Фото: Facebook Александра Клименко
Привлекая кредиты, правительству нельзя забывать и о работе по привлечению инвесторов, пишет Клименко
По информации экс-министра, такое масштабное снижение объемов инвестирования в экономику Украины зафиксировано впервые с 2005 года, то есть за последние восемь лет.
На фоне привлечения с марта 2014 года кредитов на сумму 5,79 миллиардов долларов объем прямых иностранных инвестиций в Украину за первый квартал текущего года снизился на 6 миллиардов долларов, сообщил на своей странице в сети Facebook экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко в рамках дискуссии с пользователями о том, что сегодня необходимо Украине – международные кредиты или прямые иностранные инвестиции.
"Я согласен с теми, кто считает, что в нынешней ситуации Украина не может обойтись без международных кредитов. Но в то же время кредиты – это заемные ресурсы, которые нужно будет отдавать, причем с процентами, и немаленькими. А основной драйвер экономики - это как раз не кредиты, а инвестиции. Это и технологии, и новые рабочие места, и уплаченные в бюджет налоги, и поступления в Пенсионный фонд, и многое другое. Привлекая кредиты, правительству нельзя забывать и о работе по привлечению инвесторов", - пишет Клименко.
По его данным, с марта 2014 года от МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, ЕИБ и других организаций Украина привлекла кредитов на сумму $5,79 млрд. В рамках достигнутых договоренностей правительство планирует получить еще около $31,5 млрд. При этом, по данным Госкомстата, если на начало 2014 года объем прямых иностранных инвестиций составлял $58,2 млрд, то за первый квартал года страна потеряла те же $6 млрд, которые могли бы быть инвестированы в экономическое развитие.
Экс-министр задается вопросом, почему чиновники, "обхаживая иностранных кредиторов, забывают об иностранных инвесторах?"
"И не просто забывают, а создают такие условия, при которых им остается только один вариант – "с вещами на выход"", - подчеркивает он.
Клименко приводит данные, что за пять месяцев 2014 года предприятия с иностранным капиталом, работающие в Украине, «прирастили» остатки невозмещенного НДС на 2,6 млрд грн. "Это в 1,5 раза больше остатков за тот же период прошлого года. – пишет он. - При этом переплаты от "иностранцев" увеличились на 3,5 млрд грн: если на 1 марта 2014 года сумма переплат по ним составляла 3,9 млрд грн, то на сегодняшний день – уже 7,4 миллиардов. И это при том, что именно предприятия с иностранными инвестициями за пять месяцев этого года обеспечили треть уплаченных в государственную казну налогов и сборов".
Экс-министр настаивает на том, что Государственной фискальной службе необходимо наладить диалог с иностранными инвесторами и активизировать работу по улучшению налогового климата.
"Считаю, Госфиску стоит уже заканчивать с "охотой на ведьм" и поиском конвертаторов "под каждым кустом". Это дезориентирует отечественный бизнес, отпугивает иностранный. А в условиях глобальной конкуренции стран и регионов необходимо бороться за каждого инвестора!", - подчеркивает он.
Также Клименко отмечает, что иностранные инвесторы очень чувствительны к вопросам налогового климата. "Их акционерам вряд ли понятно, что такое "революционная целесообразность" в налоговой сфере, пишет он. - У каждого структурного бизнеса достаточно долгий горизонт планирования. Им необходимы четко понимать, какие шаги планирует предпринять правительство в налоговой сфере, видеть стратегию по снижению ставок, упрощению регуляторки и документооборота, получить гарантии стабильного возмещения НДС, сроки возвращения переплат".
Клименко уверяет, что в его бытность министром с инвесторами проводились постоянные встречи – "им разъясняли все эти вопросы, решали в индивидуальном порядке все проблемы, волнующие бизнес". "Проводится ли сегодня эта работа? Если и проводится, то данные Госкомстата – показательный KPI (Key Performance Indicator – показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей, - ред.) ее эффективности. И если в своих действиях с национальным бизнесом власть сейчас рассчитывает на лояльность патриотов, то на что она рассчитывает в такой "работе" с иностранным бизнесом? О каком вхождении в топ-20 Doing Business может вообще идти речь в такой ситуации?", - резюмирует экс-министр.