Украинский рынок нефтепродуктов оценивается в $12,4 млрд. Но его привлекательность для украинских производителей падает с каждым годом, пишет Коммерсантъ-Украина в статье Кому принадлежит Украина.
Если в 2005 году из 16 млн т всего топлива, потребляемого в стране, 90% вырабатывалось украинскими предприятиями, то сейчас на их долю приходится не более 45% рынка. Снижение доли переработки стало результатом действий властей по снижению цен на внутреннем рынке за счет стимулирования импорта. В результате собственники большинства украинских нефтеперерабатывающих заводов отказались от переработки.
После распада СССР Украина получила систему из 1,5 тыс. морально устаревших и изношенных АЗС Госнефтепродукта, а также шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), загрузка которых на то время не превышала 90% при мощности в 52 млн т в год. Около 30 млн т нефтепродуктов продавалось внутри страны, еще около 15 млн т экспортировалось. Однако уже к 1993 году ситуация изменилась, и с тех пор в Украине перерабатывается не более 12 млн т нефти в год.
Сейчас Украина потребляет до 16 млн т светлых (бензины, дизтопливо) и темных (мазут, битум) нефтепродуктов в год. Емкость украинского рынка оценивается в $12,4 млрд в розничных ценах. В стране работает шесть НПЗ: Лисичанский, Кременчугский, Одесский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский. Их мощность превышает 52 млн т в год, средняя загрузка – 11%. По данным Минэкономики, в Украине сегодня работает более 5,5 тыс. АЗС, принадлежащих 431 компании.
Сейчас Украина потребляет до 16 млн т светлых и темных нефтепродуктов в год
Три этапа реформы
К концу 1990-х годов решающую роль на рынке нефтепродуктов стал играть импорт, завозившийся в основном по серым схемам (через фирмы-однодневки, которые уходили от уплаты НДС) либо с получением льгот по уплате акцизного сбора и таможенных пошлин. Фактически все нефтеперерабатывающие заводы в этот период накопили значительные долги и простаивали по 250-300 дней в году. Такая ситуация объяснялась отсутствием у Украины собственной нефти и нежеланием добытчиков поставлять сырье на НПЗ, что привело к дефициту и росту цен на нефтепродукты. Все это подготовило почву для прихода новых игроков.
Первым в 1994 году был приватизирован Кременчугский НПЗ (крупнейший переработчик, мощность – до 18,6 млн т), на базе которого было создано совместное предприятие с Республикой Татария – ЗАО Укртатнафта (министерству земельных и имущественных отношений Татарии принадлежит 28,778% акций, ОАО Татнефть – 8,613% акций).
Следующим шагом стала приватизация западноукраинских заводов, контроль над которыми в конечном счете получила группа Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. А в 1999-2000 годах в Украину пришли российские и казахские инвесторы. Российская НК Лукойл в ходе приватизационного конкурса приобрела Одесский НПЗ, Тюменская нефтяная компания (сейчас ТНК-ВР) – Лисичанский НПЗ, а Казахойл совместно с российской группой Альянс семьи Бажаевых – Херсонский НПЗ. Новым участникам рынка удалось изменить правила игры на рынке: правительство запретило льготные схемы и начало борьбу с серым импортом и контрабандой. На импорт нефтепродуктов ввели пошлину в размере 15-25 евро за тонну. В свою очередь, собственники НПЗ начали активно наращивать количество автозаправок и бороться за качество нефтепродуктов. В балансе рынка отечественные нефтепродукты тогда занимали 90%, а цена определялась прежде всего котировками нефти.
Последний раз радикальные изменения на рынке нефтепродуктов произошли в 2005 году
Последний раз радикальные изменения на рынке нефтепродуктов произошли в 2005 году – после того, как премьер-министр Юлия Тимошенко, стремясь снизить цены на топливо, заявила, что поддержание нефтепереработки на плаву и рабочие места на НПЗ не являются приоритетом. Главной целью правительства стало насыщение рынка через отмену таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов и негласное разрешение серого импорта. Доля украинских НПЗ после этих перемен снизилась с 90% до 45% – рынок стал зависеть от цен на импортные нефтепродукты. С одной стороны, это сделало его более чутким к мировым колебаниям – цена нефти менялась раз в месяц, а нефтепродуктов – два-три раза в месяц. С другой – в условиях постоянного роста цен на топливо в мире цены в Украине тоже начали расти быстрее. Часть крупных нефтяных компаний потеряла интерес к украинскому рынку. Так, Казахойл и Альянс продали свои доли в Херсонском НПЗ, Лукойл перешел на импорт нефтепродуктов, а Укртатнафта свернула программы модернизации. Лишившись былого влияния на рынок, большинство нефтяников прекратили борьбу за качество топлива и стали ждать лучших времен.
