UA
 

Корреспондент: Либеральный радикал. 12 идей главного архитектора польских реформ

15 февраля 2012, 11:20
0
315
Корреспондент: Либеральный радикал. 12 идей главного архитектора польских реформ
Фото: Андрей Порохненко
Бальцерович – одна из самых спорных фигур в польском обществе

Лешек Бальцерович провел в Польше быстрые и радикальные реформы, которые впоследствии стали эталоном для многих экономистов. Благодаря этим изменениям страна вырвалась из нищеты, став намного ближе к успешному Западу, чем к соседней Украине. Корреспондент, в №5 от 10 февраля, представляет 12 идей главного архитектора польских реформ

С Лешеком Бальцеровичем, легендой польской экономики, Корреспондент встретился два года назад в здании Высшей школы экономики в Варшаве. Там Бальцерович преподает и возглавляет аналитический центр, то есть занимается тем же, чем и 35 лет назад. В университете у профессора есть свой маленький кабинет на кафедре международных сравнительных исследований. Кабинет невероятно мал для человека, который дважды был вице-премьером и министром финансов Польши, а также шесть лет возглавлял центральный банк страны.

Бальцерович рассказал Корреспонденту, что в середине 1970-х у него появилось довольно необычное и скучное хобби – изучение рыночных реформ и создание плана их внедрения в польскую экономику. Тогда он не мог себе представить, что эти наработки кому-то пригодятся. В 1980-х он начал консультировать профсоюзное движение Солидарность. Активисты движения добились проведения первых демократических выборов в 1989 году, которые привели к формированию нового правительства.

Одним из первых был принят закон об иностранных инвестициях, предоставляющий налоговые льготы для зарубежных инвесторов

Лидер Солидарности Лех Валенса мог повести за собой людей, но в экономике разбирался слабо: первый президент Польши - бывший электрик. Поэтому проведение реформ он поручил Бальцеровичу.

План Бальцеровича поверг страну в шок. Одним из первых был принят закон об иностранных инвестициях, предоставляющий налоговые льготы для зарубежных инвесторов. Также правительство отпустило цены на продовольствие, существенно сократило бюджетные дотации, провело быструю приватизацию, а это означало массовые сокращения. Часть предприятий обанкротились. Зато многие поляки нашли себя в малом и среднем бизнесе.

Сегодня средняя зарплата в Польше - $ 1.107, тогда как в 1992-м она составляла всего $ 260. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП – 47%. Приток прямых иностранных инвестиций по сравнению с 1992-м вырос в 20 раз. И даже старые оппоненты Бальцеровича признают, что в этом немалая заслуга его либеральных реформ. Благодаря их проведению страна в кратчайшие сроки вырвалась из нищеты.

Даже старые оппоненты Бальцеровича признают, что в этом немалая заслуга его либеральных реформ. Благодаря их проведению страна в кратчайшие сроки вырвалась из нищеты.

До сих пор Бальцерович – одна из самых спорных фигур в польском обществе. За границей ему вручили множество наград. Но потребовались многие годы, чтобы его оценили на родине.

Бальцерович написал свыше 100 статей на экономическую тематику. В 2007 году в России была издана егокнига Навстречу ограниченному государству. Она состоит из двух статей - о роли государства в создании успешной экономики и об уроках переходного периода в посткоммунистических странах.

Корреспондент представляет 12 цитат Бальцеровича из этой книги. Они помогают понять, почему стране-соседке удалось достичь экономического процветания, а Украине нет.

"Каждый, кто знаком с историей посткоммунистических реформ, не мог не заметить, что важную роль в ней играли компетентные и решительные реформаторы в составе правительства, наличие или отсутствие которых в руководстве страны является, несомненно, случайным фактором"

- о роли личности в истории. Бальцерович не шел на уступки общественным требованиям, даже когда миллионы поляков остались без работы после первой волны реформ. Перетерпев время, когда его ненавидела вся страна, он дождался момента, когда те, кто проклинал его, начали его боготворить.

"Первый период характеризовался двумя особенностями переходного характера – "эйфорией освобождения" и особой ситуацией в политической сфере. В результате в начале этого этапа политическая система и общество в целом проявляли большую готовность смириться с непростыми мерами в экономике"

- о том, что страны бывшего соцлагеря должны были проводить реформы быстро, пока коммунисты еще дискредитированы в глазах общественности, а бывшая антикоммунистическая оппозиция оставалась сплоченной.

"Приватизация экономики обеспечивает рост производительности труда, соответствие спроса и предложения и эффективность рыночных механизмов. Но одновременно она сужает возможности для политического патронажа и наряду с либерализацией экономики представляет собой необходимое условие для сохранения демократического строя"

- стремительная приватизация – одна из ключевых реформ Бальцеровича. В 1989-1991-м в руках корпоративного сектора оказалось 45% всей польской промышленности. А предприятия, оставшиеся в госсобственности, перестали получать огромные дотации из бюджета и вынуждены были подстраиваться под новые условия рынка.

