Корреспондент.biz,
25 августа 2015, 14:20
Соседство с зоной АТО внесло существенные коррективы в стратегию ведения бизнеса олигархов в Днепропетровской области.
Теперь главная задача – не столько развитие, сколько выживание, пишут Ольга Марийко и Елена Романюк в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года.
Днепропетровская область – один из базовых регионов для бизнес-империй доброй половины топ-10 богатейших людей Украины. Машиностроение, банкинг, горнодобывающая и химическая промышленность, сельское хозяйство, металлургия, недвижимость – вот далеко не полный перечень сфер интересов украинских олигархов в области: Рината Ахметова, Игоря Коломойского и других участников группы Приват (Геннадия Боголюбова, Геннадия Корбана, Алексея Мартынова, Михаила Кипермана), Виктора Пинчука, Вадима Ермолаева, Сергея Касьянова, Сергея Тигипко. Все они уже не первый год «теснятся» в регионе, который снискал себе славу промышленного сердца Украины с развивающимся сельским хозяйством.
Ринат Ахметов: с Донбасса на Кривбасс
Предприятия Ахметова в Днепропетровской области представлены в сферах, которые за последний год больше всего пострадали от событий, происходящих в экономике и политике Украины. Это ритейл, ТЭК, горно-металлургическая, телекоммуникационная, банковская, медийная отрасли, сфера недвижимости. И хотя структура группы выстроена по независимым друг от друга направлениям, системно они продолжают страдать из-за недостатка оборотных средств, сырья и ограниченного доступа к центрам принятия решений во властных кабинетах .Война на Донбассе нанесла серьёзный урон процветавшей во времена Виктора Януковича бизнес-вертикали СКМ.
Самым уязвимым на сегодняшний день остаётся металлургический дивизион группы Метинвест сего горно-рудными и металлургическими предприятиями
Самым уязвимым на сегодняшний день остаётся металлургический дивизион группы Метинвест сего горно-рудными и металлургическими предприятиями. В частности, наиболее существенные потери несёт самый крупный из криворожских горно-обогатительных комбинатов группы – Северный ГОК, который в первом полугодии 2015 года задекларировал почти полмиллиарда гривен убытков, что по сравнению с почти двухмиллиардными прошлогодними прибылями даёт понимание всей серьёзности ситуации. Кроме того, сложности испытывают и другие предприятия группы в Кривбассе – Центральный и Ингулецкий ГОКи.
К слову, именно ГОКи Кривбасса дали когда-то старт карьере нынешнего нардепа от Оппозиционного блока и кандидата в мэры Днепропетровска Александра Вилкула, а его отец Юрий является мэром Кривого Рога. Железорудные активы Кривбасса также стали базой для создания «криворожского анклава», который явился «колыбелью» днепропетровских экс-регионалов перед их восхождением на руководящие посты региона и государства.
Весной прошлого года в Кривой Рог предусмотрительно эвакуировала производственные мощности также Corum Group Ахметова, которая специализируется на горнодобывающем бизнесе. Группа потеряла три завода в зоне АТО. Предприятия и офисы из Донецка и Горловки пришлось перевести в Кривой Рог, Дружковку и Харьков, а центральный офис – в Киев. Но переезд предприятий, похоже, не помешал развитию бизнеса компании. На официальном сайте Corum Groupсообщается, что в первом полугодии 2015-го консолидированная выручка группы выросла на 12,6% по сравнению со вторым полугодием прошлого года.
Игорь Коломойский: политика и бизнес
Период губернаторства Коломойского в Днепропетровской области не сильно способствовал наращиванию капитала олигарха в регионе. Исключение составляют разве что активы одиозного Олега Царёва, отдельные из которых, по слухам, незаметно перекочевали под «внешнее управление» приватовской команды.
Что касается основных активов Коломойского, то губернаторство олигарха скорее помогло им остаться на плаву, чем процветать.
К примеру, ПриватБанк, главный офис которого расположен в Днепропетровске, как и другие банки, не избежал инфляционных и оккупационных издержек. С началом аннексии Крыма и боевых действий в зоне АТО банковский гигант потерял значительную часть своих отделений. Но вот заявления о том, что война Коломойский - Порошенко может привести к национализации банка, вряд ли заслуживают внимания.
Неплохо идут дела и у промышленных предприятий Коломойского в регионе. Например, днепродзержинский Днепроазот продолжает входить в десятку ведущих предприятий химической промышленности Украины. Марганецкий ГОК в 2014 году практически вполовину увеличил производство марганцевого концентрата. А общее детище Пинчука и Коломойского – Никопольский завод ферросплавов – порадовал приростом продукции с начала 2015-го почти на треть.
Несколько хуже ситуация на Орджоникидзевском ГОКе: он потерял одного из основных потребителей производимого им агломерата – Стахановский ферросплавный завод, который оказался в зоне АТО. Впрочем, не исключено, что выход на прежние объёмы производства предприятию довольно скоро могут дать договоры на поставку концентрата в США.
