UA
 

Корреспондент: Страна на галерах. Почему Украину охватил редкий для Европы недуг - нищета работающих

21 января 2013, 12:34
0
1710
Корреспондент: Страна на галерах. Почему Украину охватил редкий для Европы недуг - нищета работающих
Фото: Из личного архива Татьяны Козловой
Швеи черновицкой фабрики Арника зарабатывают лишь 2 тыс. грн. в месяц

Монополизация экономики и ужасные условия для развития бизнеса - как своего, так и иностранного - приводят к технологической отсталости и низкому спросу на рабочую силу. И, как следствие, редкому для Европы феномену - нищете работающих, - пишет Максим Бутченко в № 2 журнала Корреспондент от 18 января 2013 года.

Две новости с рынка труда - одна хорошая, другая не очень. Новость хорошая: немецкий концерн REWE Group открыл в Украине свой 24-й продуктовый супермаркет Billa. Новость из разряда плохих: зарплаты компания предлагает необычайно низкие - около 2 тыс. грн., то есть на треть ниже, чем средняя по стране. Почему же мировой гигант так скуп на достойное жалованье? Украинское руководство компании пожимает плечами.

Однако ответ лежит на поверхности: зачем платить больше? Компании с миллионными оборотами - крупные продуктовые розничные сети, аграрные гиганты и даже транснациональные корпорации, обосновавшиеся в Украине, - содержат сотни тысяч низкооплачиваемых сотрудников.

Главная причина низкого жалованья заключается в том, что украинцы соглашаются на практически бесплатный труд из-за дефицита рабочих мест

Главная причина низкого жалованья заключается в том, что украинцы соглашаются на практически бесплатный труд из-за дефицита рабочих мест, возникшего вследствие сужения деловой активности. За прошлый год, по данным Госстата, 70 тыс. предприятий свернули свою деятельность.

Вторая причина - высокое фискальное давление на фонд заработной платы. В Украине оно, например, вдвое выше, чем в Германии.

Третья причина - низкая производительность труда и техническая отсталость отечественных предприятий. Это формирует маленькую долю заработной платы в себестоимости продукции.

Четвертую причину озвучил Корреспонденту Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины, - низкий уровень минимальной зарплаты. “Частный бизнес ориентируется на официальный показатель минимальной оплаты труда [1.143 грн.]. Это касается даже очень благополучных компаний”, - говорит эксперт.

Бедность не порок

Черновицкая швейная фабрика Арника шьет для требовательных европейских модниц белье. Заказчик украинцев - всемирно известный немецкий бренд Triumph International. Попасть на самый денежный рынок мира - большая удача. Но даже такие благоприятные обстоятельства не очень-то отражаются на благополучии черновицких швей.

В среднем каждая из 300 работниц получает около 2 тыс. грн., то есть на треть ниже среднестатистической зарплаты по стране. Такая печальная картина сложилась по всему периметру Украины. В большинстве крупных и очень крупных компаний жалованье сотрудников катастрофически низкое при относительно приличных доходах самих работодателей.

В большинстве крупных и очень крупных компаний жалованье сотрудников катастрофически низкое при относительно приличных доходах самих работодателей.

Например, луганская компания Альфа - поставщик в Германию, США, Польшу, Южную Корею фильтров для автомобилей - платит своим подопечным около 1,8 тыс. грн. ежемесячно. Не в лучшем положении персонал продуктовой розничной сети АТБ-маркет. Несмотря на стремительный рост (оборот сети в 2007 году - $ 880 млн, в 2012-м - свыше $ 2,2 млрд), сеть предлагает своим сотрудникам жить на 1,7 тыс. грн. в месяц.

25-летняя кассир торговой сети АТБ, попросившая не называть в прессе ее фамилию, сравнивает свой трудодень с временным заточением. Ее режим работы - четыре смены с 7:00 до 23:00, затем два выходных и снова “на галеры”. Молодая луганчанка получала за свою работу 650 грн. Такой режим она не выдержала и уже покинула компанию.