"Масштабные социальные выплаты, которые и обуславливают высокий уровень налогообложения, как правило, порождают – сами по себе или в сочетании с высокими налогами – целый ряд негативных явлений, таких как дефицит рабочей силы, снижение объемов индивидуальных сбережений, злоупотребление государственными средствами со стороны тех, кто их получает, и выработку у людей зависимости от государственной помощи"

- о необходимости жесткого контроля над бюджетными расходами и решительности в борьбе с соблазном прибегнуть к популизму, когда экономика не в состоянии потянуть огромные соцвыплаты.

"Поскольку далеко не все могут напрямую воспользоваться новыми возможностями, у остальных это может вызвать возмущение, особенно если они считают, что "победители" получили преимущественно незаслуженно"

- по мере того, как на смену социалистической плановой экономике приходил рынок, список престижных и высокооплачиваемых профессий менялся. Например, работники тяжелой промышленности считали, что они проиграли от реформ. Госпредприятия приватизировали, после чего начались масштабные сокращения. Зато стал активно развиваться малый и средний бизнес. Сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП Польши – 47%.

"Наличие независимого центрального банка не позволяет прибегнуть к инфляционному финансированию бюджетного дефицита, защищая тем самым людей от "инфляционного налога", то есть снижения доходов из-за обесценивания денег"

- Бальцерович уверен, что нацбанк должен быть независимым от политического давления и высокопрофессиональным. Сам он возглавлял центральный банк Польши в 2001-2007 годах. За это время инфляция уменьшилась с 10% до 2%.

"Быстрый запуск реформ можно считать свидетельством правильного использования скудного "политического капитала", подаренного историей, а задержку с ними – как признак того, что эти возможности были упущены"

- о том, в каких странах возможности были упущены, лучше всего говорит статистика: по официальным данным, реальный объем ВВП в странах Центральной и Восточной Европы и Балтии на 2000 год составил в среднем 107% от уровня 1989-го, в то время как по странам СНГ этот же показатель равнялся лишь 61%.

"Чем радикальнее расширение деятельности государства, тем больше ущерба оно наносит экономике. Расширение функций государства в различных формах чревато и иными последствиями - распространением коррупции, уклонения от налогов, возникновением теневой экономики и ослаблением функции государства по защите сохранившихся экономических свобод"

- Бальцерович - ярый сторонник либерализма. Для успешной экономики, по его мнению, необходим не тотальный госконтроль, а конкуренция, стабильность денежной единицы, невысокие налоги и гарантированное право частной собственности.

"Некоторые реформы, которые обычно определяют как "политические", влияют как на политику, так и на экономику. К примеру, эффективность и беспристрастность судебной системы имеет основополагающее значение как для обуздания государственного произвола, так и для обеспечения прав собственности и нерушимости контрактов, то есть долгосрочных перспектив экономического развития"

- о том, что экономику к успешному развитию могут подтолкнуть также политические реформы. В частности, создание независимой судебной системы - ценный совет для Украины.

"Как бы ни были велики различия в стартовых экономических условиях, этим можно лишь отчасти – и только на первом этапе после крушения коммунизма – объяснить несовпадающие результаты с точки зрения роста, достигнутые странами с переходной экономикой. Различия в долгосрочных показателях роста связаны в основном с проводившейся в этих странах политикой, то есть масштабом рыночных реформ, в особенности либерализации экономики"

- вне зависимости от разных стартовых условий у всех постсоветских государств была возможность построить успешную экономику, но некоторые страны, в том числе Украина, ею не воспользовались.

"Появление нуворишей и резкий рост социального неравенства после крушения коммунизма отравляет атмосферу в обществе"

- после проведения реформ в Чехии, Венгрии, Польше, Словении увеличилась доля среднего класса, тогда как в России и Украине, где реформы не были успешными, образовалась социальная пропасть между бедными и богатыми.

"Даже самые успешные экономические реформы неизбежно вызывают значительное недовольство, однако половинчатость реформ или их отсутствие рано или поздно обернутся еще большим разочарованием и отчаянием в обществе"

Лешек Бальцерович в датах

Лешек Бальцерович родился в 1947 году в Липне (Вроцлавское воеводство), в семье фермера. Учился в Главной школе планирования и статистики в Варшаве и в Университете Святого Джонса в Нью-Йорке. В 1978-1981 годах возглавлял группу ученых, разрабатывавших альтернативный проект экономических реформ в Польше. В начале 1980-х – консультант профсоюзного объединения Солидарность. С 1989-го по 1991-й - вице-премьер и министр финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого, ответственный за проведение реформ. В 1994 году основал партию Союз свободы и прошел в парламент в 1997-м. С 1997 по 2000-й - снова вице-премьер и министр финансов в правительстве Ежи Бузека. В 2001-2007 годах – глава центрального банка Польши. Сейчас Бальцерович преподает в Высшей школе экономики в Варшаве и возглавляет неправительственный аналитический центр

***

Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 10 февраля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Польшажурнал КорреспондентидеиЛешек Бальцерович
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...