Вера Козливская, директор ПАО «Коблево», дала интервью журналу Корреспондент.
Директор ПАО «Коблево» Вера Козливская убеждена: даже сегодня, в кризис, у отечественной винодельческой отрасли весьма неплохие перспективы. Лишь бы сверху не мешали, пишет Анжелика Липовецкая в №23 издания от 17 июня 2016 года.
В свою очередь, торговым сетям пора научиться правильно хранить и продавать благородный напиток, а нам, потребителям, пришло время грамотно выбирать и обращаться с вином. И ценить украинский вкус, как ценят свои вина во Франции, Италии, Португалии. Потребитель вина должен быть большим патриотом, считает Козливская.
Неевропейские стандарты
— Вера Михайловна, принято считать, что за последние два года украинское виноделие практически уничтожено в первую очередь из-за аннексии Крыма. Соответствует ли это действительности?
— Аннексия Крыма — бесспорно, потеря и для Украины, и для украинского виноделия в частности. Но не стоит переоценивать его значение для отрасли. Ещё за несколько лет до аннексии Крым перестал быть поставщиком виноматериалов для материковой Украины.
Наоборот, часть винограда ввозилась туда, а крымское вино составляло всего 25% общего производства вина в стране. И сегодня винодельческие предприятия, которые находятся в пределах материковой части, полностью обеспечивают рынок потребления вина.
Другое дело, что сам рынок сократился — Крым на данный момент не доступен для нас, как недоступны Донецкая и Луганская области.
— Но ведь само производство вина объективно сократилось! То ли на треть, то ли чуть ли не наполовину…
— На треть. Сокращение производства вина в Украине, о котором вы говорите, произошло не по причине аннексии Крыма и ситуации на востоке. В 2015-м оно произошло из-за неблагоприятных погодных условий зимы 2014-2015 года, которые привели к тому, что в некоторых регионах часть урожая винограда либо погибла, либо была значительно меньше.
— А что государство? Оно сейчас помогает или мешает отрасли?
— Украина создана для виноделия, у нас есть для этого все необходимые климатические и природные условия. Поэтому для успешного развития отрасли нужны всего две составляющие: время — и чтобы не мешали. К сожалению, со вторым пунктом существенные проблемы.
— Мешают?
— В нашей стране действуют абсолютно не европейские стандарты, закреплённые законодательно, ограничивающие любого украинского производителя. Виноделие зарегулировано. Если итальянцы или французы могут производить вино по своей авторской технологии, то в Украине правила часто оторваны от реальности и просто абсурдны.
К примеру, у нас, в отличии от ЕС, есть срок годности вина — 12 месяцев, хотя всем давно известно, что оно может «прожить» в бутылке, не меняя качественных характеристик, долгие годы. Но наш потребитель редко об этом знает и не будет покупать, считая такое вино испорченным. Вот и получается, что мы работаем в такой узкой разрешённой плоскости, которую давно пора менять.
Раньше существовала государственная программа по развитию виноградарства, за счёт 1,5%-ного сбора с продажи каждой бутылки вина. Сама по себе идея прекрасная — как поддержка виноделам. Но по факту непонятно, куда именно шли вырученные средства. Поэтому говорить о какой-то поддержке со стороны государства, увы, не приходится.
Наоборот, постоянный рост ставок акцизного налога негативно сказывается на отрасли, на тех её участниках, кто работает честно, в законном поле. Государство должно понять, что последнее повышение акцизного сбора привело к значительному снижению объёмов производства на предприятиях, которые выпускают легальную продукцию.
Сегодня решить проблему бюджета за счёт поднятия ставок акцизного сбора нереально! Никто не думает: а в состоянии ли нынешний потребитель купить продукцию с учётом новой цены, куда включены повышенные ставки акцизного налога? Результат налицо: цена на игристые и креплёные вина и коньяки резко поднялась, а потребление соответственно значительно снизилось.
Повышение цен спровоцировали рост акциза и одновременно резкое увеличение стоимости виноматериалов из-за низкого урожая 2015 года и рост стоимости комплектующих и горюче-смазочных материалов. Потребитель, вынужденный экономить, часто уходит на нелегальный рынок и покупает опасный для жизни суррогат.
— К слову, о качестве. Думаю, вы согласитесь, что оно хромает не только у нелегалов: на полках супермаркетов немало напитков, которые лучше обходить стороной. Кроме того, вино одной и той же марки и от одного и того же производителя может существенно отличаться по вкусу, если куплено в разных торговых точках (я сейчас не о фальсификатах). Обидно, что в Украине (и это несмотря на все её климатические условия!) до сих пор можно на пальцах пересчитать достойные марки вина мирового уровня. Почему так?
— Достойное вино в Украине есть, оно производится. Но далеко не всегда может дойти до потребителя в надлежащем качестве.
Производители, которые хотят создавать качественное вино, вкладывают средства в оборудование, в новые технологии, приглашают авторитетных консультантов и изготавливают продукты, достойные мирового уровня.
