Фото: Мистецький Арсенал
Александра Экстер. Эскиз костюма Вакханки к драме И.Анненского Фамира Кифаред, Камерний театр, Москва. 1916.
Экспозиция будет представлена с 8 по 29 июня.
Проект Сцена украинского авангарда обращается к эпохе общественно-политических переменначала ХХ века, повлекших революционные изменения в культуре и искусстве.
"Украина, с ее яркой эстетикой цвета и динамичным ритмом народного творчества, инспирированная европейскими поисками формы и содержания стала колыбелью авангардного искусства. Тогдашние украинские художники стали ключевыми фигурами международной арт-сцены и вошли в историю мирового искусства", - сообщили Корреспондент.net организаторы выставки.
Украинский авангард в экспозиции проекта представлен 100 уникальными произведениями 20 выдающихся художников.
Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины представляет сценографические проекты Александры Экстер, Анатоля Петрицкого, Вадима Меллера, Александра Хвостенко-Хвостова, Бориса Косарева.
Эти художники известны всему миру как реформаторы сценографы, которые не только добавили сценическим формам экспрессии, объемности и движения, но и изменили подход к организации сценического пространства .
Национальный музей украинского народного декоративного искусства представляет работы народных художников Анны Собачко-Шостак, Марии Примаченко, Василия Довгошияи Евмена Пшеченко, которые своеобразно перекликаются с "урбанистическим" авангардом современников.
Василий Ермилов, Виктор Пальмов, Мария Синякова, Александр Богомазов, Соломон Никритин, Александр Архипенко представлены произведениями из частных коллекций Игоря Диченко, Игоря Воронова и Дмитрия Горбачева.
"Украинский авангард сбили в полете зенитки сталинского террора. Расстреляля бойчукистов, физически искалечили их картины, а также картины художников, которые "работали под влиянием врагов народа". Казнены скульптуры Архипенко, как "формалистически-эмигрантские". Угроза расстрела и многолетнее травли Петрицкого, изгнание из Союза художников Ермилова и Синяковой. Смертный приговор вынесла комиссия истребителей полотнам усопших Пальмова и Богомазова (к счастью, приговор выполнить не успели). Еще и немецко-фашистский грабеж произведений, заклейменных гитлеровцами как "культурбильшовизмус". И самое мягкое инквизиторское наказание - "бить рублем": жизнь на чердаках впроголодь", - говорит искусствовед Дмитрий Горбачев.