Азиатское экономическое чудо, кажется, становится все более уязвимым к завершению феномена пяти лет ультрадешевого финансирования, вызванного монетарной политикой США, известной как "количественное смягчение", пишет Reuters.
Замечание о том, что регион, который ассоциируется с экономией, низкой задолженностью и высокими сбережениями, уязвим к отступлению кризиса, выглядит странно.
Но распродажа, охватившая валютные и фондовые рынки развивающихся стран на этой неделе, показала, что Азия, несмотря на накопление огромных валютных резервов и внедрение мер, защищающих ее от бегства капитала, вызвавшего азиатский финансовых кризис 1997-1998 годов, снова стала восприимчивой к быстрому изменению направления потоков капитала.
"Некоторые преимущества, которые использовала Азия в последние 5-10 лет, подходят к концу - и в некоторый случаях, они превращаются в препятствия", - сказал Эндрю Сван из Blackrock.
Экономисты, банкиры и инвесторы говорят, что осознали возможное будущее Азии в июне, когда региональные рынки содрогнулись от сделанного главой ФРС Беном Бернанке предположения, что Центробанк США может начать сокращение количественного смягчения (QE).
Опасения вернулись на этой неделе, обрушившись на рынки Индии и Индонезии.
Не сумев избавиться от политических и социальных препятствий для роста, Азия понадеялась на низкие процентные ставки и масштабное кредитование для поддержания расширения экономики, особенно начиная с мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, который заставил ФРС начать активную скупку облигаций.
В результате, когда QE закончится, Азия может понять, что достичь ориентиров роста намного сложнее.
"Регуляторы были так озабочены, стараясь поддержать рост, они использовали все виды стимулирующих рычагов, но сделали это за счет структурных реформ, - сказал Роб Суббараман из Nomura. - Теперь это возвращается к ним негативными последствиями".
Каким образом проявятся эти последствия в таком разноплановом регионе, как Азия, зависит от многих факторов.
Но будь то иммиграционный и трудовой законы в Японии, доминирование государственных предприятий в Китае или препятствия для иностранных инвестиций в Индии - каждую нацию ждет ее собственный острый вопрос в сфере реформ - тот, который в случае решения оживит производительность и поддержит рост, но который оказался слишком политически сложным для решения.
Избегая болезненных реформ
Азия смогла избежать многих болезненных реформ после кризиса конца 1990-х годов, когда мировой технологический бум поддержал спрос на ее экспорт. В то время, когда ударил кризис, сильные финансовые позиции помогли защитить регион.
Скорость роста остается на зависть высокой: Международный валютный фонд прогнозирует, что развивающаяся экономика Азии вырастет на 7 процентов в этом году.
Но экспорт не восстановился так же легко после кризиса 2008-2009 годов. При том, что Европа едва вышла из рецессии, а США восстанавливаются неохотно, рост экспорта из семи крупнейших экспортеров Азии - Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Гонконга и Сингапура - прекратился во втором квартале.
Многие азиатские нации вместо этого прибегают к дешевым мировым финансам, чтобы удержать экономическую активность на плаву.
Так как ФРС удерживает ключевую ставку около нуля, мировые инвесторы ищут по всему земному шару высокий доход, помогая снижать стоимость заемных средств для Азии.
В апреле 2012 года правительство Индонезии заняло деньги на 10 лет под рекордно низкие 3,375 процента, что всего на 1,8 процентного пункта выше, чем платило правительство США. В том же месяце корейский гигант электроники Samsung Electronics смог занять $1 миллиард под 1,75 процента.
Такие масштабные потоки кредитования помогли некоторым странам удерживать сравнительно быстрый рост, но задолженность азиатского частного сектора взлетела до 165 процентов ВВП в 212 году, согласно данным Nomura. До азиатского финансового кризиса задолженность составляла 127 процента.
Объем заимствований домашних хозяйств и компаний Южной Кореи, Гонконга и Китая сейчас вдвое выше объема экономического производства каждой из этих стран соответственно.
Дешевый кредит
Экономисты боятся, что не все заимствованные средства используются для прибыльных инвестиций, которые поддерживают производительность и рост.
Возьмем Китай. Он отреагировал на мировой финансовый кризис, затопив экономику дешевыми кредитами. Когда ФРС стала печатать больше денег, у Пекина не было выбора, кроме как удерживать низкую стоимость заемных средств или позволить юаню быстро расти.
