Украинские власти объявили о подготовке кардинального улучшения бизнес-климата в стране. Корреспондент узнал, что по этому поводу думают сами бизнесмены.
Украина стоит на пороге радикальных перемен. Улучшение условий ведения бизнеса, о необходимости которого так долго говорили политики и чиновники самых разных мастей, похоже, начало осуществляться. Правительство и парламент вовсю изменяют законодательство, новоназначенные руководители разных ведомств обещают не оставить камня на камне от коррупционных схем, западные государства пророчат Украине совместное светлое будущее и даже статус сверхдержавы по некоторым отраслям экономики.
И хотя подобные обещания звучали в течение всего времени существования независимой Украины, все же вероятность воплощения их в жизнь именно сейчас довольно велика. Во-первых, Запад готов выделить Украине крайне необходимые кредиты лишь при условии проведения реальных (и радикальных) реформ, во-вторых — подъем бизнеса может стать мощным локомотивом для вывода страны из ситуации экономической катастрофы.
Принципиально важным также является тот факт, что впервые в истории Украиной накануне выборов руководит правительство, ни один член которого не имеет президентских амбиций. Поэтому Кабмин как минимум не будет проводить традиционное для предвыборного периода повышение социальных выплат, вымывая тем самым последние деньги из госбюджета и упуская возможность проведения реформ. Кроме того, новоизбранный президент, согласно действующей Конституции, будет пользоваться весьма ограниченным влиянием на правительство и экономические процессы в стране, что также должно способствовать переменам.
Таким образом, необходимые предпосылки для столь необходимых изменений у украинской власти есть. Главным остается вопрос о том, воспользуется ли она ими в полной мере. Опрошенные Корреспондентом эксперты настроены преимущественно оптимистически.
“У бизнеса есть положительные ожидания от изменений и реформ”, — говорит изданию председатель совета директоров Райффайзен Банка Аваль и член совета Европейской Бизнес Ассоциации Владимир Лавренчук.
Сверхгосударство — это мы?
Одним из самых важных преобразований, влияющих на украинскую бизнес-среду, является подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. И хотя экономическая часть документа была отложена на ноябрь, ЕС в одностороннем порядке взял на себя обязательство выполнять ее условия и отменил импортные пошлины на 98 % украинской продукции.
“По разным оценкам, выигрыш украинского бизнеса [от отмены пошлин] составит 400-500 млн евро. В первую очередь преимущества получат предприятия аграрного сектора”, — говорит Корреспонденту директор департамента инвестиционного банкинга Pro Capital Investment Игорь Лизогуб.
По данным исследования британского экономиста Марка Хейлиера, в обозримой перспективе ассоциация с ЕС приведет к росту украинской экономики на 5 %, а социальных стандартов — на 12 %. Среди прочего, после вступления в силу экономической части документа украинские бизнесмены получат возможность выходить на огромный европейский рынок путем открытия там своих филиалов.
Впрочем, углублять сотрудничество с Украиной западные страны готовы не только в рамках этого соглашения. На днях глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский анонсировал запуск программы по поддержке малого и среднего бизнеса в Украине на сумму 100 млн евро в 2015 году.
Кроме того, особую заинтересованность в поддержке украинского агробизнеса на встрече с министром агрополитики Игорем Швайкой выразили послы Германии, Франции и США. По словам немецкого представителя Кристофа Вайля, сразу 50 компаний из его страны готовы помочь с сельскохозяйственными химикатами, а также машиностроительной продукцией. Посол Франции Ален Реми обещал помощь в обучении фермеров, а американский дипломат Джеффри Пайетт взял еще выше.
“Нет причин, почему бы Украине не стать таким сверхгосударством в сельскохозяйственном секторе, поскольку она является крупным производителем зерновых”, — заявил Пайетт.
Земельные проблемы
Впрочем, сами аграрии пока восторга не разделяют. По словам президента ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Алекса Лисситсы, говорить о каком-то грандиозном прорыве вследствие подписания Соглашения об ассоциации пока нельзя. Он напомнил, что украинские зерновые и так без проблем экспортировались по всему миру, а большинство другой продукции по-прежнему страдает из-за отсутствия сертификации в ЕС.
В то же время, по словам Лисситсы, у аграриев есть серьезные претензии к тем изменениям, которые Кабмин провел в налоговом законодательстве.
“То, что в налоговой сфере правительство делает, это полная ж..па. Потому что тот бардак, который они устроили нам по НДС при экспорте зерновых культур другими словами не назовешь. То, что новое правительство не может стратегически подойти к данному вопросу и меняет правила игры почти каждый день, это очень отрицательно влияет на аграрный бизнес”, — возмущается он в разговоре с Корреспондентом.