Владельцы нефти
Российско-британский холдинг ТНК-ВР сегодня остается крупнейшей в Украине компанией по объемам переработки нефти. ТНК-ВР принадлежит 50 АЗС, еще 180 работает с компанией на джобберских (франчайзинговых) условиях. В 1999 году в Украину вышла предшественница холдинга ТНК-ВР – Тюменская нефтяная компания. Тогда из-за постоянных простоев часть мощностей Лисичанского НПЗ вышла из строя, и реальный объем переработки нефти не превышал миллиона тонн. В 2004 году новому собственнику предприятия удалось увеличить переработку до 6,6 млн т сырья.
Российско-британский холдинг ТНК-ВР сегодня остается крупнейшей в Украине компанией по объемам переработки нефти
А в 2007 году Лисичанский НПЗ первый в Украине перешел на выпуск дизельного топлива, соответствующего нормам Евро-4. Компания запланировала и модернизацию производства стоимостью $350 млн, которая позволит выпускать бензины, соответствующие нормам Евро-4. Впрочем, по словам президента компании ТНК-ВР Коммерс Сергея Лизунова, реализацию этих планов пока тормозит отсутствие в государстве соответствующих условий. "Сегодня ввозить топливо из-за рубежа выгоднее, чем производить его в Украине. Именно по этой причине на протяжении прошлого года в стране относительно стабильно работали лишь два завода из шести",– говорит он.
Еще один иностранный инвестор – российская нефтяная компания Лукойл – до сентября 2007 года проводила масштабную реконструкцию принадлежащего ей Одесского НПЗ (мощности позволяют производить около 3 млн т нефтепродуктов в год) и ввозила нефтепродукты российских и белорусских НПЗ для собственной сети АЗС (178 заправок). Несмотря на то что реконструкция предприятия была закончена в прошлом году, перерабатывать на нем нефть в компании решили лишь с апреля. В пресс-службе Лукойла объясняют это конъюнктурой – импортировать горючее сегодня дешевле, чем производить в Украине. "Руководство страны определилось с тем, что импорт приоритетней переработки, поэтому и говорить о том, что в ближайшее время что-нибудь изменится, не приходится",– поясняют в компании.
Украинские игроки
Крупнейшей среди украинских участников нефтяного рынка является группа Приват
Крупнейшей среди украинских участников нефтяного рынка является группа Приват. Ей принадлежит 42% главной украинской компании–добытчика углеводородов ОАО Укрнафта, розничная сеть которой насчитывает 563 заправки. Несмотря на то что группа владеет миноритарным пакетом в Укрнафте, ей удается осуществлять контроль над компанией благодаря лояльному менеджменту. Привату принадлежит два западноукраинских нефтеперерабатывающих завода: Нефтехимик Прикарпатья (Надворнянский НПЗ) и НПК Галичина (Дрогобычский НПЗ). Последний был продан группе в 2006 году структурами предпринимателя Игоря Еремеева. Впрочем, нефтяной бизнес группы Приват вскоре может быть реструктуризирован.
Как заявил уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, Приват намерен продать свои западноукраинские НПЗ и ведет переговоры с государственной нефтяной компанией Азербайджана. А генеральный директор и совладелец ООО НК Альфа-Нафта (владеет 498 АЗС и 66 нефтебазами) Айк Памбухчян заявил о возможной продаже своего бизнеса Привату.
Заметный игрок украинского рынка нефтепродуктов – группа компаний Континиум Игоря Еремеева, владеющая сетью WOG (371 заправка), а также Херсонским НПЗ. В 2007 году он выкупил предприятие у российской группы Альянс. А концерн Галнафтогаз, входящий в Универсальную инвестиционную группу, которую связывают с предпринимателем Виталием Антоновым, владеет сетью АЗС из 255 заправок под брэндом ОККО"(всего компания эксплуатирует 286 заправок).
