BBC Україна на русском,
5 августа 2013, 10:49
Атмосфера послевоенных офисов была весьма эротизированной. Что это означало - сладкую жизнь или домогательства - выясняет Люси Келлауэй.
Те, кто видел многосерийную драму "Безумцы" (Mad Men), знают, что в офисах 50-60-х годов было очень весело.
Выпивка. Сигареты. Одежда. Все эти бюстгальтеры конусом. И, конечно, секс.
Сравните это с нашими офисами, в которых не пьют и не курят, а флиртуют так мало, что когда один коллега недавно похвалил мою блузку, то сразу же извинился за это - так, будто сморозил страшную глупость.
За последние 60 лет наше отношение к сексу на рабочем месте прошло путь от отрицания к наслаждению, затем неодобрению и в конце концов - к запрету.
Флюгер общественного мнения крутился так быстро, что за ним было трудно уследить. Так откуда такая неуверенность?
Люди всегда были склонны к небольшим грешкам. Но когда в офисе начали работать женщины, возможность грешить вознеслась на совершенно новый уровень.
Кто был объектом желания? Секретарша, конечно.
К началу 20 века секретарша уже стала архетипом. Девушки мечтали о такой карьере. Gfhyb мечтали о таких женах.
Идеальным кандидатом была та, кто мог стать "офисной женой", то есть выполнять на работе те же обязанности, которые жена выполняет дома.
Первые инструкции для секретарш напоминали брачные советы.
"Узнай все пожелания руководителя и исполняй их, даже если не всегда согласна с его методами или идеями. Мужчина любит, когда его прихоти выполняют, так? Считай, что босс всегда прав".
Работа была сложной. Секретарша должна была терпеть не только босса, но и его жену.
"Отношения между женой и секретаршей были очень напряженными. Первая ревновала, а вторая считала, что жена транжирит все мужнины деньги, - рассказывает Джули Беребитски, автор книги "Секс и офис". - Офисная жена должна была покупать подарки ко дню рождения настоящей. Здесь действительно возникает вопрос, где больше заботятся о муже - дома или на работе?".
Но не всегда мужчины ухаживали за секретаршами - могло быть и наоборот.
Одна нью-йоркская ассистентка в середине 30-х мечтала об отношениях с боссом.
"Когда он диктует мне письма, некоторые высказывания вызывают у меня эротические ассоциации, и я краснею, - писала она. - Меня возбуждают слова типа "болт". Начальник мне нравится, я бы с радостью ответила на его поцелуи, но он держится отстраненно".
Мне трудно понять, как можно возбудиться от болтов, даже если бы о них говорил Дон Дрэйпер. Но, значит, можно.
Впрочем, служебные романы завязывались и без помощи этих металлических штучек, и иногда имели очень плохой конец.
В 1940-х годах некая Конни Николас была секретаршей в компании Eli Lilly, штат Индиана. Она имела длинные бурные отношения с боссом, но тот ее бросил ради другой, более молодой секретарши.
Николас этому не обрадовалась. Собственно, она настолько рассердилась, что трижды выстрелила в изменника, села в служебный автомобиль - это был белый "Кадиллак" - и нажала на педаль газа. Но ей не удалось покончить с собой, и несчастная попала в тюрьму.
Тогда, как и сейчас, компании неадекватно реагировали на подобные истории. Руководство Eli Lilly решило, что виноват не секс, а машина - и фирма отказалась от белых "Кадиллаков". Менеджерам предложили их перекрасить или вообще пользоваться собственными авто.
В 50-х и 60-х ситуация начала меняться. Женщины уже не бросали работу, едва выйдя замуж, перед ними открылись нормальные карьерные возможности, например, в таких областях как реклама и издательское дело.
Рона Джаффе в своей автобиографической книге "Все лучшее" описывает будни нью-йоркского издательства конца 1950-х годов.
В пять вечера там непременно пили мартини, и рано или поздно редактор сталкивалась с дилеммой: что делать, когда босс кладет руку тебе на колено, - мило улыбнуться и думать о повышении или заехать ему коленом в пах?
Покойная Хелен Герли Браун, главный редактор "Космополитен", знала ответ на этот вопрос.
"Знаете, я не вижу ничего плохого в том, что женщина использует свою сексуальность, чтобы делать карьеру. Собственно, не знаю для этого лучшего способа", - как-то сказала она.
Сама Герли Браун работала секретаршей в 17 различных местах и только после этого устроилась на престижную и хорошо оплачиваемую работу - копирайтера на Мэдисон-авеню.
Ее совет женщинам: "Используйте свою профессиональную деятельность, чтобы добраться до важного человека, а дальше - очаруйте и одурманьте его".
Двухмиллионный тираж первой книги Герли Браун, "Секс и незамужняя девушка", разлетелся всего через три недели после выхода в свет. Тогда, в 1962 году, реакция читателей была разной: от восторга до ненависти. Да и сейчас, 50 лет спустя, книга все еще шокирует.
"Руководители, которые думают, что амуры на рабочем месте снижают производительность, - просто дураки, - пишет она. - Девушка, влюбленная в своего босса, будет работать семь дней в неделю, да еще и мечтать, чтобы их было восемь. Возможно, это жестоко по отношению к ней, но прекрасно для бизнеса".
Недавно я услышала то же от редактора одной газеты. Он любит, когда его сотрудники заводят интрижки, потому что так они уделяют работе гораздо больше внимания.
70-е годы стали эпохой расцвета феминизма. В 1977 году группа активисток провела конкурс на самое унизительное поручение, которое секретарши получили от руководителей.
В финал попали следующие просьбы: отвезти домой боссу украденные в офисе канцелярские принадлежности; сфотографировать руководителя до, во время и после бритья усов; почистить его вставные зубы и встретить жену с новорожденным младенцем в роддоме.
Но в то время женщины уже работали наравне с мужчинами, и асимметричное поведение на рабочем месте становилась неприемлемым. В 1975 году в ходе судебного процесса в Нью-Йорке впервые прозвучал термин "сексуальное домогательство". Щипкам и двусмысленным шуткам быстро был положен конец.
Появились законы, поставившие сексуальные домогательства вне закона, и компании начали заключать с работниками "любовные контракты", где расписано, с кем можно, а с кем нельзя встречаться.
Эти контракты мало кто принимает во внимание. И все же нынешние офисы уже не похожи на те, в которых работала Герли - где было "больше разврата, чем в турецком гареме, студенческом общежитии или на центральном развороте "Плейбоя".
Я - одна из трех женщин, входящих в совет директоров страховой компании. И могу заверить, что менее эротической среды не найти.
Но популярная культура все равно одержима образом женщины-руководителя, которая сексуально эксплуатирует юных подчиненных. В художественной литературе это встречаешь постоянно. Но в реальной жизни? Пшик.
Но в том-то и суть служебных романов. Вы о них не узнаете, пока преданный подчиненный не разобьет боссу череп или случайно не воспользуется корпоративной почтой.
Источник: ВВС Україна на русском