UA
 

Корреспондент: Работа за деньги. Мздоимство в сфере трудоустройства в Украине достигло апогея

7 декабря 2011, 10:15
0
323
Корреспондент: Работа за деньги. Мздоимство в сфере трудоустройства в Украине достигло апогея
Фото: Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Чтоб устроиться на работу в школу приходиться платить взятку

Мздоимство в сфере трудоустройства достигло апогея: в провинции требуют взятку даже за место уборщицы, не говоря уже о вакансиях учителя и врача. Цена вопроса от $ 200 до $ 20 тыс, - пишет Каролина Тымкив в № 47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года.

Елена  Куришко, 33-летняя жительница Дубно Ривненской области, выпускница Ривненского государственного гуманитарного университета, второй год обивает пороги городского управления образования в надежде получить работу учителя. Каждый раз она слышит примерно одно и то же: "Вакансий нет, приходите через месяц". Хотя Куришко удалось выяснить, что мест достаточно, но чтобы устроиться на работу, чиновники требуют взятки.

"Место учителя в городской школе с полной ставкой стоит $ 2 тыс., а в сельской - $ 800", - рассказывает о местной таксе Куришко. Таких денег  у нее нет, и безработная учительница  перебивается случайными заработками.

Если до последнего времени в Украине было широко известно о торговле доходными местами в ГАИ, налоговой, на таможне и в прочих силовых ведомствах, то теперь коррупция расползлась практически по всей бюджетной сфере. "Когда-то коррупция была периодическим явлением, которое происходило в отдельных сферах, а сейчас оно набирает более массированные формы и размеры", - констатирует представитель главного управления СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Павел Кузьменко.

Место учителя в городской школе с полной ставкой стоит $ 2 тыс., а в сельской - $800

Сегодня денег требуют даже за самые низкооплачиваемые места, вплоть до должности уборщицы в районной больнице, у которой едва ли могут быть левые заработки.

Среди жителей маленьких городов вакансии в бюджетной сфере нарасхват, поскольку они как минимум дают социальные гарантии - оплачиваемые больничный лист и отпуск, а также декретный отпуск, и главное - трудовой стаж для пенсии.

В больших городах казенные должности имеют дополнительную ценность. Например, хирург в столичной больнице ежемесячно может получать дополнительно к жалованью еще $ 5-20 тыс. вознаграждений от прооперированных пациентов, рассказывает киевский доктор Владимир, не называющий свою фамилию, а стоимость трудоустройства на такое место - от $ 10 тыс.

Если в среднем по Украине на одно рабочее место претендует пять человек, то в западных областях эта цифра превышает средний показатель в несколько раз - 20-30 безработных на место

По мнению экспертов, расширение поля деятельности коррупционеров связано с высоким уровнем безработицы и избытком специалистов на рынке труда. По данным Госкомстата, если в среднем по Украине на одно рабочее место претендует пять человек, то в западных областях эта цифра превышает средний показатель в несколько раз - 20-30 безработных на место.

Метод отбора кадров при помощи взяток Елена Грищук, директор рекрутинговой компании Форсаж, считает следствием полного отсутствия контроля за качеством работы и уровнем сотрудников в бюджетной сфере. "В итоге туда устраиваются специалисты, которые думают лишь о том, как отбить потраченные деньги", - резюмирует Максим Борода, замдиректора Международного центра перспективных исследований.

Взятки гладки

Дубно по украинским меркам город маленький - в нем проживает всего-то 40 тыс. человек. Главные работодатели Дубно - пара-тройка небольших предприятий швейной и пищевой промышленности. Большая часть трудоспособных горожан либо перебиваются сезонными работами в сельском хозяйстве, либо уезжают на заработки за границу.

"Вот, например, сейчас заканчивается сезон в сахарной промышленности и еще 300 человек останутся без работы", - рассказывает мэр города Василий Антонюк, для которого проблема безработицы вверенного ему населения давно стала головной болью: официально здесь на одно место претендуют пять-шесть человек, но реальная цифра, по его словам, в разы больше.

