BBC Україна на русском,
13 июня 2013, 15:47
Президент предложил вернуться к идее сооружения газопровода Белый поток, который мог бы стать альтернативным путем импорта газа для Украины.
Президент Янукович предложил вернуться к идее сооружения газопровода Белый поток, который мог бы стать альтернативным путем импорта газа для Украины из Азербайджана, и, возможно, Туркменистана и Казахстана. В Азербайджане говорят, что воспринимают этот проект как чисто теоретический. В России относятся к нему как к неумелой попытке надавить на Газпром.
Еще пять лет назад проект Белый поток был среди любимых идей Юлии Тимошенко - тогдашнего украинского премьера и главного конкурента Януковича на президентских выборах.
Теперь эта идея содержится в нынешнем 500-страничном обращении президента к парламенту, которое так и не было озвучено в Верховной Раде.
Однако впервые эту идею высказала в 2005 году Юлия Тимошенко во время своего первого пребывания на посту премьера. Впоследствии, вернувшись на пост премьера, Тимошенко вернулась и к идее строительства Белого потока.
Юлии Тимошенко не удалось найти серьезной поддержки для этого проекта ни в Европе, которая тогда находилась на пике подъема экономики и требовала много российского газа, ни внутри Украины.
Одним из главных критиков идеи тогдашнего премьера была оппозиционная Партия регионов во главе с Виктором Януковичем.
Предметом критики был не только сам маршрут поставок, но и его цвет, - оппоненты возглавляемой Тимошенко Батьківщини шутили, что Белый поток хорошо коррелируется с белым цветом, который Тимошенко выбрала для избирательной кампании своей политической силы, а впоследствии и президентской кампании, в которой она составила главную конкуренцию Виктору Януковичу.
Теперь, через три года после победы на этих выборах, Виктор Янукович вернулся к идее своей политической конкурентки.
Среди более серьезных, чем цвет, замечаний к проекту, было его удлинение через Каспий до Туркменистана, ведь именно там находится газ, цена которого сделала бы проект не только политически, но и экономически выгодным.
Однако строительство Транскаспийского газопровода может оказаться слишком дорогим и в финансовом, и в политическом плане, учитывая неурегулированный статус Каспия и российские интересы там.
Еще одним недостатком Белого потока считалось то, что он является прямым конкурентом другого завязанного на Европу проекта - Набукко. С другой стороны, тогда Киев заявлял, что Белый поток имеет преимущество, так как в него вовлечены более стабильные и безопасные страны, чем в Набукко, который будет проходить через нестабильные регионы Турции на границе с Ираком.
Пока строительство Белого потока из идеи Тимошенко превратилось в идею Януковича, украинским властям во главе с президентом так и не удалось убедить Россию снизить цену на газ и изменить газовые контракты, заключенные Тимошенко.
За это время Туркменистан получил возможность продавать газ не только России, но и Китаю. При этом туркменский газ стоит Китаю 250 долларов за тысячу кубов, тогда как Украина покупает российский газ по 425 долларов за тысячу кубов.
Европа резко сократила импорт дорогого даже для нее российского газа, и несколько нарастила импорт традиционного газа из Норвегии, а также сжиженного газа как из США, так и с Востока.
После нескольких лет простоя, наконец сдвинулась реализация проекта "Набукко", хотя и в сокращенном варианте.
Грузия, кроме прозападного президента, получила и пророссийского премьера.
И все же, несмотря на эти изменения, в самом проекте мало что изменилось, - считает эксперт Dixi Group Роман Ницович. Он также напоминает, что сам проект был разработан еще в 2003 году британской инженерной компанией, и поэтому его нельзя считать "проектом Тимошенко" или "проектом Януковича".
"К этому проекту вернулись сейчас, потому что Украина пытается диверсифицировать и источники, и пути поставок газа. Параллельно активизировались европейские проекты так называемого "Южного газового коридора", в которых Украина также хотела бы принять участие", - говорит эксперт. По его мнению, по сравнению с другими проектами в этом регионе, Белый поток выглядит затратным и сложным. Однако ключевым в поиске инвесторов для его реализации станут объемы и цена газа, которые могут предложить страны каспийского региона, а также потребность в этих объемах в Европе.
"Конкуренция ведется за рынки поставки газа. Набукко нацелен больше на юго-восточную Европу, тогда как Белый поток, в идеале - на северную. То есть, на рынках назначения они не являются конкурентами. А вот что касается источников, то сейчас они конкурируют, и изменить это можно только с увеличением добычи газа в Азербайджане или Туркменистане", - считает эксперт Dixi Group.
В Азербайджане говорят, что Белый поток как был, так и остается для Баку чисто теоретическим проектом. Главный редактор журнала Caspian Barrel Ильхам Шабан говорит, что со времен премьерства Тимошенко он не слышал, чтобы во время каких-либо украино-азербайджанских встреч кто-то вспоминал об этом проекте.
"Для Азербайджана проект Белый поток никогда не стоял на повестке дня так остро, как другие. Особенно, проект AGRI по доставке сжиженного азербайджанского газа в Европу через грузинские порты. Несмотря на то, что Белый поток попал в перечень проектов, поддерживаемых ЕС, он так и остался "туманным" теоретическим проектом на уровне политических заявлений", - говорит азербайджанский эксперт, и предлагает обратить внимание на два определяющих фактора: техническую и финансовую стороны проектов.
Те, кто вновь поднимают вопрос строительства Белого потока, должны понимать, что по дну Черного моря уже проходит построенный Россией Голубой поток, и вскоре может быть начато строительство Южного потока.
Кроме того, за эти годы Баку вложил в развитие газотранспортной инфраструктуры десятки миллиардов долларов, и пока не готов к новым инвестициям, тем более, когда речь идет о поставках только 8-10 млрд кубов газа в год, - считает азербайджанский эксперт.
"Реализация Белого потока не означает, что азербайджанский газ будет поставляться из грузинских портов к украинскому берегу на базе уже построенной инфраструктуры. Это означает, что от Баку и по крайней мере до грузинских портов должны быть построены дополнительные пропускные мощности, рассчитанные минимум на 15-20 млрд кубов. Иначе этот проект не имеет экономического смысла. На это потребуется как минимум 20 млрд долларов. Где их взять?" - говорит Ильхам Шабан, и добавляет, что еще более дорогостоящим проектом выглядит получение туркменского газа через Каспий.
"Даже если оставить без внимания позицию России по Каспию, то кто будет строить этот Транскаспийский газопровод? От Туркменистана до Украины около 2 тысяч километров. Это не менее 15 млрд долларов. Кто сейчас готов вкладывать такие средства, если на "Набукко" Европа едва нашла 10 млрд? Сколько будет стоить этот туркменский газ, когда попадет в Европу или даже Украину? " - перечисляет вопросы без ответов бакинский эксперт, и добавляет, что между политическими заявлениями и коммерческими возможностями существует большое расстояние.
В России, которая уже протянула через Черное море свой Голубой поток и планирует построить еще и Южный поток, воспринимают идею украинского президента исключительно как еще один метод давления на "Газпром".
"Понятно, что Украина пытается оказать давление на Газпром, однако газ все равно у нас, и мы ничего не потеряем. Никакой экономической целесообразности в этом газопроводе я не вижу, и никогда не видел. Я не верю в его эффективность", - заявил глава Российского газового общества, депутат Госдумы Валерий Язев.
Источник: ВВС Україна на русском