“Что мешает вам платить своим подчиненным жалованье больше нынешнего?” - спросил Корреспондент у АТБ-маркета. “Это сложный вопрос, - сказали в компании, - отвечать на него не будем”.

Вопрос этот оказался сложным не только для акул продуктовой розницы. “Политика нашей компании не предусматривает подробного освещения ее деятельности в СМИ”, - парирует вопрос издания Алена Сосновенко, помощник директора Альфы.

Подобной политики придерживаются и в зарубежных корпорациях, пришедших в Украину. Например, в Польше зарплата кассира в супермаркете Billa - $ 700, в Украине - $ 270. Корреспондент спросил у руководства компании, в чем же причина низкой оплаты труда в такой именитой розничной сети. Спустя две недели поступил короткий ответ пресс-службы: “Не можем вам ответить”.

В Польше зарплата кассира в супермаркете Billa - $ 700, в Украине - $ 270.

А вот Ольга Климова, менеджер портала rabota.ua, готова ответить практически за все вышеупомянутые компании. И ответ этот довольно прост: таков рыночный уровень оплаты труда в данных секторах. Спрос на рабочие руки стал значительно ниже предложений. Так зачем же платить больше? “В среднем на одну вакансию в АТБ, Billa работодатель получает несколько сотен резюме”, - говорит Климова.

В итоге Украина явила миру удивительный феномен, на который еще в конце мая 2011 года во время политэкономической лекции в Одессе обратил внимание президент Центра экономического развития Александр Пасхавер: “У нас есть такое явление, как бедность работающих. Как правило, это самая показательная характеристика бедной страны”.

Людмила Черенько, эксперт Института демографии и социальных исследований НАНУ, подчеркивает, что позорный факт, когда в категорию нищенствующих попадают не безработные, а тяжело трудящиеся, абсолютно уникален. “Нигде, кроме стран Африки, подобного нет”, - возмущена Черенько.

Как результат, средняя зарплата по стране - 3,1 тыс. грн. Это втрое ниже, чем в соседних Польше и Словакии. Впрочем, и этот украинский показатель не отражает действительности. Если из подсчета среднеарифметической зарплаты убрать непропорционально высокие доходы топ-менеджеров крупных компаний, то, по мнению Павла Розенко, бывшего заместителя министра социальной политики, средний доход украинца опустится до отметки 2,4 тыс. грн.

В Европе, кроме Украины и Молдовы, уже не осталось стран с таким унизительно низким и широко распространенным жалованьем для работающих людей.

Финита ля трагедия

Американский фонд Heritage Foundation и эксперты делового издания The Wall Street Journal в январе 2013 года опубликовали индекс экономической свободы. Украина традиционно оказалась в группе аутсайдеров на 161-м месте. Вывод экспертов: коррупция широко распространена, законы функционируют плохо, прогресс в привлечении иностранных инвестиций скудный.

“Это влияет на приток зарубежных инвестиций в страну, что, в свою очередь, не способствует повышению заработных плат”, - поясняет Галина Хоменко, старший менеджер группы Human Capital компании Ernst & Young. Например, за последние два года в Украину не вошел практически ни один крупный иностранный инвестор.

За последние два года в Украину не вошел практически ни один крупный иностранный инвестор

Такое положение дел привело к необычайно скудной конкуренции почти на всех рынках. Даже торговля, самая востребованная сфера экономки, страдает от дефицита игроков. По данным международной маркетинговой компании GfK, в Польше на 1 тыс. человек приходится 850 кв. м торговой недвижимости, в Украине - лишь 200 кв. м, что свидетельствует о колоссальной ненасыщенности рынка. А где нет конкуренции, нет и причин для роста зарплат сотрудников.

