товара, уверен Назаренко.

Так или иначе, в правительстве рассчитывают на мощный экономический эффект. Первое - получить дополнительный доход, который будет направлен на восстановление автозаводов. Второе - переключить внимание и кошельки украинцев на машины местной сборки. Третье - привлечь мировые автоконцерны к строительству в стране своих заводов.

Игры разума

Чтобы побудить производителей перенести свои заводы в Украину, нужно наличие минимум двух предусловий, рассуждает Андрей Нестеренко, гендиректор компании Ниссан Мотор Украина. Это большой внутренний спрос и возможность продавать автомобили на соседние рынки. Если учесть, что все соседи Украины уже по уши в автопроме, остается лишь борьба за внутренний рынок. Но он необычайно мал, его годовая норма приблизительно равна месячному объему России.

После сказанного Нестеренко просит включить калькулятор. Для примера он берет импортера из десятки крупнейших в Украине, который продает около 15 тыс. машин в год. С введением пошлин этот продавец потеряет в продаже приблизительно 5 тыс. автомобилей, на каждом из них недосчитавшись 500 евро прибыли. Значит, суммарная потеря - 2,5 млн евро в год. Строительство завода обойдется по меньшей мере в 250 млн евро.

После введения спецпошлины Россия останется в привилегированном положении, так как на пути ее машин барьер будет вдвое ниже, чем у конкурентов

“Как вы думаете, будет ли производитель инвестировать в Украину из-за потери 1% от стоимости завода?” - вопрошает Нестеренко.

Еще одна ахиллесова пята в нынешних больших надеждах правительства - торговый режим с Российской Федерацией, самым массовым донором украинского автоимпорта. На ее долю приходится 15 % всех ввозимых легковых машин. При этом с северным соседом действует нулевая импортная пошлина. После введения спецпошлины Россия останется в привилегированном положении, так как на пути ее машин барьер будет вдвое ниже, чем у конкурентов.

Второй пункт больших надежд правительства - переключить автомобилистов на отечественные иномарки - Назаренко комментирует прозаично: начните с себя.

“Я представить себе не могу, чтобы руководство Citroёn ездило на Mercedes, мировая пресса взорвется, если руководство Nissan пересядет на Toyota, - фантазирует гендиректор ВААИД. - А на каких автомобилях ездят собственники наших заводов? На своих? Ну пусть пересядут на автомобили своего производства, а потом призывают к этому украинцев”.

В том, что украинское автопроизводство нуждается в реанимации и модернизации, Янукович-младший не сомневается. Сомнения начинают подтачивать 32-летнего нардепа, когда речь заходит об отечественных брендах.

Что конкретно мы должны поддержать спецпошлинами? Таврию? Славуту? Или Волынянку?Чтобы их снова вернули в производство? Или устаревшие иностранные машинокомплекты?

“Что конкретно мы должны поддержать спецпошлинами? Таврию? Славуту? Или Волынянку? Чтобы их снова вернули в производство? Или устаревшие иностранные машинокомплекты? - недоумевает парламентарий. - Говорить о таком в современном мире просто смешно”.

Это совсем не означает, что Януковичу весело. В бедственном положении отечественного автопрома он обвиняет менеджмент национальных производителей.

“Если некоторые автопроизводители думают, что они будут сидеть сложа руки и выпускать очень сомнительный продукт, а государство тем временем будет работать на них, создавая благоприятные условия для процветания их бизнеса, они явно пошли по ложному пути”, - то ли угрожает, то ли предупреждает своих оппонентов Янукович-младший.

“Украинцев надо не заставлять покупать отечественный автомобиль, а просить, - дополняет Назаренко своего единомышленника. - Сбросьте цены в два раза: не стоят эти машины [украинского производства] столько, сколько они стоят. Или пусть правительство даст беспроцентные кредиты на покупку отечественного автомобиля”.

Операция Грабли

В 2012 году 83 % первичного рынка легковых автомобилей пришлось на иномарки. Это антирекорд отечественного автопрома. В Украине было продано 205 тыс. машин из 66 стран на сумму около $ 3,3 млрд.

Самый крупный импортер в денежном выражении - Германия ($ 645 млн), второй - Япония ($ 609 млн).

Эти цифры и страшат, и радуют правительство. Страшат тем, что из страны уходят потоки валюты, тем самым увеличивая отрицательное внешнеторговое сальдо, а оно в прошлом году достигло гигантских размеров - $ 15,8 млрд.

В 2012 году 83 % первичного рынка легковых автомобилей пришлось на иномарки

“Автоимпорт занимает третью позицию после газа и нефти в формировании этого дефицита”, - заявляют в Укравтопроме.

В то же время потоки импорта дают правительству надежду с помощью дополнительных спецпошлин собрать приличный денежный урожай. Не дождетесь, говорят в ВААИД и приводят в пример 2009 год - тогда была введена полугодовая спецпошлина в размере 13%. После этого поступления в бюджет сократились на 85%, объем продаж - на 84%, доходы - на 96%.

И вот теперь нависла угроза повторения невыученного урока четырехлетней давности. Опасаясь неминуемых потерь, дистрибьюторы подсчитывают, сколько месяцев они смогут протянуть на тех машинах, что уже пересекли границу Украины. Одни думают, что их запаса хватит на три месяца, другие надеются на полгода. Все дружно говорят, что в случае, если спецпошлина будет введена, производители, скорее всего, перенаправят новые модели на другие, платежеспособные рынки.

Потоки импорта дают правительству надежду с помощью дополнительных спецпошлин собрать приличный денежный урожай

Поскольку под спецпошлины не подпадают машины с дизельными двигателями, именно на них и сделают ставку импортеры. 50 % продаж Citroёn в Украине приходится как раз на дизельные автомобили. Лоик Сибрак, директор представительства компании в Украине, говорит, что отныне таких моделей в их салонах будет еще больше.

Нестеренко подхватывает инициативу. Он рассказывает, что до 10% машин Nissan, продающихся в Украине, рассчитаны на дизтопливо, теперь эту линейку резонно увеличить. Так или иначе, автоимпортеры готовятся к суровым будням.

“Мы приехали в Украину, чтобы найти новых партнеров, - отмечает Сибрак. - Сейчас говорить о развитии нелегко. Но мы будем прилагать усилия для того, чтобы не потерять то, что есть”.

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: автомобилижурнал КорреспондентПошлины
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...