Самую большую мзду в Дубно берут за должности госслужащих,врачей и милиционеров - там затраты окупаются очень быстро.

Рабочие места здесь буквально на вес золота. Главный редактор местной газеты Скриня Лидия Шевчук рассказывает, что самую большую мзду в Дубно берут за должности госслужащих, врачей и милиционеров - там затраты окупаются очень быстро.

"За последние десять лет в нашем городе практика взяточничества стала более циничной и наглой", - с горечью констатирует журналист.

По словам Куришко, за годы поисков работы хорошо изучившей коррупционные расценки, чтобы стать начальником отдела в горадминистрации Дубно, надо отдать $ 4-5 тыс., а устроиться инспектором в налоговую - $ 4 тыс.

Правда, Зинаида Хоний, глава комиссии по вопросам реорганизации Дубенской государственной налоговой инспекции, этот факт отрицает. "У нас проводится прозрачный конкурс и человек, который набирает наибольшее количество баллов, устраивается на работу", - уверяет она.

Как бы там ни было, а ежегодный рейтинг самых коррумпированных стран мира, составленный международной организацией Transparency International в 2010 году, ставит Украину на 134-е место из 178.

Ежегодный рейтинг самых коррумпированных стран мира, составленный международной организацией Transparency International в 2010 году, ставит Украину на 134-е место из 178.

Более того, в 2009 году в Закарпатской области правоохранительные органы задержали начальника одного из отделов территориального управления службы международных автомобильных перевозок, который получил от местного жителя взятку в размере $ 10 тыс. за то, что обещал помочь соискателю трудоустроиться в свой отдел.

Впрочем, украинцам приходится платить не только за должности, где взятки легко и быстро отбиваются при помощи все тех же взяток, но и за отнюдь не хлебные места. Даже уборщицей в школу или детсад сегодня уже просто так не устроиться. "Это стоит $ 200", - с грустной усмешкой рассказывает Куришко.

Назначение каждого врача в Дубно, не говоря уже о должностях в администрации,  утверждает Антонюк, он контролирует лично. "Чтобы никто не наживался на человеческой беде, - добавляет мэр. - Что же касается школ, все тоже под контролем".

В близком к Дубно Ивано-Франковске пару лет назад на всех столбах и заборах появились листовки, повествующие о том, что в городскую школу № 7 невозможно устроиться учителем, не заплатив $ 300-500.

Это обвинение со стороны местных жителей директор 7-й школы Мария Попович считает несправедливым. "Я не знаю ни одного факта, когда человек платил взятку, чтобы устроиться в школу в Ивано-Франковске", - утверждает Петр Ласийчук, замначальника управления образования Ивано-Франковска, полагая, что объявления расклеили "психически больные люди".

Медсестра о потраченных деньгах давно не жалеет - она признается, что живет далеко не на одну зарплату, охотно принимая деньги от пациентов, например, за уколы или установку капельницы

И все же поверить гласу народа заставляют другие подобные случаи родом из Ивано-Франковска. 35-летняя жительница города Светлана, по понятным причинам не называющая фамилии, вспоминает, как место медсестры в роддоме досталось ей за $ 300.  "Мне тогда прозрачно намекнули, мол, если я хочу работать, должна заплатить", - говорит она. Нынче, по словам Светланы, цена за ее небольшую должность выросла до $ 500, а устроиться врачом туда же стоит  $ 4 тыс.

Впрочем, медсестра о потраченных деньгах давно не жалеет - она признается, что живет далеко не на одну зарплату, охотно принимая деньги от пациентов, например, за уколы или установку капельницы. "Дают по-разному. Кто-то 100 грн. приносит, а кто-то и больше", - рассказывает Светлана.