Еще одна причина низких доходов - фискальное давление. Мария Семикоз, эксперт аналитического агентства Мамай-Институт, рассказывает, что в Украине на зарплату давит налог весом 56%, тогда как в Германии - всего-то 30%, в Швеции, стране с одним из наиболее высоких уровней налогообложения в мире, - 46%. “Но за свои налоги шведы получают реальную соцзащиту и качественное медицинское страхование”, - добавляет Семикоз.

Главный же вывод из всех этих числительных - повышение зарплаты в Украине обходится работодателю в копеечку, так как значительную часть приходится переплачивать в виде налогов в казну.

Следующая причина бедности - тотальное безденежье финансового сектора. Украинский бизнес едва ли не единственный в мире вот уже четыре года умудряется жить фактически без кредитования. Если в 2007 году банкиры выдали предпринимателям на их развитие более $ 54 млрд, то в 2011-м эта сумма опустилась до отметки $ 9,6 млрд, а в 2012-м и вовсе упала до ничего не значащих $ 3,7 млрд.

“Фактически у предприятий нет денег, чтобы развиваться, а следовательно, и повышать заработную плату”, - констатирует Анастасия Туюкова, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital.

В Украине на зарплату давит налог весом 56%, тогда как в Германии - всего-то 30%, в Швеции, стране с одним из наиболее высоких уровней налогообложения в мире, -46%

Нельзя сказать, что у банкиров совсем нет финансовых ресурсов, просто они стали сказочно дорогими. Нигде в Европе нет таких процентов по кредитам, как в Украине, - 28% годовых (в соседней России - 13 %). Сергей Козлов, топ-менеджер Надра-Банка, говорит, что подобные ставки для бизнеса убийственны. При идеальной рентабельности 15-20 % просто невозможно отбить заем, поясняет Козлов.

Четвертая причина бедности работающих - низкая производительность труда. Согласно результатам исследований Международной организации труда, Украина по этому показателю находится на 88-м месте - между Марокко и Пакистаном. По последним данным Всемирного банка, в среднем украинец ежегодно производит ВВП на сумму $ 10 тыс., россиянин - на $ 19 тыс., американец - на $ 68 тыс.

Причина такого отставания от ближнего и дальнего зарубежья - отсутствие технической модернизации и опять-таки монополизация рынка. К примеру, всего лишь две структуры (Мироновский хлебопродукт (ТМ Наша Ряба) и Комплекс Агромарс (ТМ Гаврилівські курчата) контролируют свыше 60 % внутреннего рынка производителей мяса птицы. 66% добычи энергетического угля - под колпаком у компании ДТЭК. Более 50% всех украинских авиаперевозок обеспечивает одна-единственная финансово-промышленная группа - Приват.

Таких примеров в отечественной экономике более чем достаточно. В итоге Украина ставит сомнительные рекорды по концентрации капитала. Капитал 100 самых богатых украинцев, список которых Корреспондент представил в ноябре 2012-го, достигает 38 % от ВВП страны. В соседней России этот показатель находится всего лишь на уровне 20 %, во Франции - 10 %, в США - 7 %. Большинству украинских монополистов нет смысла платить своим сотрудникам больше, поскольку тем просто некуда уйти.

Причина такого отставания от ближнего и дальнего зарубежья -отсутствие технической модернизации и опять-таки монополизация рынка

В результате из-за технической отсталости, низкой производительности труда и высокого фискального давления доля заработной платы в себестоимости украинской продукции микроскопическая. Василий Юрчишин, эксперт Центра Разумкова, для сравнения приводит пример автомобилестроения. В цене авто, выпущенного в Украине, зарплаты персонала составляют всего 8,1%, тогда как во Франции - 58%.

