Аннексия Крыма добавила головной боли Дмитрию Фирташу. Смена регистрации Крымского Титана на российскую станет первой ласточкой в череде изменений, которые ожидают его титановый бизнес, - пишет Вячеслав Письменный в №21 журнала Корреспондент за 30 мая 2014 года.
Ключевой актив титановой империи Дмитрия Фирташа, Крымский Титан, до середины июня сменит регистрацию на российскую. Данную информацию Корреспонденту неофициально подтвердили в управляющей компании Фирташа — Group DF. Официального подтверждения эта версия пока, впрочем, не получила.
20 мая об этом заявил заместитель председателя непризнанного Украиной Совета министров Крыма Руслан Темиргалеев. По словам Темиргалеева, другое предприятие Фирташа — Крымский содовый завод — уже стал российской компанией.
Аннексия Крыма фактически лишила Фирташа маневра: альтернативой смене регистрации было введение временной администрации на предприятия, отказывающиеся подчиниться российским законам.
В пользу того, что решение уступить требованиям местных властей является вынужденным шагом, свидетельствуют и попытки закрепить за Крымским Титаном статус украинского предприятия. В конце апреля Нацкомиссия по вопросам регулирования электроэнергетики сообщила, что юридическим адресом предприятия стал бизнес- центр Парус в Киеве. Однако этот маневр, похоже, не слишком впечатлил Симферополь.
Самому основателю Group DF российская регистрация невыгодна: чтобы не оказаться между молотом и наковальней, крымский завод вынужден будет уплачивать налоги и в Украине, и в России, что весьма обременительно. В противном случае Крымский Титан может столкнуться с санкциями, введенными либо Россией, либо Украиной.
“Если предприятие, сменив регистрацию, перестанет платить налоги в Украине, против его должностных лиц может быть возбуждено уголовное дело по укрывательству от налогов”, — поясняет юрист юридической компании Лексел Руслан Хрустенко. По словам Хрустенко, украинская сторона имеет право использовать такие методы, поскольку закон об оккупированных территориях не действует в экономической плоскости. Киев отделение Крыма не признает, следовательно, считает расположенный в Армянске завод украинским и может наказать его за нарушение украинских законов, отмечает юрист.
При этом сырьевая база завода остается в Украине: Крымский Титан использует ильменитовый концентрат, поставляемый с Иршанского ГОКа. Не исключено, что крымские власти не удовольствуются одной лишь сменой регистрации — поставки сырья могут быть отнесены к импортным операциям, а значит, завод Фирташа столкнется с необходимостью платить положенные импортные платежи.
До сих пор поставки ильменитового сырья из Украины в Россию не облагались какими-либо ограничениями в виде пошлин или квот, ведь ни одна из стран в этом не заинтересована, говорит директор Черкасского НИИТЭХИМ Тамара Ковеня. Эксперт полагает, что крымские активы Фирташа очень важны для России, поэтому она не будет препятствовать их работе.
Компании Фирташа снабжают стратегическое предприятие РФ ВСМ-ПО-Ависма (производит титановую продукцию для Boeing и Airbus) титановым шлаком и ильменитовым концентратом с Вольногорского ГМК. Однако никаких гарантий того, что статус кво будет сохранен после того, как Крымский Титан станет российским, сегодня нет.
Ильменит — стратегический продукт и для Украины, поэтому гарантировать отсутствие каких-либо ограничений на его экспорт нельзя.
Обезвоживание организма
Помимо трудностей, которыми чревата смена юридической регистрации компании, существует еще одна проблема, обусловленная аннексией Крыма. Все предполагаемые сложности меркнут в сравнении с вопросом снабжения завода водой, уверена Ковеня.
“Это действительно может стать причиной остановки предприятия, если не будет найдена альтернатива”, — говорит эксперт.
Проблемы с водозабором возникли после того, как в конце апреля Киев и Симферополь начали конфликтовать по поводу поступления воды на полуостров через Северо-Крымский канал, обеспечивавший до 85 % потребности Крыма в пресной воде. По оценкам местных властей, прекращение поставок воды из Украины может остановить Крымский Титан уже в середине июня. Симферополь в этой ситуации ничем помочь не сможет, особенно учитывая его позицию в переговорах.
“Мы для себя с точки зрения расчетов эти вопросы (по восстановлению водоснабжения через Северо-Крымский канал) отсекли на неопределенный период. Мы считаем, что Украина нам воду не даст”, — заявил 23 мая глава крымского правительства Сергей Аксенов.