Поправила свои дела и авиакомпания Коломойского Днеправиа, которая ещё недавно заявляла о грозящем ей банкротстве. С начала августа она получила право на выполнение довольно выгодных рейсов Днепропетровск - Москва.
Виктор Пинчук: затянуть пояса
Позиции некогда одного из наиболее влиятельных бизнесменов, коренного днепропетровца Пинчука в области продолжают постепенно «угасать». Если ранее его родственные связи с экс-президентом Украины Леонидом Кучмой были едва ли не решающим фактором расширения бизнеса, то теперь днепропетровские предприятия бизнесмена испытывают значительные трудности.
Например, уже стала легендой история о дележе между Пинчуком и Коломойским Криворожского железорудного комбината (КЖРК). Напомним, в прошлом году Пинчук обратился с иском в Высокий суд Лондона, в котором попросил обязать Коломойского и Боголюбова признать, что они владеют акциями КЖРК, будучи доверительными управителями в его пользу. И, конечно же, возместить весь ущерб от владения комбинатом группой Приват, в том числе и всю прибыль, полученную от работы КЖРК за этот период. По данным украинских СМИ, источники в окружении Пинчука оценивают выплаты от $ 800 млн до $ 2,5 млрд.
Продолжают подсчитывать убытки и в корпорации Интерпайп. В частности, Новомосковский трубный завод, который входит в корпорацию, в 2014 году показал уменьшение доходов на четверть, а Нижнеднепровский трубопрокатный завод – на 6%.
На заводе Днепровагонремстрой дела, похоже, также идут неважно – речь идёт о сокращении около 80% сотрудников.
Сергей Касьянов: земля кормит
Известный днепропетровец Сергей Касьянов, успевший даже несколько месяцев побывать в кресле днепропетровского губернатора, изначально пробовал себя в химической промышленности и ритейле. Но позже он стал выстраивать свою агрокорпорацию KSG Agro, став не только крупным землевладельцем, но и собственником сельхозпроизводства замкнутого цикла.
Сегодня акции KSG Agro котируются на Варшавской фондовой бирже, а показатели развития бизнеса довольно успешны. Осенью 2014 годаруководство холдинга презентовало новую стратегию развития, где приоритет отдается свиноводству, переработке, производству биотоплива и муки.
К слову, в прошлом году имя Касьянова фигурировало в скандальной истории, связанной с рейдерским захватом агрофирмы Чумаки в Днепропетровской области. Тогда во избежание скандала компания Касьянова поспешила заявить, что передает корпоративные права ООО СХП Чумаки группе Днепрагро, которая, впрочем, как оказалось, принадлежит Василию Астиону, бизнес-партнеру Касьянова.
Вадим Ермолаев: недоступное вино
Как и другие титаны днепропетровского бизнеса, Ермолаев, совладелец торгово-промышленной корпорации Алеф, имеет интересы в самых разных сферах - недвижимости, девелопменте, агробизнесе, банковском бизнесе, виноделии.
Последние два направления довольно сильно пострадали в прошлом году. В частности, четыре из пяти винодельческих заводов компании Алеф‑Виналь были расположены в Крыму. На подконтрольной Украине территории остается лишь завод по розливу вин и коньяков Атлантис.
В сентябре 2014 года была также введена временная администрация в АктаБанк Ермолаева, а уже в январе 2015-го началась процедура его ликвидации.
Второй эшелон
Помимо бизнеса крупных олигархов, Днепропетровская область может похвастать успешными проектами средних предпринимателей
Своё производство в Днепропетровской области сосредоточила компания S.I.Group, которая до недавнего времени была крупнейшим производителем снеков в Украине (ТМ Мачо, Semki, Флинт, Козацька розвага, KartoFan, Морские, Red Pistachio, Fitto). Совладельцами этой корпорации были бизнесмены Сергей Рыбалка и Иван Омельченко. Правда, по последним данным, бывшие партнёры разделили бизнес. В прессе же название компании фигурировало в основном в контексте обысков СБУ и обвинений в торговле оружием, наркотиками и в шпионаже.
Активно продолжает развиваться на рынке Украины и днепропетровская торговая сеть АТБ, принадлежащая Геннадию Буткевичу, Евгению Ермакову и Виктору Карачуну. Несмотря на то что сеть потеряла значительную часть бизнеса на востоке, она продолжает оставаться лидером по количеству магазинов в Украине – по итогам первого полугодия сеть насчитывала 741 торговую точку.
Правда, в этом году АТБ чуть было не национализировали. Скандальный законопроект, предлагающий это сделать, в апреле зарегистрировали 15 народных депутатов, большая часть которых представляли Радикальную партию Олега Ляшко. В самой же сети утверждали, что причина появления законопроекта – бытовой конфликт между совладельцем АТБ Буткевичем и собственником компании S.I.Group Рыбалкой, который сейчас является депутатом Верховной Рады от Радикальной партии.
***
Этот материал опубликован в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.