Украинских акробатов и клоунов, едва успевших окончить вуз, расхватывают лучшие цирки мира. Советская школа циркового искусства по сей день в цене, - пишет Екатерина Иванова в № 7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года
Что чувствует человек, жонглирующий 14 шарами, когда на него
восхищенно смотрит принцесса Монако Стефания, с недавних пор известно
Александру Кобликову, 22-летнему цирковому артисту из Донецкой области.
Он и еще пятеро украинцев предстали в январе перед
европейской публикой на самом престижном в цирковом мире Международном фестивале
в Монте-Карло - и удачно: заняли три призовых места. Акробатам Николаю Щербаку
и Сергею Попову достался Золотой клоун, Кобликову - Серебряный, а клоунскому
трио Экивоки - Бронзовый.
Тишина в несколько секунд, возникшая сразу после того
выступления до момента, когда зал взорвался аплодисментами, показалась
Кобликову вечностью. “Я знал, что это лотерея, был готов к любым вариантам”, -
признается он Корреспонденту.
Впрочем, триумф украинцев на главной арене мира трудно
назвать случайностью: представители отечественной цирковой школы неоднократно
брали призы международных конкурсов. Хотя сразу три цирковых Оскара Украина
взяла впервые.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Лучших студентов киевской цирковой академии приглашают в западные труппы прямо на выпускном экзамене
Юрий Поздняков, тренер Кобликова, декан факультета циркового
искусства и завкафедрой эквилибристики и жонглирования в Киевской муниципальной
академии эстрадного и циркового искусств, не скрывает радости - победу ученика
он считает общей. “Я теперь спать с этим Клоуном [статуэткой] буду”, -
улыбается тренер.
А вот с подопечным ему вскоре предстоит расстаться: Кобликов
оканчивает пятый курс, а затем, вероятнее всего, уедет работать за рубеж. Всем
украинским победителям в Монте-Карло предложили контракты в Западной Европе.
Хотя для украинских артистов это в порядке вещей: примерно
половине выпускников главного циркового вуза страны предлагают работу в ведущих
зарубежных цирках и театрах-варьете, отмечает Поздняков. Зарубежные импресарио
присматривают юные дарования еще на этапе сдачи госэкзамена.
Почему молодежь игнорирует работу на родине, для экспертов
очевидно: программы отечественных арен по своему уровню застряли в советском
прошлом, а заработки жонглеров, акробатов и клоунов здесь в разы ниже
европейских. Вместе с тем киевская цирковая школа в мире по-прежнему является
знаком качества.
“Теперь считается, что хорошее шоу без украинцев сделать
нельзя”, - резюмирует Артем Бадалян, директор немецкой продюсерской компании
Art of Artistic, который уже много лет “поставляет” в европейские цирки и шоу
таланты из Украины.
Клоуны на экспорт
Золотой призер одного из самых престижных цирковых
фестивалей, Цирк будущего, Кобликов перед выходом на арену в Монте-Карло
волновался, как дебютант. Перед ним выступали слоны из Испании, танцующие
диско, и жонглер-украинец на их фоне мог показаться зрителям несколько пресным.
Однако козырь Кобликова подействовал безотказно и на эту
аудиторию: он единственный в мире профессиональный цирковой артист,
жонглирующий сразу 14 шарами, и премьера этого рекорда состоялась как раз в
Монте-Карло.
К тому же выступление Кобликова не просто манипуляция с
мячами. Номер Пьяный морячок стал режиссерским экспериментом Тараса Позднякова,
основателя и креативного директора украинского циркового проекта Rawart,
главная идеология которого схожа с арт-хаусом в мире кино.
Дар удивлять жюри фестиваля рассмотрело и оценило и в трио Экивоки,
состоящем из Георгия Кириченко, Дмитрия Николенко и Юрия Павлычко. “Принцесса
Стефания аплодировала им стоя”, - ярким мазком завершает картину украинского
триумфа в Монте-Карло Александр Белогуб, преподаватель академии,
режиссер-постановщик номеров трио.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Александр Кобликов - мировой рекордсмен по жонглированию одновременно 14 шарами
Еще десять лет назад эта троица училась в киевской академии,
а о таком не смела и мечтать. В 1999-м ребята вошли, по сути, в первый набор на
отделение клоунады - со времен распада СССР поступать туда просто не было
желающих.