Фактически Крымский Титан рискует остаться с проблемой водоснабжения один на один, и на ее решение необходимы как минимум дополнительные вложения. Пока Group DF утверждает, что завод сократил объем водозабора и что остановки мощностей удастся избежать: на территории есть автономные скважины, способные отчасти восполнить недостачу воды.
“Модернизация скважин, естественно, потребует инвестиций, но для работы предприятий это некритично. Кроме этого, есть технологии, которые позволят снизить расход воды”, — убеждены в компании.
По мнению экспертов, титановый бизнес — наиболее перспективное и стабильное из всех направлений бизнеса империи Фирташа. По рентабельности с ним могут конкурировать разве что поставки газа, говорит руководитель информационной компании Инфоиндустрия Дмитрий Гордейчук.
Впрочем, даже имея доступ к прямым поставкам российского газа, азотный бизнес Фирташа остается весьма зависимым от цен на сырье и конъюнктуры внешних рынков, из-за чего его заводы по производству удобрений периодически простаивали в 2013-2014 годах.
При этом Крымский Титан последние пять-шесть лет работал стабильно и продолжает наращивать производство, отмечает Гордейчук. Завод планомерно увеличивал выпуск основного продукта, двуокиси титана, несмотря на снижение мировых цен на нее. В апреле 2014-го цены на двуокись титана сползли до $ 2.050 за 1 т против $ 2.455 два года назад. Но причиной для разгрузки мощностей это не стало.
Секреты рентабельности
Наиболее привлекательным звеном титанового бизнеса Фирташа является выпуск ильменитового концентрата, рутила и циркония на Вольногорском ГМК и Иршанском ГОКе, которые он арендует у государства, поясняет экс-министр промышленной политики Валерий Мазур. По его оценке, каждый из этих активов в 2010-2012 годах приносил Group DF по $ 350 млн в год.
Заместитель главы спецкомиссии по приватизации Верховной Рады Павел Ризаненко сообщил Корреспонденту, что в 2013-м приносимая каждым предприятием прибыль составляла не менее $ 150-200 млн. Добыча ильменита на обоих предприятиях ведется открытым способом, следовательно, затраты по добыче минимальны. При этом бизнесмен ни разу не рассказал о том, какой объем инвестиций он вложил в эти предприятия, подчеркнул Ризаненко.
Выгода Фонда госимущества от сдачи в аренду двух комбинатов довольно скромная, считает депутат. По его словам, арендная плата, которую Фирташ платит за пользование горнодобывающими комплексами, составляет сейчас всего $ 9 млн в год.
“А реальная чистая прибыль от деятельности по добыче, обогащению и реализации продукции на базе указанных имущественных комплексов согласно объемам производства и ценам 2012 года составляла не менее 1,2 млрд грн.”, — говорит Ризаненко.
Оба актива, Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, интересны Фирташу не только с точки зрения доступа к уникальным стратегическим продуктам для переработки на своих предприятиях — Крымском Титане и Запорожском титано-магниевом комбинате (Group DF владеет 49 % акций).
Быстрые деньги при минимуме вложений — весомый аргумент в пользу участия в приватизации комбинатов. Ризаненко рассказывает, что Фирташ совместно с ФГИ разработал весьма интересный вариант приватизации, которую планировалось провести в 2014 году, имеющий, впрочем, мало общего с открытым приватизационным конкурсом. Речь идет скорее о запрограммированном переоформлении части госпакетов акции Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК, говорит депутат.
“Предполагалось, что половина имущества комбинатов будет оформлена на Group DF в соответствии с ранее проведенными неотъемлемыми улучшениями основных средств, — поясняет Ризаненко. — Из тех данных, которыми я располагаю, компании Фирташа будет предложено уплатить не более 500 млн грн. за полноценное владение имуществом предприятий”.
По его мнению, реальная стоимость каждого из комбинатов на начало 2013 года составляла не менее $ 750 млн — $ 1 млрд исходя из их прибыли.
Мазур уверен: если бы продажа комбинатов происходила на открытом конкурсе, ФГИ смог бы выручить от их приватизации не менее $ 6-7 млрд.
Продукция Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК высокомаржинальная и востребованная на мировом рынке. Ее рентабельность составляет до 50 %, уточняет Ризаненко. Совместно комбинаты контролируют около 5 % мирового рынка титанового сырья, занимая четвертое место в списке крупнейших его производителей.
