Почему украинские аграрии не в восторге от Соглашения о ЗСТ с Евросоюзом.
1 января зона свободной торговли с ЕС стала для нас реальностью. Соглашение позволяет европейским производителям выйти на рынок Украины, что, в свою очередь, по мнению украинских и европейских политиков, будет способствовать привлечению инвестиций в страну, пишет Ирина Ходоров в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года.
Кроме того, европейцы смогут беспрепятственно завозить в Украину уже готовую продукцию, что позволит импорту стать дешевле. Отечественные же компании при желании могут теперь войти на рынки ЕС.
«Евросоюз — важный стратегический партнёр Украины. Для нас крайне важно вступление в силу 1 января 2016 года Соглашения об ассоциации и введении зоны свободной торговли с ЕС», — отметил министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко во время встречи с комиссаром ЕС по вопросам сельского хозяйства и развития сельских территорий Филом Хоганом в Берлине (Германия).
По итогам 11 месяцев 2015 года в общей структуре украинского внешнеторгового оборота этой продукции доля ЕС составила 31,2%
По данным Павленко, доля ЕС в торговле сельскохозяйственной продукцией постоянно растёт. В частности, по итогам 11 месяцев 2015 года в общей структуре украинского внешнеторгового оборота этой продукции доля ЕС составила 31,2%. Причём сам внешнеторговый оборот за этот период составил $ 5,2 млрд, из которых экспорт — $ 3,6 млрд.
Украина продает в Европу зерно, подсолнечное масло, овощи, фрукты, курятину, сырьё для комбикормов и многое другое. А с 10 января Еврокомиссия разрешила десяти украинским производителям молочной продукции продавать свои товары содружеству, включив их в перечень утверждённых экспортёров в Европейский союз.
Однако зона свободной торговли не обеспечила (да и не обещала) аграриям свободного экспорта.
«Никакого открытия рынков не произошло. Знаете, в колёсах есть такой механизм, называется ниппель. В одну сторону пропускает, в другую сторону нет. Такая примерно ситуация сейчас у нас с европейскими рынками. Европа говорит о зоне свободной торговли с Украиной, и одновременно подписана куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров. Это такая зона свободной торговли - только в одну сторону, только в сторону Украины», — заявил в интервью Голосу Америки Юрий Косюк, владелец крупнейшего производителя курятины - Мироновского хлебопродукта.
По словам бизнесмена, для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофические ограничения или квотирование.
Медленное вхождение
Напомним, Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной было подписано 27 июня 2014-го. 16 сентября того же года оно было одновременно ратифицировано Верховной Радой и Европейским парламентом. Установление углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) предусмотрено четвёртым разделом Соглашения об ассоциации, положения которого вступили в силу с 1 января 2016 года.
«Следует отметить, что, в соответствии со ст. 25 Соглашения об ассоциации, УВЗСТ создается постепенно в течение переходного периода, который не превышает десяти лет с даты вступления в силу указанных положений соглашения», — объясняет старший юрист компании ОМР Николай Чемезов.
То есть никто не обещал аграриям свободного доступа на рынок с 1 января, добавляет руководитель аналитического отдела консалтинговой компании ААА Мария Колесник.
«С 1 января Европа фактически получила доступ к нашему рынку, а нам сохранили квоты на беспошлинную торговлю, которые действовали для нас и в прошлом году», — объясняет аналитик.
По данным Минагрополитики, квоты, действовавшие в прошлом году, действуют и сейчас.
Аграриев это возмущает.
«Чтобы вы понимали: Украина производит 1,2 млн т куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту — 16 тыс. т. Плюс к тому же можно ввезти без пошлины 20 тыс. т целой замороженной курицы (которая абсолютно никому не нужна). На всё, что сверх этой квоты, — пошлина более € 1.000 за 1 т», — возмущается в интервью Косюк.
По словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, аграрии вместе с Министерством аграрной политики готовят официальный документ для переговоров с ЕС, необходимый для расширения квот на экспорт зерна.