Скромность украинских зарплат вынужден компенсировать бюджет, поясняет Олег Мирошниченко, замглавы Федерации работодателей Украины. В 2006 году за субсидиями к государству обратились 520 тыс. семей, за 11 месяцев 2012-го - 1,7 млн. семей. По данным Госстата, в доходах населения заработная плата составляет 42%, а социальная помощь (субсидии, дотации) - уже 40%. Еще пять лет назад эта же пропорция выглядела иначе - 45% на 24%. Кроме всего прочего, низкий уровень доходов разрушает экономику, так как снижает покупательную способность населения. За предыдущие пять лет в Украине было закрыто 3 тыс. ресторанов. Это означает, что без работы остались около 150 тыс. человек, и, чтобы выжить, они соглашаются на низкооплачиваемый труд.

Ольга Наносова, глава компании Ресторанный консалтинг, рассказывает, что среднее число посещений оставшихся точек сократилось вдвое. Если четыре года назад в среднем украинцы ходили в рестораны два раза в неделю, то теперь только один раз.

Или вот еще печальная статистика: в 2008 году в Украине было продано 3,9 млн единиц крупной быттехники (кухонных плит, холодильников, стиральных машин), а в 2011-м - всего 2,8 млн.

“Каждому четвертому хватает на покупку еды, но для того, чтобы купить одежду, он уже должен экономить или занимать деньги”, - подводит итог Глеб Вышлинский, замдиректора GfK Ukraine.

Чужой опыт

Во второй половине 1990-х среднестатистический словак зарабатывал около $ 320 в месяц. Это чуть меньше, чем сегодня получает украинец. Как же так вышло, что теперь в этой маленькой центральноевропейской республике среднее жалованье превысило $ 1 тыс.?

Восемь лет назад в Словакии началась охота за инвестициями. На аукционах иностранный капитал завлекали преференциями и фискальными льготами. В 2004 году упростили систему администрирования фискальных платежей, ликвидировав 21 вид налогов с доходов, ставки которых доходили до 38 %. Вместо этого правительство установило один 19%-й налог.

“Чем тоньше налоговый кодекс, тем привлекательнее условия для инвестора, - объясняет успех Словении Семикоз. - Чем больше инвестиций, тем больше рабочих мест, а значит, и каждый работник становится ценнее просто из-за спроса”.

Чем больше инвестиций, тем больше рабочих мест, а значит, и каждый работник становится ценнее просто из-за спроса

Снижение налогового бремени помогло бизнесу создать запас прочности и содержать штат на достойном уровне оплаты. Даже в кризисные времена динамика роста ВВП Словакии отличалась стабильностью, ее рост в 2012 году - 3,4 % (в Германии, в частности, - 1%).

Пример словаков не ноу-хау в госуправлении, а проверенный временем путь, которым прошли десятки государств от Новой Зеландии до Канады. Экономисты рассказывают, что, хотя у каждой из этих стран и были особенности развития, все они делали одни и те же вещи для повышения уровня благосостояния собственных граждан - создавали условия для притока инвестиций и развития своего бизнеса. Все это повышало конкуренцию. В итоге спрос на рабочие руки и мозги рос, а улучшившаяся техническая оснащенность предприятий делала дороже их продукцию. В результате росли зарплаты.

Вице-президент Польской хозяйственной палаты Тадеуш Намедынский вспоминает, что в реформировании национальной экономики ключевую роль сыграла реальная, а не показная борьба с коррупцией.

Еще один шаг в сторону благополучия - политика всесторонней поддержки. Благодаря госпрограмме производители получали льготные кредиты с 3,5 %-й ставкой. Если предприятие показывало прибыль, то около 50 % вложений компенсировало правительство.

По оценкам Польского агентства иностранных инвестиций, объем зарубежных денежных вливаний в страну за 20 лет превысил $ 160 млрд - вчетверо больше, чем в Украину. А средняя зарплата поляка теперь составляет $ 1.150.

“Польша показала, как нужно проводить реформы”, - резюмирует Новак.  

***

Этот материал опубликован в №2 журнала Корреспондент от 18 января 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: инвестициижурнал Корреспондентзарплаты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...