По данным замглавы приватизационной комиссии ВР, в 2012 году Вольногорский ГМК произвел 329 тыс. т ильменитового концентрата с содержанием TiO2 в 1 т продукта на уровне 42 %, рутила — 159 тыс. т, циркония — 29 тыс. т. Иршанский ГОК выпустил 370 тыс. т ильменитового концентрата, а также обогатил 145 тыс. т продукции для Междуреченского ГОКа и Валки-Ильменита, которые находятся в собственности Фирташа.
Есть за что бороться
Добываемых Иршанским ГОКом и Вольногорским ГМК объемов достаточно для производства двуокиси титана на уровне 230 тыс. т и более в год. Сейчас мощности Крымского Титана позволяют выпускать 110 тыс. т, Сумыхимпрома — 45 тыс. т. Таким образом, Фирташ благодаря контролю над гособъектами получил бы резерв для увеличения производственных мощностей почти вдвое.
Имеющейся добычи на его собственных предприятиях, Междуреченском ГОКе и Валки-Ильмените, хватило бы лишь для выпуска немногим более 70 тыс. т пигмента в год. Этого недостаточно, чтобы загрузить Крымский Титан. Поэтому аренда государственных комплексов позволяет не только говорить о расширении производства двуокиси титана, но и об экспорте сырья той же ВСМПО-Ависме.
Потерять такие объекты для Фирташа означало бы крах его планов по наращиванию выпуска двуокиси титана на Крымском Титане до 240 тыс. т, а на Сумыхимпроме — до 160 тыс. т в год. Правда, при условии, что он приватизирует сумское предприятие.
Его продажа была запланирована ФГИ на июнь этого года. 21 мая фонд сообщил в Ведомостях приватизации, что 12 июня выставит на Восточноевропейской фондовой бирже два пакета акций компании Сумыхимпром, составляющих в общей сложности 7,2 % уставного фонда. Предыдущая попытка продать небольшой пакет акций Сумыхимпрома, в 2013-м, результата не принесла.
Последовательным противником как сохранения действующей модели с арендой государственных комбинатов, так и лоббируемой Фирташем схемы приватизации является депутат Ризаненко. Ранее он направил письмо премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой уведомить Крымский Титан о прекращении права аренды имущественных комплексов обоих предприятий.
Согласно законодательству, премьер должен дать поручение ФГИ сделать это за три месяца до истечения срока аренды, то есть до 5 июня 2014 года. Если это не произойдет, арендатор имеет право оспорить прекращение аренды, датируемое другим, более поздним числом. Если Яценюк не вынесет соответствующее решение до указанного срока, это можно трактовать как согласие правительства на продление аренды ГОКов нынешнему арендатору, считает Гордейчук.
Как заверил новоизбранный президент Петр Порошенко, он намерен оставить должность премьера за Яценюком после своей инаугурации. При этом, в отличие от Юлии Тимошенко, занявшей второе место по результатам выборов, у Порошенко, как и у Яценюка, никогда не возникало острых конфликтов с Фирташем.
Сам бизнесмен 13 мая в интервью Bloomberg рассказал, что поддерживал Порошенко на выборах. Основная интрига, от которой зависит судьба титановой отрасли Украины, — удастся ли Фирташу конвертировать эту поддержку в некие существенные бонусы для своего бизнеса.
Титановая империя Фирташа
1 Крымский Титан. 100% акций владеет Дмитрий Фирташ через компанию Ostchem Germany GmbH.
Предприятие производит двуокись титана и аммофос — двухкомпонентное фосфорное удобрение. Постав ляет продукцию на экспорт, преимущественно в Россию.
2 Вольногорский ГМК. Государственное предприятие в аренде у Крымского Титана.
Производит ильменит, рутил, цирконий. Продукцию поставляет на экспорт, а также обеспечивает сырьем Запорожский титано-магниевый комбинат.
3 Иршанский ГОК. Государственное предприятие, в аренде у Крымского Титана.
Производит ильменитовый концентрат для Крымского Титана и Сумыхимпрома.
4 Междуреченский ГОК и Валки-Ильменит. Контролируются Tolexis Trading Фирташа.
Производят ильменит для предприятий Фирташа или на экспорт.
5 Запорожский титано-магниевый комбинат. Государственный актив. На базе его имущественного комплекса в 2013 году создано ООО ЗТМК, 51% владеет Фонд госимущества, 49% — Group DF.
Производит титановую губку и титановый шлак на экспорт.
6 Сумыхимпром. Государственное предприятие, которым управляет менеджер Фирташа Игорь Лазакович (ранее курировал горнодобывающие активы компании Фирташа).
Производит сложные удобрения разных марок, а также двуокись титана на экспорт.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 30 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.