ГлавнаяLifestyleПутешествия
 

Пять бриллиантов в короне: русские цари и вюртембергские королевы

8 октября 2013, 14:11
0
130
Пять бриллиантов в короне: русские цари и вюртембергские королевы
Фото: landesmuseum-stuttgart.de

О том, как породнились дом Романовых и вюртембергская династия, рассказывает великолепная выставка в Штутгарте. На ее открытии побывал корреспондент DW.

Географическая карта Европы, на который выделены огромная Российская империя и крошечное по сравнению с ней королевство Вюртемберг, и обитые бархатом пять старинных кресел встречают посетителя выставки в штутгартском Landesmuseum W?rttemberg. Ее название дословно переводится так: "В блеске царей. Романовы, Вюртемберги и Европа". Пять пустых кресел посвящены пяти героиням выставки: вюртембергским принцессам Софии-Доротее (Sophie Dorothee von W?rttemberg), ставшей женой Павла I, и Шарлотте (Charlotte Marie von W?rttemberg), супруге великого князя Михаила, брата Александра I и Николая I, а также великим княжнам Ольге, Екатерине и Вере Романовым, которые были замужем за вюртембергскими монархами.

Не забывайте о страждущих

На великолепной как по богатству и разнообразию экспонатов, так и по концепции выставке, которую штутгартские искусствоведы и историки готовили вместе с российскими коллегами три с половиной года, рассказывается о том, как все эти пять необыкновенных женщин соединили два народа, две страны и, если хотите, две истории. Так, Шарлотта Вюртембергская - в православии Елена Павловна, которая вышла замуж в 17 лет и прожила в России полвека, была одной из самых знаменитых в ее истории покровительниц искусств. Ее салон в Михайловском замке вошел в легенду, ее музыкальные вечера собирали не только выдающихся композиторов и исполнителей (таких, например, как Антон Рубинштейн и Рихард Вагнер (Richard Wagner), но также литераторов, ученых, политиков, знаменитых путешественников. Елена Павловна страстно выступала против крепостного права и еще за несколько лет до его отмены отпустила на волю всех своих крестьян.

Кстати говоря, чтобы посетителей выставки не ослепляли блеск и гламур живописных полотен, платьев, предметов туалета, сервизов и тому подобного, в каждом зале экспозиции сделаны черно-белые ниши, уводящие, так сказать, в жестокий мир за стенами дворцов. Здесь - страдающий от неурожая Вюртемберг, обнищавшие российские крепостные, раненые и убитые Крымской войны...

Все пять героинь выставки никогда не забывали о страждущих и прославились своей широкомасштабной благотворительной деятельностью. Прочные традиции заложила в этой сфере в России София-Доротея, получившая, крестившись второй раз по православному обряду, имя Марии Федоровны. Ее выбрала для своего сына Павла сама Екатерина Великая. "Она - такая, как мы хотели…" - восторженно писала Екатерина в одном из частных писем, ближе узнав невестку.

"Нет" Наполеону

Не посрамила доброе имя великой бабки и названная в ее честь великая княжна Екатерина, дочь императрицы Марии Федоровны и сестра русских царей Александра I и Николая I, ставшая вюртембергской королевой. Она могла бы получить французскую корону, поскольку к ней сватался "сам" Наполеон, но гордая Екатерина отказала "узурпатору" и вышла замуж за герцога Георга Ольденбургского (Georg von Oldenburg), ставшего тверским генерал-губернатором. Во время войны с Наполеоном он заразился тифом после посещения военного лазарета и умер. Екатерина овдовела. Ей посчастливилось влюбиться снова - и влюбить в себя Вильгельма Вюртембергского (Wilhelm I. von W?rttemberg) . Тот даже аннулировал свой предыдущий брак для того, чтобы жениться на Екатерине: довольно редкий случай.

В Штутгарте Екатерина застала запустение и голод. Наполеоновские войны и природные катастрофы (из-за извержения вулкана на Суматре Вюртембергу пришлось пережить лето без солнца и страшный неурожай) разорили когда-то процветавшее королевство. Молодая Екатерина, которая привезла из России богатое приданое и была по характеру очень деятельным человеком, стала истинной спасительницей Вюртемберга. Она навсегда вписала свое имя в его историю, и ее здесь очень почитают.

