Корреспондент.biz,
21 октября 2015, 15:28
С помощью сланцевого газа депрессивные регионы США не только обеспечили себя топливом, но и побороли безработицу.
В начале 2009 года губернатор американского штата Пенсильвания Эдвард Ренделл, выступая в конгрессе, заявил, что большая часть сельского населения его штата не может найти себе нормальную работу и думает о том, как бы в ближайшее время переехать в крупные города, пишет Павел Сивоконь в №41 журнала Корреспондент от 16 октября 2015 года. Главной причиной для этого он назвал упадок добычи угля в штате.
Старые шахты, ставшие неприбыльными, нужно было срочно закрывать. Но это означало ещё большую волну увольнений и рост безработицы. До 2005 года, по данным Американской федерации труда, более 30% населения штата были задействованы в добывающей промышленности, которая стремительно старела. Тогда же в ведущих журналах Америки стали популярными фотографии из брошенных шахтёрских городов, превращавшихся в криминогенные зоны.
Но на все запросы губернатора в центральном правительстве отвечали, что у них просто нет денег. Мол, на дворе экономический кризис и штату нужно самостоятельно решать свои проблемы.
«Пенсильвания тогда не могла предложить инвесторам ничего, кроме своих недр. И, конечно, хорошего инвестиционного климата, когда правительство было готово сотрудничать с любыми компаниями, приносившими деньги», – говорит Беата Раабе, глава исследовательского института Eurogas.
Федеральное правительство начало программу поддержки малоурбанизированных регионов, чтобы развивать там добычу сланцевого газа
Федеральное правительство начало программу поддержки малоурбанизированных регионов, чтобы развивать там добычу сланцевого газа.
Многие аналитики не верили в успех этой затеи. Даже в Международном энергетическом агентстве признавали, что Америке понадобится более 30 лет для того, чтобы развить до нормального уровня свою газодобычу. Но в этом году, по данным TheEconomist, страна уже смогла полностью обеспечить свои растущие потребности в газе и даже начала постепенно наращивать его экспорт.
Частным компаниям, которые брались разрабатывать месторождения неконвенционного газа, сразу же давались значительные налоговые преференции
Во многом это случилось благодаря тому, что частным компаниям, которые брались разрабатывать месторождения неконвенционного газа, сразу же давались значительные налоговые преференции. Кроме того, государство брало на себя обязательство по постройке части инфраструктуры в отсталых регионах. Это привело к снижению уровня безработицы в сельской местности.
«Сланцевая революция» достигла своей цели в США, и другие страны начинают перенимать американский опыт. Особенно им интересуются Китай, также собирающийся потратить миллиарды, чтобы решить проблему безработицы и обеспечить себя дешёвым газом.
Страны ОПЭК не готовы к открытой конкуренции, поэтому предпочитают снизить цены до уровня, когда сланцевый газ станет нерентабельным
Разработки этих месторождений повлекли за собой снижение мировых цен на нефть и газ. Страны ОПЭК не готовы к открытой конкуренции, поэтому предпочитают снизить цены до уровня, когда сланцевый газ станет нерентабельным. Но при этом инвестиции, вложенные в региональное развитие, уже окупаются. К тому же они стали мощным стимулом для роста американской экономики после кризиса.
Сланцевый прорыв
Впервые в США заговорили о возможности массовой разработки сланцевых месторождений в 2007 году. Тогда цены на нефть начали постепенно расти.
«Постоянные аварии и штормы в Северном море, а также предчувствие будущего кризиса нарастили интерес инвесторов к нефти как стабилизационному активу для капиталов. Поэтому цена постепенно пошла вверх», - рассказывает Корреспонденту Сорбет Карбуз из Международного энергетического агентства.
Тогда, в 2007-м, нефть достигла своего ценового пика - $ 92 за 1 барр. Эксперты считали, что дальше она расти не будет. Но на следующий год, после начала мирового экономического кризиса, цены взлетели до $ 152.
Через несколько месяцев после этого новый президент США, Барак Обама, пообещал провести реформы, чтобы снизить американскую зависимость от импортной нефти. В то время Штаты завозили более 4,7 млрд барр. в год.
Поначалу Белый дом делал ставку на внедрение автомобилей на биотопливе. Но уже в 2009-м главные автопроизводители США вынуждены были просить у государства защитить их от кредиторов и покрыть долги на сумму $ 19 млрд. Поэтому про массовый выпуск дорогостоящих машин с биодвигателями пришлось забыть. Тем более в период кризиса спрос на автомобили упал на 30%.
Позднее в США хотели сосредоточиться на собственной добыче нефти на шельфе. В 2009 году Америка добывала в море только 15% своего топлива. В основном новые проекты тормозила угроза экологии, но в разгар кризиса власти могли позволить себе закрыть на это глаза.
Но весной 2010-го буровая платформа Deep Water Horizon взорвалась и затонула в Мексиканском заливе. За несколько месяцев, пока ликвидировали эту аварию, в море вытекло более 5 млн барр. нефти. После этого о новом бурении на глубине можно было забыть. Суд по этому делу идёт до сих пор, и США не могут определить, сколько им должна заплатить британская компания ВР, владелица платформы.
