Фото: Фото пресс-службы Президента Украины
Белорусская индустрия привязана к России
Эксперты говорят, что от российских потребителей сильно зависит ряд отраслей экономики Беларуси. Именно они наиболее уязвимы в случае нового торгового конфликта Москвы и Минска.
Зависимость от российского рынка сбыта может сыграть в ближайшем будущем плохую службу для белорусских производителей. По мнению экспертов, противостояние промышленного лобби двух стран в будущем может лишь усилиться, и пострадают от этого в первую очередь предприятия из Беларуси, ориентированные на реализацию своей продукции в России.
Противоречия комбайностроителей
Локальные отраслевые конфликты между товаропроизводителями Беларуси и России - явление достаточно распространенное. На минувшей неделе об очередном таком противоречии вспомнили в Москве. 17 сентября на совещании у президента России, посвященном уборке урожая, глава ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин пожаловался на то, что в страну поставляется много белорусской сельхозтехники, тогда как сами белорусы российские комбайны не покупают.
Владимир Путин признался, что о проблеме знает, "но не очень понятно, как из нее вылезать". И хоть пресс-служба правительства Беларуси позже опровергла слова Бабкина, сообщив об "открытости белорусского рынка", проблема противостояния комбайностроителей остается весьма актуальной. Ведь если руководство России решит вступиться за своих, громадные объемы продукции их белорусских конкурентов окажутся не востребованы.
Какие еще отрасли белорусской экономики находятся в критической зависимости от российского рынка? Минский экономист Лев Марголин убежден, что претензии у россиян к белорусским производителям может возникнуть во многих сферах. "Если бы представилась возможность пожаловаться Путину представителям молочной или мясной промышленности, было бы то же самое", - полагает эксперт.
Самые успешные - самые уязвимые
На взгляд независимого экономиста Михаила Радкевича, потенциально самые уязвимые отрасли - как раз те, в которых белорусы наиболее успешно работают на российском рынке, имея серьезных местных конкурентов. В их числе производители грузовых автомобилей. Минский автозавод (МАЗ) продает в России более 70 процентов своих грузовиков. В 2012 году это составило 15 тысяч единиц или 13 процентов российского рынка тяжелых грузовиков. На нем МАЗ уступает по продажам лишь КАМАЗу, который в минувшем году продал свыше 39 тысяч машин.
Еще сильнее завязана на российских потребителей белорусская мясомолочная промышленность - по итогам прошлого года на поставки в Россию пришлось более 91 процента всего экспорта белорусского министерства сельского хозяйства и продовольствия. В структуре экспорта 58 процентов приходится на молочные продукты, 32 процента - на мясные.
Хорошо расходятся на российском рынке белорусская поваренная соль, сахар, обувь и многие промтовары. При этом, отмечает Михаил Радкевич, отвоевывая там позиции, белорусы, безусловно, вызывают недовольство российских конкурентов. Акцентируя внимание лишь на России, в Минске в данном случае, по выражению Радкевича, сильно рискуют: "Российским бизнесменам не обязательно жаловаться Владимиру Путину. Можно пожаловаться Геннадию Онищенко".
Разные модели хозяйствования - залог проблем
По оценке Льва Марголина, в Беларуси и России отсутствуют отрасли, в которых конфликт интересов товаропроизводителей в принципе не может возникнуть. Причина это, на взгляд Марголина, заключается в отличии действующих экономических моделей: в России экономика преимущественно рыночная, тогда как в Беларуси сохраняется административно-командная модель.И власти в Минске используют ее инструменты (госдотации, субсидии, отсрочка по выплатам кредитов и проч.) на всю катушку. Потенциальная возможность прибегнуть к таким методам, признает Марголин, сохраняется и в России. Ведь производители сельхозтехники просили президента Путина именно об этом.
По словам директора института "Политическая сфера", политолога Андрея Казакевича, экономические конфликты и противоречия между Минском и Москвой обусловлены тем, что интеграция двух стран - политический проект, а не экономический.
"В последние двадцать лет в 90 процентах конфликтных ситуаций политическая целесообразность при их урегулировании перевешивала у России экономическую", - отметил политолог. И напомнил, что Владимир Путин и сейчас не вмешивается в выяснение отношений даже между "Уралкалием" и "Беларуськалием", потому как не хочет раздражать Александра Лукашенко, стремясь сохранить нынешние политические отношения.
Но такая ситуация будет лишь порождать новые торгово-экономические конфликты, уверен экономист Леонид Злотников. По его мнению, Лукашенко прежде всего заинтересован в продвижении белорусских товаров на российский рынок, а не в добросовестной конкуренции, от которой Минск будет всячески уклоняться. Но из-за модернизации российских заводов и фабрик, изменения экономических условий, связанных со вступлением страны в ВТО, конкурентное давление со стороны Москвы будет лишь нарастать, предупреждает Злотников. Соответственно будут расти и риски потери белорусскими товарами российского рынка.
Источник: Русская служба Deutsche Welle