О приданом Екатерины можно судить в экспозиции по огромному голубому сапфиру в обрамлении 14 бриллиантов, которое подарил своей любимой сестре император Александр, и по роскошному сервизу из чистого золота. Обычно принцессы дома Романовых, выходившие замуж "на сторону", получали в качестве приданого миллион рублей серебром. Екатерина получила два. Но жила она в Вюртемберге более чем скромно, расходы на содержание двора и на репрезентативные проекты были резко сокращены. Вместо этого Екатерина Павловна организовала ввоз зерна из России, начала создавать по всему королевству общественные столовые для бедных и приюты для сирот.

Благодаря ей в Штутгарте были открыты больница для бедных и институт для девушек (они существуют до сих пор и носят имя Екатерины: Katharinenhospital и Katharinenstift), создана "народная" сберегательная касса, Высшая сельскохозяйственная академия... Центральный благотворительный союз определял экономическую политику страны, а главной ее благотворительницей стала Екатерина. Причем она не просто раздавала милостыню. Ее главный девиз был: "Лучше помочь людям заработать самим, чем подавать им милостыню".


Фото: landesmuseum-stuttgart.de

Екатерина очень много сделала всего за три года, которые прожила в Вюртемберге. В январе 1819 года она неожиданно умерла. Эта потрясшая всех смерть молодой женщины, которой было чуть больше 30 лет, породила множество легенд. Ходил слух, что королева застала мужа с любовницей и скончалась от потрясения. Как бы там ни было, но король-вдовец увековечил память Екатерины, построив возвышающуюся над долиной реки Некар усыпальницу - православную часовню в виде античного храма - и повелел выбить над входом слова: "Любовь никогда не умрет".

Обо всем этом, кстати, рассказывает брошюра, которая является путеводителем по выставке. Привычных подписей под экспонатами нет - только цифры. По цифре и находишь в этой брошюре информацию об экспонате и связанные с ним истории, которые на табличке с подписью просто не поместились бы. Превосходная идея!

Русские иконы в немецком дворце

Мы узнаем, например, что в отличие от ее матери, вюртембергской принцессы, вышедшей замуж за российского императора Павла I, Екатерине, как и другим принцессам из дома Романовых, не пришлось в либеральном протестантском Вюртемберге отказываться от своей веры. Она осталась православной, и в экспозиции представлены ее домашние иконы и дарохранительница. Среди 500 экспонатов выставки - свадебные венцы православного обряда великой княжны Веры и Евгения Вюртембергского (Eugen von W?rttemberg), один из них - на заглавном снимке к статье, и акварельный рисунок дочери Николая I Ольги с изображением ее православной молельни...

Ольга, которая вышла замуж за наследного принца Карла Вюртембергского (Karl von W?rttemberg) в 1846 году и стала королевой Вюртемберга спустя почти 20 лет, была не слишком счастлива в браке. Среди образцов ее богатого приданого, вошедшего в экспозицию и, кстати говоря, выставленного в свое время по желанию Ольги напоказ для того, чтобы продемонстрировать народу, - столовый сервиз с монограммами на 120 персон, расписанные золотом фарфоровые вазы, бронзовые канделябры и огромная кровать...

Кровати дарились с понятным и вовсе не стыдным для тех времен намеком на скорое рождение наследника престола. Но детей у Ольги, муж которой к ней довольно скоро охладел, не было, от чего она очень страдала. Она также прославилась своей благотворительной деятельностью (в частности, открыла в Штутгарте детскую больницу, которая существует поныне и носит ее имя), но ребенка в доме не хватало, и в конце концов Ольга удочерила свою племянницу Веру, дочь великого князя Константина.

По понятным причинам экспонаты выставки в Штутгарте рассказывают о жизни Ольги и Веры особенно подробно: речь здесь уже идет о второй половине XIX и начале XX веков, многое сохранилось. Поэтому мы видим не только предметы из упомянутого сервиза или роскошный малахитовый письменный прибор, но и шелковое платье Ольги с золотым шитьем, ее домашние тапочки, капор, набор акварельных красок (Ольга много и хорошо рисовала акварелью), личные письма... А во времена Веры пришла эпоха фотографии, которой, кстати говоря, сама бывшая русская великая княжна очень увлекалась: она вообще с большим интересом относилась к достижениям технической революции, которыми так богата была эпоха. И первые кинофильмы в Германии показала именно она.

Вера умерла в 1912 году, а в 1918-м, спустя год после свержения династии Романовых в России, после демонстраций в Штутгарте отрекся от престола и король вюртембергский Вильгельм - "с тяжелым сердцем", как он писал в своем обращении, и "не желая стоять на пути свободного волеизъявления народа".

Источник: Русская служба DW

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Loading...

Корреспондент.net в cоцсетях