Поэтому в Америке и решили сосредоточиться на сланцевом газе, который мог дать стабильный рост добычи, хотя и не так быстро. Разведанных запасов сланцевого газа в США было больше, чем обычного. Тем более новый вид топлива залегал в сланцевых породах, и добывать его с помощью технологии гидроразрыва было легче и дешевле, чем бурить новые глубокие скважины для добычи традиционного газа.
Главной причиной, по которой в США смогли поставить добычу на широкую ногу, стала господдержка для частных инвестиций в бурение. Но главное – власти помогли создать нужную инфраструктуру для добычи и транспортировки газа
По мнению Мэттью Саггерса, старшего директора аналитической компании IHS, главной причиной, по которой в США смогли поставить добычу на широкую ногу, стала господдержка для частных инвестиций в бурение.
«Более 70% всех скважин в сланцевых месторождениях пробурили частные компании, но государство обеспечило им снижение ренты за пользование ресурсами на 15% и налоговые льготы», – отмечает эксперт.
Но главное – власти помогли создать нужную инфраструктуру для добычи и транспортировки газа. Дело в том, что все три крупных сланцевых бассейна в США находятся в довольно депрессивных регионах – в штатах Монтана, Северная Дакота и Пенсильвания. Поэтому капиталовложения в добычу приносили и социальную прибыль, создавая новые рабочие места.
За последние восемь лет инвесторы уже вложили в добычу более $ 30 млрд и создали почти 50 тыс. рабочих мест
Одновременно инфраструктура позволяла начать перекачку нефти из новых сланцевых месторождений на побережье Мексиканского залива к основным перерабатывающим мощностям и оттуда отправлять её клиентам. За последние восемь лет инвесторы уже вложили в добычу более $ 30 млрд и создали в этих штатах почти 50 тыс. рабочих мест. Одновременно государство потратило почти $ 15 млрд на дотации этим территориям и строительство инфраструктуры.
Сланцевый бум помог Америке преодолеть экономический кризис, так как развитие местной инфраструктуры стало одним из самых важных факторов для привлечения инвестиций. По мнению министра финансов США Джейкоба Лью, за то, что в этом году ВВП Штатов может вырасти более чем на 2%, американцы должны благодарить новые дороги и нефтепроводы.
Топливные войны
Сегодня масштабы добычи нефти из сланцевых скважин в США растут на 5% в месяц и уже составили 9,3 млн барр. в сутки. К 2020 году, по прогнозам ОЭСР, добыча составит более 14 млн барр. Тогда же Штаты смогут активно продавать нефть и нефтепродукты по всему миру.
Интересно, что значительная часть клиентов, которые ждут американской нефти и газа из сланцев, живут в Азии. Там потребление энергетического сырья в последующие десять лет должно вырасти на 59%. Лидером тут станет Китай, который к тому же накопил значительные валютные резервы и поэтому может позволить себе покупать нефть по высоким ценам.
По пути США сейчас хотят пойти Аргентина и Индонезия, где также найдены богатые месторождения сланцевого газа. Эти страны активно строят новые вышки и инфраструктуру
По пути США сейчас хотят пойти Аргентина и Индонезия, где также найдены богатые месторождения сланцевого газа. Эти страны активно строят новые вышки и инфраструктуру. До начала падения цен на нефть, уже к 2016-му, Буэнос-Айрес и Джакарта должны также покрыть все свои расходы на бурение и стать экспортёрами нефти в мировых масштабах.
В начале года такой рост добычи привёл к перенасыщению рынков нефтью и газом, и цены на эти ресурсы начали стремительно падать.
«Обычно в таких случаях ОПЭК и их лидер Саудовская Аравия сокращают объёмы добычи, и цены опять растут», - говорит Николас Вольфинг, аналитик Centre for European Economic Research.
Но теперь Эр-Рияд решил не делать этого. Наоборот, добычу только наращивают. Эксперты считают, что это делается для того, чтобы добыча нетрадиционного газа стала невыгодной и месторождения постепенно закрылись. У Саудовской Аравии или ОАЭ достаточно валютных ресурсов, чтобы переждать длительный период низких цен.
Но пока этот шаг больше ударил по другим странам ОПЭК, таким как Венесуэла или Россия, которые строили свои бюджеты из расчётов высокой стоимости нефти и газа. Более того, США смогли нормально пережить гражданские войны на Ближнем Востоке и нестабильность в Нигерии, хотя раньше эти регионы были основными поставщиками нефти и газа в США.
Экономика Штатов, по прогнозу МВФ, в этом году вырастет не менее чем на 4% – во многом благодаря дешевому газу. А показатель безработицы сократился до самого низкого за последние пять лет
Экономика Штатов, по прогнозу МВФ, в этом году вырастет не менее чем на 4% – во многом благодаря дешевому газу. А показатель безработицы сократился до самого низкого за последние пять лет. Много рабочих мест было создано газодобывающими компаниями, получившими от правительства нормальную инфраструктуру и низкие пошлины и ренты.
Поэтому неудивительно, что в сентябре 2015 года новый губернатор Пенсильвании, Том Вольф, заявил, что его штат смог справиться с депрессией после закрытия шахт. Теперь в Пенсильвании думают над созданием собственного огромного технопарка, чтобы сделать штат более инновационным. Благо денег на это благодаря сланцевому газу теперь хватает.
***
Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 16 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.