Лисситса надеется, что власти хотя бы оставят сельскохозяйственным производителям те льготы, которые были предусмотрены ранее и должны действовать до 2018 года.
“Государство отобрало у украинских аграриев около 10 млрд грн”, — сетует он, добавляя, что это негативно повлияет на посевную кампанию и, как следствие, приведет к существенному снижению будущего урожая.
Эксперт напомнил, что вследствие значительного роста курса доллара расходы на ведение сельского хозяйства также значительно подскочили, но компенсировать эти убытки путем повышения цен аграрии не могут из-за законодательных ограничений.
Особое раздражение у аграриев вызывает министр Швайка, который, по их словам, не только отказывается прислушиваться к их мнению, но даже не пришел на последний Аграрный форум — мероприятие, объединяющее около 500 сельхозпроизводителей со всей Украины. В результате аграрии создали забастовочный комитет и выразили Швайке недоверие.
Налоговый переворот
Впрочем, несмотря на столь сильное недовольство сельхозпроизводителей, отказываться от перемен в налоговой сфере власти не намереваются. Более того, они уверены, что смогут добиться выхода бизнеса из тени, оставив при этом налоги на нынешнем уровне, а по некоторым параметрам даже подняв их.
По словам нового руководителя налоговой, Игоря Билоуса, для этого правительство планирует в первую очередь уничтожить подпольные конвертационные площадки, которые используются для нелегальной минимизации налогов, обналичивания средств и хищения НДС. Согласно оценке Билоуса, в прошлом году оборот этих площадок составил 280 млрд грн., причем треть средств были отмыты госкомпаниями.
Чиновник уверен, что сможет устранить это явление в течение двух месяцев. Тогда же он готовится представить новый вариант Налогового кодекса, особенностями которого станет упрощение налоговой системы и сокращение количества отчислений вдвое.
Среди важных изменений в налоговой сфере стоит также назвать введение регулярных консультаций с предпринимателями (первая встреча уже состоялась), а также озвученное Билоусом намерение назначить представителей бизнеса на многие ключевые должности в ведомстве — как в центральном, так и в региональных его отделениях.
Мнение самих предпринимателей по поводу того, удастся ли добиться выхода бизнеса из тени, не снижая налоги, разделились. По словам Лавренчука, главное не размер налогов, а их прозрачность.
“Если этот уровень [налогов] будет таким, как есть, или немного большим, это не принципиально. Принципиально — это прозрачность и прогнозируемость уплаты налогов. Чтобы законы действовали так, как они прописаны”, — говорит он Корреспонденту.
В свою очередь управляющий партнер Украинской торговой гильдии Виталий Бойко уверен, что хотя бы налогообложение фонда заработной платы нужно обязательно снижать.
“Одна из причин, почему зарплаты не являются белыми, заключается в огромном количестве дополнительных платежей к заработной плате, которые ложатся непосильным бременем на бизнес”, — объясняет Бойко изданию.
Нерегулируемое движение
Одним из важнейших для бизнеса изменений стало решение Верховной Рады, принятое 9 апреля. Был одобрен законопроект о дерегуляции, внесенный почти год назад тогдашним президентом Виктором Януковичем и отменяющий сразу 113 разнообразных разрешительных актов. Среди прочего этот документ ликвидировал обязательную сертификацию качества зерна, ежегодную сертификацию элеваторов, лишил МВД права согласовывать размещение рекламных носителей вдоль дорог.
Также теперь разрешительные органы должны самостоятельно получать все согласования, необходимые для выдачи разрешений, — без привлечения предпринимателя.
Кроме того, начинать хоздеятельность теперь можно на основе обычного уведомления, не дожидаясь получения разрешительных документов.
“Данный закон является одним из ключевых в процессе привлечения новых инвестиций, поскольку до его принятия Украина имела одну из самых затратных по времени и сложных разрешительных процедур в мире. Мы ожидаем, что принятие закона позволит сделать значительный скачок в рейтинге инвестиционной привлекательности”, — уверен Лизогуб.
Также 15 апреля Рада упростила регистрацию предприятий, сделала эту процедуру бесплатной и отменила необходимость изготовления и использования печатей.
В парламенте уже лежит законопроект о создании Национальной службы по борьбе с коррупцией — независимого ведомства, который, как ожидается, сможет одинаково беспристрастно искоренять это явление во всех органах власти.
Судя по общему настроению опрошенных Корреспондентом экспертов и предпринимателей, большинство из них испытывают по отношению к действиям новой власти сдержанный оптимизм.
“Бизнес свою оценку дал. Если ее можно оценить индексом инвестиционной привлекательности Европейской Бизнес Ассоциации, то он значительно улучшился — буквально за один квартал”, — подытоживает Лавренчук.
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 18 апреля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.