«Определить, каким будет наш экспорт в ЕС в следующем маркетинговом году, сложно, потому что, с одной стороны, около 8 млн т зерна ЕС сам экспортирует и порядка 8 млн т покупает. Всё зависит от того, какой будет урожай в ЕС. Поэтому сложно предсказать заранее, сколько будем экспортировать мы», — говорит Клименко.
В то же время экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак считает, что компании должны быть довольны хотя бы теми льготами, что получили.
«Это гораздо лучше, чем ничего. Нужно двигаться, лоббировать свои интересы и инвестировать в них, а не сидеть на пятой точке. Напрягать правительство, чтобы всё двигалось. Вот, например, мы по молоку за год открыли три рынка - Китай, ЕС и Казахстан. Нашим аграриям время начать активнее участвовать в этих процессах», — считает эксперт.
Сельское хозяйство — единственная отрасль, получившая право на ввоз на территорию ЕС определённых продуктов. Однако это не означает, что вне квоты экспорт продукции в ЕС запрещается
Сельское хозяйство, кстати, единственная отрасль, получившая право на ввоз на территорию ЕС определённых продуктов. Однако это не означает, что вне квоты экспорт продукции в ЕС запрещается. Просто в таком случае нужно будет платить ввозную пошлину и, самое главное, соответствовать требованиям, принятым там.
«УВЗСТ предусматривает тарифную, таможенную и фитосанитарную либерализацию. Также это означает, что правила внутреннего рынка ЕС в широком смысле (технические стандарты, санитарные и фитосанитарные правила, государственные закупки, конкуренция, интеллектуальная собственность и т. д.) постепенно применятся в Украине и будут базироваться на украинском законодательстве», — добавляет Чемезов.
По словам юриста, приложениями к Соглашению об ассоциации предусмотрен перечень конкретных действий, которые нужно произвести в сфере законодательства, сертификации и метрологии для полноценного эффекта УВЗСТ.
Гармонизация законодательства и стандартов, полагает Колесник, — самое знаковое из того, что в 2016 году принесла ЗСТ.
«Для лидеров рынка, которым перестраивать бизнес-процессы внутри компании не нужно, фактически ничего не произошло, и сейчас они заинтересованы только в увеличении квот. Для других это возможность повысить эффективность бизнеса», — говорит она.
По мнению аграрного эксперта Вадима Аристова, ЗСТ — это огромный стимул к развитию экономики, требующий гармонизации законодательства, стандартов и процедур сертификации, подходов к обеспечению и контролю качества и безопасности тех же продуктов питания (в частности, продукции животного происхождения).
«Требования как были, так и будут. Но они для всех. Возможность импортировать с нулевой пошлиной, конечно, стимулирует интерес к украинской продукции, но цена отнюдь не решающий сейчас фактор в конкуренции», — уверен Аристов.
ЗСТ — очень важный этап на пути к членству в ЕС, после которого компании получат свободный доступ ко всем возможностям, продолжает эксперт.
Конкуренция не по карману
Однако если украинские товары в этом году будут продаваться по правилам прошлого года, то 70% импортных товаров на украинском рынке будут без импортных пошлин. По данным Минэкономразвития, нулевые ставки с 1 января 2016-го вводятся для большинства сельскохозяйственных товаров за исключением семенной продукции, отдельных зерновых культур, фруктов, сухофруктов, приправ и специй. Тут должна состояться симметричная отмена ввозных пошлин обеими сторонами.
70% импортных товаров на украинском рынке будут без импортных пошлин
Но в Минэкономразвития не беспокоятся, что это решение приведёт к обвалу рынков и наплыву импорта в Украину, — девальвация гривни не позволит импорту вытеснить большую часть украинской сельхозпродукции, имеющей зачастую более низкую себестоимость, с внутреннего рынка. Исключением станут разве что премиум-продукты, которые, впрочем, и так на нашем рынке занимают монопольное положение.
Например, по данным польских СМИ, с нынешнего года Польша рассчитывает поставлять в Украину дополнительно на $ 18,9 млн мяса, которое, вполне вероятно, займёт определенные ниши или компенсирует рост экспорта украинского мяса.
Кстати, с точки зрения директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, импорт продукции может быть на руку потребителям, если украинские производители начнут резко повышать цены.
***
Этот материал опубликован в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.