Сумма кредитов в китайской экономике почти удвоилась с 2008 по 2012 годы, а объем инвестиций возрос до 46 процентов ВВП. Почти половина их этих денег ушла в недвижимость или инфраструктуру, согласно данным Nomura.
Пустые дома и города-призраки в Китае - свидетельство чрезмерных инвестиций в недвижимость и строительство, но перепроизводство также досаждает отраслям тяжелой промышленности, таким, как производство цемента, стали и угля.
Цены производителей в Китае постоянно падают уже 16 месяцев, поскольку рост замедляется.
С другой стороны этого диапазона - такие страны, как Индонезия и Индия, которые не перегибают палку с кредитованием, но не могут воспользоваться преимуществом дешевых денег, чтобы поддержать свои экономики, создать рабочие места и сократить зависимость от импортируемых топлива и товаров.
Индия страдает от проблемы недостаточного инвестирования. По данным Всемирного банка, рост инвестиций в оборудование и другие физические активы, помимо земли, замедляется в Индии с 2007 года.
Одним из признаков плохой реализации инвестиций является то, что текущий счет региона - сумма торгового баланса экономики и ее инвестиционного дохода - постепенно сходит на нет. Общий профицит текущего счета в 11 крупнейших экономиках Азии снизился с 6,3 процента совокупного ВВП в 2007 году до 1,6 процента в прошлом году, согласно подсчетам Nomura. Некогда великолепный профицит Японии упал почти до нуля, а Индия, Индонезия и Гонконг перешли на негативную территорию.
Сокращение профицитов
Некоторые экономисты видят в этом сокращении профицитов желанный переход от чрезмерной зависимости от экспорта к росту, обусловленному потреблением - а именно, тот вид изменения баланса экономики, которого требуют мировые регуляторы после последнего кризиса.
"Во многих странах, которые ранее полагались, в основном, на экспорт в развитые экономики, теперь увеличилась роль внутреннего спроса", - сказал Ануп Сингх, глава Азиатско-тихоокеанского департамента МВФ.
Но вклад потребления в ВВП возрос незначительно, а частные экономисты указывают на тревожащий спад доходности азиатских инвестиций.
Азия, коротко говоря, получает меньше на каждый вложенный доллар. Согласно HSBC, рост производительности труда в Азии, за исключением Японии, сокращается с 2007 года параллельно со скоростью роста экономики.
Более дорогой мировой капитал представляет собой проблему для региона, который все еще финансирует свое собственное развитие. По оценке Азиатского банка развития, региону нужно потратить $8,3 триллиона - эквивалент китайского ВВП - за нынешнее десятилетие, чтобы сохранить и развить электроэнергетику, телекоммуникации, транспорт и поставки воды.
"Сроки, установленные ФРС для сворачивания QE, появились в плохое время, так как крупнейшие развивающиеся рынки - Китай, Индия, Индонезия - все еще пытаются реализовать крайне необходимые и значительные структурные реформы", - сказал Дэвид Гауд из Edmond de Rothschild Asset Management.
Глобальные финансы могут не просто перестать поступать в эти страны - с февраля инвесторы выводят деньги из фондов, ориентированных на Азию. Хотя зарубежные инвесторы все еще покупают акции в Японии, они распродали акции остальных азиатских стран на сумму не менее $10 миллиардов за последние 13 недель, по данным Nomura.
Это стеснит компании, которые много занимали, когда ставки падали в ожидании ускорения роста экономики.
"Наши долги возросли, тогда как наши зарубежные подразделения показывают не те результаты, как ожидалось, так что нам нужно быть осторожными в отношении затрат", - сказал Адирек Срипратак из Charoen Pokphand Foods, компании, которая удвоила долгосрочную задолженность в прошлом году.
Это также обрушит валюты, как уже обнаружили Индия и Индонезия на этой неделе. Рост азиатских резервов на 53 процента с начала кризиса выглядит не таким уж обнадеживающим, если сравнить его с увеличением краткосрочного внешнего долга Азии на 125 процентов с 2008 года. Это означает, что, тогда как в 2008 году Азия имела $4,60 на каждый доллар, который она была должна иностранцам в последующие два года, сейчас она имеет только $3,15 на каждый доллар.
Это та область, где реализуются структурные реформы.
"Основная цель - ликвидировать структурные препятствия для роста - вот что делают структурные реформы, - сказал Вай Хо Лен из Barclays. - Когда ветер начинает усиливаться, хочется знать, что паруса достаточно велики".