Тем временем мздоимство за места в медицине процветает не только в провинции. В столице наиболее быстро окупающимися должностями считаются хирург, акушер-гинеколог и травматолог. За любую из них, по словам вышеупомянутого Владимира, в киевской районной больнице надо отдать от $ 10 тыс., в городской - от $ 20 тыс.

"Легкий хлеб и престижность профессии привлекают молодых выпускников [мединститутов] и их родителей, - очерчивает он круг заинтересованных претендентов и добавляет. - Но хорошо хоть среди этих "блатных" ребят есть студенты с нормальными руками, которые потом вырастают в светил".

Ценные кадры

Число вакансий в госсекторе Дубно сокращается с каждым годом. По словам Вячеслава Савчука, главы Дубенского центра занятости, сейчас, например, идет оптимизация городской больницы - ее штат, в том числе врачей, сокращают. Недавно здесь прекратила свое существование онкологическая клиника, а в близлежащих селах, где работают и жители города, в 2011 году закрылось две школы.

В то же время местное медучилище и педколледж куют новые кадры в прежнем объеме. "Сегодня выпускают много студентов по госзаказу, не учитывая реального запроса", - дает Ласийчук объяснение проблемы, характерное и для многих других регионов страны.

Борьбу за место под солнцем ужесточает еще и последнее новшество пенсионной системы. Теперь женщины, чтобы заработать пенсию, обязаны трудиться до 60 лет, и занимаемые ими места освободятся для молодежи нескоро

Дипломы выпускников-контрактников ничем не отличаются от тех, которые получают студенты-бюджетники, отмечает он, следовательно, их обладатели могут на тех же основаниях претендовать на бюджетные рабочие места, число которых ограничено. Борьбу за место под солнцем ужесточает еще и последнее новшество пенсионной системы. Теперь женщины, чтобы заработать пенсию, обязаны трудиться до 60 лет, и занимаемые ими места освободятся для молодежи нескоро.

Чтобы найти работу для своих детей, родители используют все возможные средства - ищут знакомых в престижных учреждениях, одалживают деньги на "вознаграждения" для чиновников. "Соискатели думают, что эта работа у них будет на годы, и, конечно же, окупится. А спрос порождает высокие взятки", - рассуждает Куришко.

Торговлю бюджетными местами, по мнению Бороды, поощряет и отсутствие эффективного контроля  за работой госструктур. То есть работодатель не заинтересован в поиске грамотных сотрудников и думает лишь о нелегальной прибавке к своей зарплате. "В итоге получаем некачественные услуги, хотя, например, профессии врача и учителя  очень важны для общества", - резюмирует замдиректора Международного центра перспективных исследований.

Помимо этого, по словам Бороды, в коррупционной системе действует порочный круг: если человек изначально заплатил деньги за трудоустройство, то и в дальнейшем, чтобы двигаться по карьерной лестнице, ему придется давать на лапу. Мол, работодатель, который начинает отношения с подчиненным со взяток, и впредь будет ждать благодарности за более влиятельный пост. В итоге, чем дальше, тем у людей, претендующих на бюджетные должности, остается меньше шансов устроиться туда без мзды.

Торговлю бюджетными местами, по мнению Бороды, поощряет и отсутствие эффективного контроля за работой госструктур. То есть работодатель не заинтересован в поиске грамотных сотрудников и думает лишь о нелегальной прибавке к своей зарплате

Характерный сегодня для всей страны низкий уровень оплаты труда лишь усугубляет ситуацию, и государству как главному работодателю не удастся решить проблему взяточничества без системных экономических реформ - создания новых рабочих мест и повышения зарплаты бюджетникам, а с другой стороны, усиления контроля за качеством их работы.

"Мы на первый план не ставим вопрос строительства новых производственных мощностей, цехов. - говорит Савчук. - А если не развивать собственного производителя, эту проблему никогда не удастся решить".

***

Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: работажурнал Корреспонденткоррупциявзятки
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...