В свои 93 года Илона Ройс Смиткин, конечно, не ожидала, что станет музой молодого фотографа и тем более - лицом мирового бренда.
В 2008 году фотограф Ари Сет Коэн завел блог "Зрелый стиль", посвященный стильным ньюйоркцам старшего возраста. От знакомых услышал о 80-летней художнице с огненно-рыжими волосами и длинными ресницами того же оттенка. Коэна это заинтриговало.
"Я знал, что должен встретиться с ней, - смеется он. - По описанию она была копией тех ярких, экстравагантных бабушек, которых я рисовал в детстве".
Полтора года Коэн высматривал ее на улицах манхэттенского района Вест-Виллидж. "И вот я заметил на переходе женщину в смелом желто-зеленом наряде. У нее были прекрасные рыжие волосы, развевающейся на ветру, и я понял: это она".
С тех пор прошло пять лет, и сейчас они - хорошие друзья.
Мы разговариваем в помещении Смиткин. На ярком диване передо мной сидят Коэн и пожилая миниатюрная женщина. Ее ноги в сиреневых туфлях даже не достают до пола. Она живет здесь уже 60 лет - среди своих картин, милых безделушек, шарфиков и шляпок. В квартире нет кухни, только ванная.
Женщина признается, что иногда после подъема по лестнице у нее болят ноги - "немного, совсем немного".
bbc.co.uk
"Но возраст имеет свои плюсы, - щебечет она. - Когда я была моложе, то очень озаботилась тем, как выгляжу со стороны и нравлюсь ли людям. А теперь я - это я, и моя творческая сторона даже сильнее, чем несколько лет назад".
Смиткин держит в руках какую-то разноцветную материю. "Однажды я нашла на улице зонт, - рассказывает она. - Мне понравился цвет, и я сделала из него этот шарф".
Коэн с энтузиазмом поддерживает женщину: "Я в восторге от ее экспрессивного стиля. Илона умеет привлечь внимание, но у нее это получается естественно, в отличие от молодых людей, которые лезут из кожи вон, чтобы их заметили".
Он разворачивает большой плакат с ее фото.
Это портрет крупным планом, Смиткин на нем закутана в боа: пурпурные перья переходят в пламенные локоны. Над легкой улыбкой - огромные солнечные очки в стиле 60-х, желтая оправа которых контрастирует с глянцевой помадой.
Коэн принес этот файл не в качестве сувенира, который старушка повесит на стену. Она работает в большом мире: рекламирует всемирно известный бренд. Очки Karen Walker носят стиляги, их любит молодежь, но в этом году лицами фирмы стали модели Коэна - в возрасте от 80 до 93 лет.
Их морщины не стирали в "Фотошопе", им не тонировали пигментные пятна, не размывали фото, чтобы женщины казались моложе. И эта рекламная кампания стала самой успешной в истории бренда.
"Мы подчеркивали не возраст, мы хотели подчеркнуть оптимизм, - объясняет новозеландская дизайнер Карен Уолкер. - Реакция молодых клиентов была единодушной: все сказали, что в старости хотят быть, как эти женщины. А пожилые клиенты были довольны, что прожектор моды вернулся наконец и к ним".
Далее мы с Коэном едем в квартиру в центре Манхэттена, чтобы показать эту же фотосессию 80-летней Джойс Карпати.
Она внимательно изучает свои портреты. Голову Джойс украшает серебряная коса, на носу - блестящие розовые очки. У нее стиль Софи Лорен или Одри Хепберн: серо-черные тона, благородная осанка и жемчуг.
Карпати - бывшая фэшн-редактор и руководитель отдела рекламы в Cosmopolitan. Ей прекрасно известно, что индустрия моды ориентируется на молодых-безупречных и игнорирует пожилых женщин - и как образ, и как потребителей. Держа на коленях собственные рекламные снимки, он размышляет, может ли измениться эта ситуация.
"Все кампании адресованы молодым. Когда рекламисты все же пытаются продать что-то пожилым, это делается под лозунгом "антистарение", - говорит Карпати. - Я ненавижу само слово "антистарение". Оно посылает людям неправильную установку. Почему не сказать "будь красивой всю жизнь" или "будь красивой всегда!"?
Коэн тоже чувствует эту несправедливость. Он говорит, что бабушка по материнской линии была его вдохновительницей и другом, и его всегда интересовали пожилые люди и их опыт.
bbc.co.uk
Как оказалось, многие разделяют этот интерес: блог "Зрелый стиль" посетили уже 10 млн человек. Вскоре выйдет в свет альбом фотографий Коэна и документальный фильм о его героинях. Также он планирует издать детские раскраски про стариков.
"Мои персонажи будут сильными и интересными личностями, - рассказывает он. - Я хочу, чтобы дети смотрели на старость более позитивно, вместо того, чтобы волноваться о морщинах".
Между тем, рекламный мир начинает меняться. После Karen Walker модели Коэна появились в рекламе Coach и Lanvin. "Я хотел показать иное старение, чем то, которое мы видим в СМИ, - говорит Коэн, - хотел показать творческих, энергичных людей, чтобы зрители поняли: мы не теряем, становясь старше, а наоборот - находим".
Прогуляйтесь с фотографом по улицам Манхэттена, и вы поймете, какой типаж он ищет. На Мэдисон-авеню хватает пожилых дам, увешанных бижутерией и разноцветными мехами. Они не привлекают внимание Коэна.
На мгновение он заинтересовывается элегантной седой женщиной, лицо которой скрывается за широкими полями шляпы. Фотограф перебегает дорогу - сигналят такси, камера рискованно болтается на ремешке. Но женщина его разочаровывает. "Она выглядит прекрасно, но это дело рук косметологов, - вздыхает он. - А мне нужна изысканная и одновременно естественная старость".
Коэн фотографирует стариков, которые имеют выразительный стиль - безразлично, классический он, нонконформистский или ультрасовременный.
"Но прежде всего, я ищу сильных, уверенных в себе людей, потому что они - образцы для подражания. Меня интересует бабушка, которая, может, и не бросается никому в глаза, но по-особому повязывает шарфик или заламывает шляпу".
Посредине 62-й улицы он замирает, увидев женщину с палочкой. Из-под ее шерстяной шапки выбиваются седые пряди, под коричневым пуховиком - что-то канареечно-желтое. "Ого, - говорит Коэн, направляясь к ней. - Держу пари, это платье у нее еще с пятидесятых годов".
Он представляется, и ее настороженность сменяется улыбкой. Коэн просит женщину расстегнуть пальто, чтобы было лучше видно платье, и фотографирует ее. Ей 102 года, но она позирует так, будто делает это ежедневно.
Источник: BBC Україна