Но, к сожалению, менталитет нашей страны, традиции и система продажи винодельческой продукции кардинально отличаются от стран с высокой культурой потребления вина. К примеру, в Европе вино разливается в бутылки, когда оно приобрело свои лучшие свойства. В Украине же вино разливается по заказу сетей и в зависимости от спроса.
К тому же очень важно вино в бутылке правильно хранить и транспортировать. У нас до сих пор практически нет машин с рефрижераторами для транспортировки вина и нет торговых сетей со складами, на которых регулируется температура, а для хранения вина она должна быть 10-12 ˚С. Поэтому те функции, которые должна выполнить бутылка (а именно сохранить вино в лучшем его состоянии) при транспортировке и хранении, могут быть потеряны. Наше вино мёрзнет зимой и перегревается на складах летом.
Чтобы идти в ногу с европейским виноделием, мы должны развивать культуру потребления, а также изменить отношение к украинскому вину
Чтобы идти в ногу с европейским виноделием, мы должны развивать культуру потребления, а также изменить отношение к украинскому вину. Стать патриотами в этом смысле, уважать свой отечественный продукт. В первую очередь руководство страны должно начать уважать отечественных виноделов и распробовать украинское вино, оценить его вкус. Только тогда нам удастся сохранить отрасль.
Да, Украина сегодня может производить вина высокого класса, нам есть чем гордиться и что показать. Но потребителям ещё нужно научиться правильно относиться к этому богатому напитку, ведь мало кто знает, как грамотно выбирать и пить вино.
«Порошковых» вин не существует
— На этикетках отечественных вин в числе состава указывается малоприятное для любого потребителя слово: «виноматериалы». Расскажите, что это такое?
— У нашего потребителя существует непонимание этого термина, потому что такого понятия, как «виноматериалы», не существует в мире. За рубежом всё, что находится в бутылке, всё, из чего изготовлен напиток, принято называть вином. И это правильно. У нас же ещё с советских времён жив этот странный термин. Сегодня мы внесли предложение о том, чтобы его исключили и использовали только слово «вино», которое будет понятно потребителю.
— А что такое «порошковые» вина? Вспомнился ещё один наш доморощенный термин…
— Да, это ещё один стереотип. В природе не существует порошкового вина! Само по себе вино — это продукт, полученный в результате брожения, и даже если его фальсифицируют, то это делают с помощью брожения, добавляя виноградный сок или другие сахаросодержащие продукты. Сделать вино или винный напиток из порошка невозможно физически. Нет таких!
— Чтобы вы порекомендовали человеку, который стоит около полки, а на ней сто вариантов вина?
— Когда возле полки глаза разбегаются (всё красиво, красочно и ярко!), сложно выбрать. Советую: если вы хотите выбрать действительно качественный продукт, не стремитесь излишне экспериментировать, оставайтесь консервативными в своём вкусе: выберите для себя одного производителя, которому доверяете, и в его ассортименте вы обязательно найдёте продукт, который подойдёт к каждому конкретному случаю.
Кстати, если есть возможность, съездите на винодельню. Посмотрите на всё своими глазами, спрашивайте, пробуйте. Обязательно уточняйте: свои виноградники у производителя или это импортный виноматериал. У нас в Коблево любой желающий может попасть на экскурсию. Здесь вам покажут, из какого винограда и как мы делаем вино.
— А как, кстати, чувствуют себя ваши виноградники, как они перезимовали?
— Несмотря ни на что, виноградные хозяйства занимаются посадкой винограда, но их объёмы минимальны. Если раньше предприятие могло позволить себе высадить за год 100 га винограда, то теперь ограничиваются десятками.
Один саженец стоит около $ 0,5-1, а на 1 га необходимо 3.333 саженца, и это с учетом того, что плоды он принесёт не ранее чем через четыре-пять лет. Cтановится понятно, что это дорогое удовольствие даже для крупнейших производителей.
Когда уже не действовала программа поддержки развития виноградарства, наше предприятие за собственные средства высадило более 200 га. Теперь наши виноградники раскинулись на территории более 2,5 тыс. га. Мы работаем на перспективу и надеемся, что в будущем программа господдержки отрасли появится вновь.
Если говорить о зиме, то эта зима была лучше, чем предыдущие. Но зато весна оказалась достаточно затяжной, холодной и дождливой. Закладка урожая неплохая, но если погодные условия не поменяются в лучшую сторону, то урожай может оказаться под угрозой. В любом случае мы ожидаем больше урожая, чем в прошлом году. Несмотря на все трудности, с оптимизмом смотрим в будущее украинского виноделия и готовы обеспечить страну качественными натуральными винами.
— Чего сейчас больше в нашей рознице: отечественных вин или импорта? Какие импортные вина можно считать достойными внимания, а какие стоит игнорировать?
— В Европе люди патриотичны, они пьют и едят местные продукты. В Европе вино разделяют на две категории: столовые вина для ежедневного употребления и особенные вина с ярким вкусом и ароматом, которых значительно меньше и стоят они намного дороже.