В Экивоки они объединились в студенческие годы, начинали с
корпоративных вечеринок в Украине, затем участвовали в уличных фестивалях в
Польше и Бельгии и наконец были приглашены на работу во Францию, в шоу Пьера
Ришара.
"Планируем и до Cirque du Soleil добраться", - делится планами
Кириченко, называя всемирно знаменитый канадский цирк, славящийся масштабными
постановками. Предложение о сотрудничестве оттуда уже получил один из Экивоков -
Николаенко.
А вот к обладателям Золотого клоуна акробатам Щербаку и
Попову успех пришел почти молниеносно. Профессиональные спортсмены, двукратные
чемпионы мира и Европы по спортивной акробатике, завершив спортивную карьеру, в
2010 году подались на телевидение - в шоу Україна має талант.
Вскоре о них узнала не только вся страна, но и дальнее зарубежье
- акробатов пригласили выступать в варьете в Германии. До триумфа в Монте-Карло
в их резюме значились победа в конкурсе Цирк будущего в Париже, а также работа
в тамошнем всемирно известном шоу Мулен-Руж.
Сегодня Щербак и Попов обеспечены контрактами на два с
половиной года вперед - их ждут в Голландии, Германии и Беларуси.
Советский цирк благодаря зарубежным гастролям знали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу
Без украинских артистов нынче редко обходятся цирковые
труппы мира, утверждают эксперты. Советский цирк благодаря зарубежным гастролям
знали и высоко ценили за рубежом, а независимая Украина унаследовала эту школу.
Сегодня же, после громких побед на международных фестивалях, интерес к
отечественным эксцентрикам и эквилибристам вырос в разы.
У выпускников киевской академии, по мнению Бадаляна, две
сильные черты: во-первых, высокая техника исполнения, во-вторых, креативность -
они умеют создавать яркие концептуальные сюжеты для шоу-номеров, что особо
ценится в западном цирке.
“Мне нравится их восприимчивость, драматический артистизм,
они открыты всему новому и большие трудяги”, - сыплет комплиментами в адрес
выходцев из Украины Филипп Агоге, главный специалист по подбору акробатических
талантов в Cirque du Soleil.
Представители этого цирка, а также их коллеги из знаменитых
Knie (Швейцария), Fratellini (Франция), Circus Kron (Германия) и многих других
популярных европейских трупп ежегодно съезжаются на госэкзамен киевской
академии, проходящий в формате представления, как на ярмарку труда. И в
результате некоторым молодым артистам предлагают подписать контракт сразу после
выступления.
В смотринах заинтересованы и педагоги вуза - вслед за
воспитанниками им также предлагают работу за рубежом, чаще всего - проведение
мастер-классов.
Начинающий труженик европейской арены получает за один выход
на манеж в среднем 200 евро и в месяц зарабатывает минимум 4,8 тыс. евро.
В Национальном цирке Украины гонорар артиста значительно
ниже. “У нас самая большая ставка - у дрессировщицы хищников, - рассказывает
Людмила Шевченко, генеральный директор цирка. - За один выход в клетку [во
время представления] - 420 грн., а в месяц у нее 8 тыс. грн. получается”.
Бабушкино шапито
Все опрошенные Корреспондентом украинские артисты
признались, что с радостью работали бы на родине, но то, что им могут
предложить отечественные цирки, далеко от идеала, и не только с финансовой
точки зрения.
Главная проблема украинского цирка в том, что он безнадежно
отстал, констатируют эксперты: подача и антураж номеров не менялись с советских
времен, костюмы с блестками давно вышли из цирковой моды, а в трюках
безупречной осталась разве что техника.
“Очень много безвкусицы”, - категоричен Владислав
Кривоногов, украинский иллюзионист, долгое время работавший в швейцарском Salto
Natale, немецких театрах и варьете Winter garten, Palazzo, Apollo.
Современный цирк Европы и США абсолютно иной, убеждены
эксперты. Здесь правит бал не устаревшая классика, а модерн, сочетающий
элементы пантомимы, танца и драматического театра. Представление это не ряд
чередующихся номеров, а сквозное концептуальное действо, подобное спектаклю или
балету, как правило, дорогостоящее. В одно шоу, как у Cirque du Soleil,
инвестируется до 80 млн евро.
