Фото: Reuters
Сделка с Ираном открывает новые перспективы
В то время как дипломаты собрались в ноябре в Женеве на решающие переговоры об иранской ядерной программе, пассажиры национальной авиакомпании Ирана в другой части света немного пощекотали себе нервы.
У вылетевшего из Пекина в Тегеран 37-летнего Boeing 747 загорелся один из четырех двигателей. Пилоты Iran Air заглушили двигатель, активировали систему пожаротушения и вернулись обратно в китайскую столицу.
Инцидент 8 ноября и предпринятые для решения проблемы меры показали, что Ирану после долгих лет санкций нужна сделка с Западом, чтобы удержать самолеты в воздухе.
Иран и шесть ведущих стран мира договорились в конце ноября о сворачивании ядерной программы Тегерана в обмен на частичную отмену санкций, что может расцениваться как начало сближения между Исламской республикой и Западом.
Машина времени, которую Иран отправил за застрявшими в Пекине пассажирами, напомнила о 34-летней паузе в отношениях между Ираном и США. Запасной лайнер впервые поднялся в небо накануне захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году, и на сегодняшний день это единственный оригинальный 747-100 в коммерческой эксплуатации. Его нынешняя цена - $60.000, этих денег не хватило бы даже на керосин до Пекина и обратно.
В течение долгих лет такие самолеты летали благодаря черному рынку запчастей, говорят источники в авиации.
Теперь, благодаря промежуточной сделке с Ираном, Тегеран получит право ограниченно закупать авиазапчасти, а также чинить самолеты.
Однако Иран может столкнуться с тем, что его авиафлот настолько стар, что запчастей для него практически не существует. Boeing начал выпускать 747-100 в 1966 году, а закончил в 1982.
"Последний 747-100 мы видели лет десять назад", - говорит Марк Грегори, глава крупнейшей в Европе компании по утилизации самолетов, Air Salvage International.
Выход Ирана на рынок авиарухляди - редкая удача для таких утилизационных фирм и перепродавцов.
"Все будут счастливы, если кто-то захочет купить, потому что это - мертвый рынок. Такие запчасти не разлетаются как горячие пирожки", - сказал Дерк-Ян ван Херден, управляющий нидерландской Aircraft End-of-Life Solutions.
Иран также намекнул, что полное снятие санкций позволит в будущем закупать самолеты.
"В результате сделки в Женеве мы надеемся закупать запчасти напрямую у производителей, а не у посредников по высокой цене", - сказал высокопоставленный иранский чиновник.
"Мы задумываемся о том, что когда санкции будут сняты, мы купим 250-400 самолетов, у Boeing или Airbus", - сказал чиновник на условиях анонимности.