Европейцы могут себе позволить купить бутылочку вина за 50-60 евро, чтобы просто посидеть с друзьями отдохнуть, но на каждый день они возьмут бокал обычного вина и выпьют его совершенно с другой целью — для здоровья, чтобы улучшить процесс пищеварения. Такое вино называется «вино на каждый день».
Основные объёмы в Европе — это столовые вина, которые очень похожи на украинские
Европеец понимает, что главная ценность столового вина — это натуральность и польза для организма, а уже затем идут его вкусовые характеристики. Основные объёмы в Европе — это столовые вина, которые очень похожи на украинские. То, что иностранные автоматически лучше украинских, — ничем не оправданный стереотип.
— Можно ли сказать, что те импортные вина, которые представлены у нас в самом дешёвом сегменте, не самого лучшего качества и украинские точно могут превысить их по вкусовым и ароматическим качествам?
— Можно. Вино невозможно сделать дёшево и качественно. Не будет Европа или страны Нового Света продавать вино из элитных сортов винограда, с дополнительными технологическими приёмами, задёшево. Основная масса дешёвого иностранного вина, которое продается у нас, — это и есть то самое «вино на каждый день», столовое без яркого вкуса и аромата, которое в слепой дегустации может уступить украинскому. И уж точно оно проиграет по соотношению цена-качество.
— А много ли украинских вин идет на экспорт?
— Доля экспорта украинского вина достаточно низкая, потому что популяризации украинского вина за границей никогда не было. На популярность украинского вина также влияет тот фактор, что зарубежные потребители (повторюсь) — очень патриотичны: итальянцы пьют итальянское вино, французы — французское…
Если, например, взять Португалию, то они не везут для производства своего вина знаменитые европейские сорта — «каберне», «мерло», «шардоне». У них есть свои местные сорта, которые веками росли в этой стране, и все португальцы — истинные приверженцы вин именно из этих аборигенных сортов винограда.
Учитывая высокую степень уважения зарубежного потребителя к собственному продукту, очень сложно заходить на эти рынки. Удивить их можно только чем-то неординарным, нестандартным
Учитывая высокую степень уважения зарубежного потребителя к собственному продукту, очень сложно заходить на эти рынки. Удивить их можно только чем-то неординарным, нестандартным. А прийти туда с вином из того же сорта винограда, с таким же качеством — нет смысла. Украинским производителям необходимо это понимать и начинать работать в другом направлении — развивать те сорта, которых нет в Европе. Эксклюзивные.
Принцип «бабушки»
— В последнее время в Украине появляется много небольших частных виноделен. Хозяева этих семейных винных погребов утверждают, что их продукция лучше, чем вина винзаводов, потому что натуральная, без «химии» и выдержанная годами. Как вы прокомментируете эти утверждения?
— Подход к созданию вина в мелких и крупных производствах можно сравнить с воспитанием ребёнка. В одних семьях ребёнком занимается бабушка, а в других его отдают в частный престижный садик. Бабушка будет максимально стараться сделать всё возможное для ребёнка, будет уделять ему много времени, давать много любви, а в престижном садике предложат всевозможные новые методики воспитания и развития ребёнка, им займутся учителя по музыке, логике и иностранным языкам.
Мелкое производство можно сравнить с воспитанием бабушкой, а крупное — с престижным садиком, у которого априори всегда будет больше возможностей. Маленькое предприятие — это один винодел, который, возможно, безумно любит своё дело, любит виноград, вино, вкладывает душу в своё производство.
Но у него нет хорошо оснащённой лаборатории, которая могла бы оперативно сделать анализ о составе вина, нет разнопрофильных специалистов, нет оборудования, которое есть на крупных предприятиях. Поэтому не стоит говорить, что вино, в которое вложена любовь одного человека, может быть лучше, чем продукт, в который вкладывали душу десятки, а то и сотни людей (которые, к слову, также любят свое дело!).
Чтобы производить качественную продукцию, недостаточно хорошего винограда и желания делать хорошее вино. Нужно иметь хорошее техническое вооружение, лабораторию с современным оборудованием, специалистов, которые будут вести этот процесс.
— Ну и тогда логичным будет вопрос по поводу лицензий на оптовую продажу для мелких винзаводов, который сейчас активно обсуждается.
— Не стоит подменять понятия. Мелкие производители и сегодня сами могут продавать своё вино в своих торговых точках, им для этого не требуется лицензия на оптовую торговлю, для этого достаточно лицензии на розничную продажу.
Оптовая лицензия нужна для тех, кто хочет продаваться в торговых сетях, и это большие объёмы. В разработанном законопроекте о вине предусмотрены преференции для мелких виноделен, но, к сожалению, ни у кого нет понимания, кому они будут предоставлены.
То, в каком виде законодательно предлагаются эти преференции закрепить, может работать только в утопии, когда все производители добропорядочны, никто ничего не нарушает, коррупции в стране нет, фальсификатом никто не занимается. Увы, реалии нашей страны не совсем такие. Поэтому должно быть абсолютно чёткое законодательство, с пониманием того, кому будут выдаваться эти льготы и, главное, кто это будет контролировать.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.