UA
 

Бриджет Джонс-3: мать, вдова, любовница

Русская служба Би-би-си,  12 октября 2013, 15:20
0
165
Бриджет Джонс-3: мать, вдова, любовница
Фото: Reuters

В Британии вышел новый роман о Бриджет Джонс "Без ума от этого мальчика" (Mad About the Boy), который еще до публикации вызвал негодование поклонников знаменитой героини. Почему - об этом в материале Катерины Архаровой.

Из окон нашего первого лондонского жилья открывался вид на квартиру молодой женщины. Она жила с распахнутыми шторами и я, за неимением общения в те первые месяцы освоения иноземной жизни, наблюдала, как она часами говорит по телефону, листает книги, поглядывая в телевизор, выходит зимой босыми ногами на каменный пол патио, чтобы полить цветы из пустой молочной бутылки, и общается с друзьями.

Она была, наверное, чуть постарше меня, но я разогревала ужин мужу и укладывала ребенка, а она в компании друзей раскупоривала вино и сдавала карты.

Шел 1997-й год, Britannia только что выбрала Тони Блэра в лидеры и узнала, что она Cool, всемирная паутина еще только натягивалась по углам квартир безвестных программистов, а мне в руки наконец попала книжка, которую все время упоминали в газетах и по телевизору, и так я узнала, как зовут мою соседку - Бриджет Джонс.

"Дневник Бриджет Джонс" вобрал в себя мечтания и страхи молодых женщин конца столетия, причем, что удивительно, отнюдь не только западных. На мой вопрос, чем для нее явилась эта книга, моя коллега с Украинской службы Би-би-си Ирэна Таранюк сказала просто: откровением.

По ее словам, ей было легко сопоставить себя с этой героиней, поскольку Бриджет являет собой постфеминистическую женщину, которая возвращается к истинным женским ценностям, что, кстати, вызвало нападки со стороны феминисток.

Вопрос об автобиографичности Бриджет периодически задавался Хелен Филдинг и она всегда отвечала, что хотя роман действительно вырос из ее газетной колонки в Independent, куда безусловно вошли ее личные мысли и наблюдения, все же это не мемуары.

К тому же Филдинг никогда не скрывала, что сюжет романа она позаимствовала у Джейн Остин, причем вдохновившись не столько литературными образами романа "Гордость и предубеждение", сколько экранными, поскольку именно в 1995 году по Би-би-си стали показывать новый сериал по этому роману.

Вид Мистера Дарси в исполнении Колина Ферта, выходящего из пруда в прилипшей к торсу белой рубашке, стал в какой-то мере "золотым стандартом" изображения в кино романтического героя.

Поэтому неслучайно оба они - и литературный и настоящий - продолжили будоражить воображение женщин: первый как Марк Дарси на страницах "Дневника Бриджет Джонс", второй как его экранное воплощение в виде все того же Ферта в двух последовавших за книгами фильмах.

Именно поэтому известие о том, что в новой книге о Бриджет Джонс "Без ума от этого мальчика" (название, кстати, взято из джазовой классики XX века) Марка Дарси больше не будет, вызвало сначала недоверие, а затем негодование читателей.

Но, может быть, Филдинг покончила с Дарси именно потому, что он был слишком ненастоящий, рожденный из предыдущего литературно-экранного образа?

Как бы то ни было, новость о кончине этого литературного героя бегущей строкой передали по телевидению во время репортажа из Сирии, что удивило даже саму Филдинг, но на вопрос Би-би-си, не появится ли Марк Дарси в дальнейшем, она ответила уклончиво: "не в этой книге".

Впрочем, по мнению куратора Британской библиотеки Кати Рогачевской, самое интересное в новой книжке Филдинг все же не то, что она убила Дарси, а то, что состарила Бриджет, то есть показала ее в реальном времени - 14 лет спустя после того, как мы с ней расстались на пороге хэппи-энда.

"Герой в литературе - это большая условность, он должен меняться внутри романа, а если он меняется на протяжении многих лет, то это требует большого мужества [со стороны писателя] - полагает она. - К тому же героиня все-таки Бриджет, а мужчины в ее жизни меняются". Да и показывать спокойную, буржуазную, счастливую жизнь, возможно, ей было просто неинтересно?

Действительно, Лев Николаевич Толстой давно уже всем объяснил, в чем разница между счастливыми и несчастливыми семьями, да и счастье - состояние такое эфемерное, о нем ни в сказке сказать, ни пером описать...

К тому же за полтора десятилетия, прошедшие с момента выхода второй книжки "На грани разумного", интернет и мобильные технологии так изменили наше общение друг с другом, что Филдинг показалось гораздо более интересным отразить именно это, как и то, как и чем живет женщина в возрасте, который не принято называть в цифрах.

Тем более что, как известно, сама Филдинг после не очень долгого брака рассталась с американским продюсером сериала "Симпсоны" Кевином Карраном, и с двумя маленькими детьми вернулась из Америки в Англию. Так что опыт одинокого материнства в зрелом возрасте взят не с потолка.

В новом романе "Без ума от этого мальчика" Бриджет 51 год, правда, говорит она всем, кто готов в это поверить, что ей 35, и у нее двое не по возрасту (как заметили бы бабушки у подъезда) маленьких детей - что тоже, на мой взгляд, характерная примета именно ее поколения.

Как и наличие вынесенного в заглавие "мальчика".

Но несмотря на возрастную цифирь мы встречаем все ту же Бриджет, какой мы знали ее раньше: она пытается воспитывать детей, писать сценарий, худеть - на этот раз с профессиональной помощью - и по-прежнему мечтает о мужчинах.

Ее дневниковая запись: "Среда, 19 сентября 2012 года. 10 вечера.

Ой, господи, господи. "Кожаный пиджак" не отвечает. Может на свидании? С другой?

11 вечера. "Кожаный пиджак": " Не могу в пятницу. Как насчет через неделю - в следующую пятницу? Или субботу?"

С ней по-прежнему рядом ее друзья, или, как называет их Филдинг, ее "урбанистическая семья", и новый роман, как и прежние два, полон не только комических ситуаций, но и проницательных наблюдений за сегодняшней жизнью, большая часть которой проходит в виртуальном пространстве.

Впрочем, для Бриджет это всегда было характерно - она привыкла грезить наяву.

Первые два романа о Бриджет Джонс породили целую волну подражаний, и даже на других языках.

Катя Рогачевская приводит в пример ставший популярным у русскоязычной аудитории роман журналистки Кати Метелицы "Дневник Луизы Ложкиной", где изложены забавные житейские мудрости, которые мы все ежедневно испытываем, осознаем и, обнаруживая их в литературе, радуемся узнаванию. И это, по мнению куратора Британской библиотеки, большое достоинство этих книг.

Вместе с тем именно из-за такой литературы, порой совсем неплохо написанной, возник вдруг пренебрежительный термин "чиклит", то есть чтиво, написанное женщинами для женщин. Но стоит ли его стесняться, ведь и Остин и сестры Бронте в конце концов это тоже "чиклит", только облагороженный временем?

Как похудеть, как не быть полной идиоткой (особенно в глазах "ответственных людей"), как понравиться тому, кому хочется - это все не великие стремления, но ведь ХХ век так устал от величия, да и героизма в нем было слишком много, а героинь мало, так пусть у нас будет такая, как Бриджет Джонс: непосредственная, не умудренная и готовая в любую минуту посмеяться над собой.

Источник: Русская служба Би-би-си

ТЕГИ: книгароман
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...