Государственный подход
Крупным государственным активом в сфере нефтепереработки является ЗАО Укртатнафта, за которое сейчас ведут борьбу НАК Нафтогаз Украины, Татария, а также компании, аффилированные с группой Приват
Крупным государственным активом в сфере нефтепереработки является ЗАО Укртатнафта, за которое сейчас ведут борьбу НАК Нафтогаз Украины, Татария (в лице Татнефти и министерства земельных и имущественных отношений республики), а также компании, аффилированные с группой Приват. Татарская сторона контролировала предприятие через министерство земельных и имущественных отношений (28,77%), Татнефть (8,61%), швейцарскую Amruz Trading (8,34%) и американскую SeaGroup International (9,96%). Однако в мае 2007 года акции Укртатнафты, принадлежащие иностранным компаниям, были списаны в пользу Нафтогаза, в результате чего пакет НАК увеличился с 43,054% до 61,35%. Еще 1% принадлежит ООО Корсан, связанному с группой Приват.
Сейчас единственным нефтеперерабатывающим активом, которым управляет государство в лице НАК Нафтогаз Украины, является Шебелинский газоперерабатывающий завод. До 2009 года Нафтогаз планирует инвестировать в предприятие более $500 млн и увеличить мощность его переработки в 2,5 раза – до 2,5 млн т сырой нефти.
Мелкие и серые
Стремление государства насытить рынок за счет импортного бензина привело к появлению большого количества мелких игроков.
Стремление государства насытить рынок за счет импортного бензина привело к появлению большого количества мелких игроков. Сегодня свыше 55% украинского нефтерынка, по оценкам его участников, контролируют импортеры и владельцы мелких сетей (до пяти АЗС). Всего, по данным Гостаможслужбы, нефтепродукты импортируют в Украину более 250 компаний. Их работа характеризуется использованием серых схем и уходом от уплаты налогов. Заместитель директора научно-технического центра Психея Геннадий Рябцев утверждает, что сейчас 60-65% всего объема продаваемых в Украине нефтепродуктов импортируется с применением подобных схем.
Контролировать такой бизнес для государства фактически невозможно – как только начинаются проверки или расследования, импортер тут же закрывается, а вместо него появляется новый. В результате, по данным Гостаможслужбы, объем поступлений от НДС и акцизного сбора с импорта нефтепродуктов снизился в прошлом году с $370 млн до $250 млн. Присутствие на рынке нефтепродуктов большого количества мелких и не всегда добросовестных игроков сказывается на качестве продаваемого в Украине топлива. Владельцы АЗС, которые сдают свои заправки в аренду фирмам-однодневкам, не несут ответственности за низкое качество нефтепродуктов или недолив топлива потребителям. "Крупная и тем более публичная нефтяная компания не способна конкурировать с таким бизнесом, поскольку не может позволить себе уходить от налогов",– говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Олег Зарубинский.
На первый взгляд правительство уже предприняло ряд шагов по улучшению ситуации в сфере нефтепереработки и продажи нефтепродуктов. Так, создан совет инвесторов при правительстве, который обсуждает проблемы отрасли, работает экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов, а также подписан меморандум о сотрудничестве между Кабинетом министров и трейдерами. Но ситуация в отрасли с каждым годом только ухудшается. По мнению Сергея Лизунова, чтобы потребители не страдали от резких скачков цен на топливо и продажи некачественных нефтепродуктов, растущий спрос на них должен обеспечиваться за счет баланса внутреннего производства и импорта. Среди первоочередных мер, которые следует принять для обеспечения стабильности украинского топливного рынка, президент ТНК-ВР Коммерс выделяет экономическое стимулирование модернизации НПЗ, создание системы контроля за качеством нефтепродуктов, прозрачность установления тарифов на услуги естественных монополий, развитие логистической инфраструктуры для транспортировки нефтепродуктов. "В случае если все эти меры не будут приняты, Украину ожидает дальнейшая тенизация рынка нефтепродуктов и снижение объемов переработки",– утверждают в ОАО Лукойл.