В ближайшее время власти Ирана объявят тендер на строительство 19 новых АЭС. Мощность каждой составит 1 тыс. МВт. А в течение четырех-пяти лет планируется установить 50 тыс. центрифуг по обогащению урана.
Такого количества центрифуг будет вполне достаточно, чтобы произвести топливо для одной АЭС.
Ранее Иран заявлял, что существенное преимущество перед другими странами при заключении контрактов на строительство атомных объектов в этой стране будет иметь Россия, так как именно инженеры российского ЗАО Атомстройэкспорт сейчас завершают работы по возведению первого блока первой иранской АЭС в Бушере. На днях президент Атомстройэкспорта Сергей Шматко заявил, что строительство будет закончено в конце 2008-го - начале 2009.
Поставку ядерного топлива для запуска реактора в Иране Россия начала 16 декабря 2007, она будет завершена в феврале 2008. Предполагается, что Новосибирский завод химконцентратов осуществит поставки топлива, содержащего 82 т урана.
США и некоторые европейские страны выступают против ядерной программы Ирана, считая, что Тегеран развивает атомную энергетику в военных целях.
Иранская ядерная программа начиналась именно при непосредственной поддержке США, еще в 1974. Именно тогда Иран разработал план строительства 23 ядерных энергоблоков стоимостью около $30 млрд. с привлечением инвестиций США и ряда западноевропейских стран. Программа была рассчитана на 25 лет.
В 1995 Россия договорилась начать достройку первого блока АЭС в Бушере, его стоимость оценивается в размере $1 млрд. Поставщиком реакторов выступила российская компания Объединенные машиностроительные заводы, оборудования машинных залов - Силовые машины, а генподрядчиком - Атомстройэкспорт.
В 1998 к участию в проекте собирались привлечь харьковское предприятие Турбоатом, которое должно было изготовить паровую турбину для первой иранской АЭС.
Но в марте 1998 госсекретарь США Мадлен Олбрайт потребовала от руководства Украины отказаться от проекта, что и сделал президент Леонид Кучма. Тогда руководство Турбоатома оценило только прямые убытки в $5,1 млн., а всего в результате отказа от проекта — $130-500 млн.