Индустрия канадского цирка с огромными цехами и павильонами
сравнима по масштабам с крупнейшими американскими кинокомпаниями. И эта фабрика
грез открыта для выходцев из Украины в гораздо большей степени, чем Голливуд.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Конек украинской цирковой школы - техника исполнения, которую в Киевской академии циркового искусства оттачивают до совершенства
“Наши выпускники в Cirque du Soleil задействованы в шоу не
как артисты массовки, а работают со своими сольными номерами, срежиссированными
здесь, в Украине, режиссерами-постановщиками академии. Это о чем-то говорит”, -
подчеркивает Анна Лященко, советник ректора по творческим вопросам киевской
академии, и уточняет: западных импресарио привлекают выпускники не просто с
набором определенных трюков, а артисты с готовыми номерами.
“Ты должен не просто выступить, ты должен рассказать историю
- неважно, клоун ты, жонглер или акробат”, - описывает Бадалян главное
требование к любому артисту, претендующему на то, чтобы попасть в настоящее
шоу. С этим задачами украинские артисты нередко справляются лучше европейских
коллег, уверен он.
Конек украинской школы - техника исполнения, которую
оттачивают до совершенства. Когда Кобликов поступал в академию, он не дотягивал
даже до абитуриентских требований - жонглировал лишь четырьмя предметами, а не
пятью. Но тренер рассмотрел в нем будущего виртуоза. Свой первый рекорд,
жонглирование десятью шарами, Кобликов установил в 19 лет.
А вот эффективному менеджменту в отечественной цирковой
школе не учат, сожалеет Бадалян. “Создать продукт - это одно, продать - самое
сложное, - объясняет он бедственное положение украинских цирков. - В Европе
есть такие продавцы, и поэтому в Европе есть и такие [замечательные] шоу”.
Причем специалисты убеждены: даже классический цирк,
преобладающий в Украине, при другой подаче можно сделать “классным, а не
нафталиновым”. Однако давать молодым режиссерам возможность делать современные
шоу директора цирков боятся: не уверены, что новаторская постановка окупится.
“И до тех пор, пока целевой аудиторией цирка в Украине
остается бабушка с внуком, не будет [современного] цирка”, - заключает
Поздняков.
Лучшие арены
Самые известные цирки мира
Швейцарский национальный цирк Knie, Раперсвиль, Швейцария
Год основания: 1803
Цирк принадлежит седьмому поколению старейшей цирковой династии Кни. Сегодня его труппа состоит из 200 артистов из 16 стран и более чем 100 животных. Дополнительно цирк содержит в городском зоопарке более 300 животных
Circus Krone, Мюнхен, Германия
Год основания: 1905
Крупнейший европейский стационарный цирк на 5 тыс. мест, площадью около 3 кв. км и собственной инфраструктурой в городе – школами, мастерскими, кухней, пожарной частью, генераторами
Цирковая академия Фрателлини, Париж, Франция
Год основания: 1974
Единственный в Европе центр циркового искусства, совмещающий профессиональное обучение и постановку представлений. Основала академию Анни Фрателлини – первая европейская клоунесса, героиня фильма Федерико Феллини Клоуны
Cirque du Soleil, Монреаль, Канада
Год основания: 1984
Самый дорогой цирк в мире с годовым оборотом более $ 1 млрд и труппой из 5 тыс. человек, что позволяет представлениям цирка проходить одновременно в разных странах как в рамках гастролей, так и стационарно
Shanghai Circus World, Шанхай, Китай
Год основания: 1999
Самый большой цирк в мире площадью 22,5 кв. км с акробатическим манежем, манежем для животных, а также культурно-развлекательными и торговыми помещениями
Salto Natale, Цюрих, Швейцария
Год основания: 2002
В ежегодно устанавливаемой на шестинедельный рождественский сезон палатке площадью 6 кв. км кроме площадок для представлений размещены многочисленные рестораны и кафе. Посещаемость цирка - 60 тыс. зрителей в год
Al Saheel, Дубай, ОАЭ
Год основания: 2009
Уникальный в своем роде конный театр. В самом популярном шоу цирка участвуют 44 дрессированные лошади и 30 всадников. Представление состоит из 25 разных номеров общей длительностью 90 минут
Данные информационно-справочной службы Корреспондента.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.