Корреспондент.net,
28 декабря 2005, 11:27
Газовая война между Россией и Украиной имеет сугубо экономический подтекст, а ключ к конфликту находится на Нью-Йоркской фондовой бирже, считает глава Департамента политического консалтинга MARTIN group Тарас Березовец.
Он напомнил, что "Газпром" планирует либерализовать свои акции путем увеличения количества ADR (Американские депозитарные расписки), в результате чего доля акций в виде расписок увеличится с 4,42% до максимальных 40%. Соответствующий указ 23 декабря нынешнего года подписал президент России Владимир Путин.
При этом, согласно действующим правилам ADR, список владельцев депозитарных расписок может быть засекречен, что создает возможности для Кремля легализировать свои капиталы.
"Газпром" совместно с Bank of New York обсуждают мероприятия по запуску новой программы ADR концерна. В рамках реализации новой стратегии "Газпрому" необходимо повысить стоимость своих акций для того, чтобы сделать возможным свободную их продажу на мировых биржах.
Для этого необходимо увеличить доходы компании, чего, в свою очередь, можно достичь путем радикального повышения цены на газ. Увеличение цены для Украины является одним из главных этапов достижения поставленной цели, передает ЛІГАбізнесІнформ.
Окружение Путина контролирует компании ценой в $222 млрд
В прошлом году окружение президента Российской Федерации Путина контролировало важнейшие предприятия с активами на 222 млрд долларов и чистой прибылью 11 млрд долларов в год, пишет немецкая Frankfurter Allgemeine.
После разрушения концерна ЮКОС и вхождения его основной дочерней фирмы, нефтедобывающего предприятия "Юганскнефтегаз", в государственный нефтяной концерн "Роснефть" и при условии, что "Газпром" смог бы приобрести контролируемую олигархом Романом Абрамовичем нефтяную компанию "Сибнефть", государство получило бы контроль примерно над третью российской нефтяной отрасли с оборотом порядка 50 млрд долларов в год.
Благодаря подъему цен на нефть рост девяти государственных предприятий составил в прошлом году 27%, а их прибыль возросла на 51%, сообщает издание.
В число контролируемых "государственными олигархами" предприятий входят государственная авиакомпания "Аэрофлот", алмазодобывающие "Алмаз-Антей" и "Алроса", второй по значению российский банк "Внешторгбанк", а также "Газпром", "Роснефть", "Транснефтепродукт", "Российские железные дороги" и крупнейшая российская электрическая компания "ЕЭС России".
Здесь в одном ряду стоят государственная собственность и огосударствленная собственность, а среди "контролеров", которые почти сплошь являются председателями советов директоров, - глава администрации президента Дмитрий Медведев ("Газпром"), его заместители Игорь Сечин ("Роснефть") и Владислав Сурков ("Транснефтепродукт").
Российский министр финансов Алексей Кудрин - председатель наблюдательных советов в компании "Алроса" и во "Внешторгбанке". Вице-премьер Александр Жуков возглавляет совет директоров РЖД, чьим президентом является Владимир Якунин, который одновременно работает в контрольно-ревизионном управлении администрации президента Путина. Виктор Иванов, советник президента, является председателем совета директоров "Аэрофлота".
Экс-советник Владимира Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, почти лишенный влияния из-за своего критического отношения к действиям государства в отношении ЮКОСа, считает эту концентрацию важнейших предприятий в руках государства ненормальной для экономики. Вышеназванные предприятия, несмотря на внушительные прибыли, являются далеко не самыми эффективными, как показало исследование рентабельности газового монополиста "Газпрома".
Холдинг "Ростелеком", ключевое звено в скандале с отмыванием денег немецким Commerzbank. "Волна приватизации не прошла мимо Петербурга. Молодой государственный чиновник по имени Герман Греф был ответственным за приватизацию в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга. Чиновник по имени Леонид Рейман осуществил приватизацию петербургского телекоммуникационного сектора; это, как видно сегодня, оказалось очень выгодным бизнесом, приносящим миллиарды. А без визы заместителя мэра Владимира Путина была невозможна продажа ни одного государственного предприятия в городе на Неве. Сегодня Греф занимает пост министра экономического развития, Рейман - министра связи, а Путин - кресло президента.... Ходят разговоры о петербургской диаспоре в Кремле и о компании Kreml & Co. - неформальном объединении компаний в области транспорта, нефтяной и газовой промышленности и телекоммуникаций", - пишет Die Welt.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s, опубликовавшее в июне доклад о прозрачности российского госсектора, отмечало многочисленные нарушения в работе госкомпаний. Главная претензия: использование личного влияния чиновников для решения с помощью компаний некоммерческих целей. Так обтекаемо формулируется суть дела ЮКОСа.
Агентство осуждает "тенденцию российского правительства и отдельных государственных чиновников использовать свое влияние на такие компании в политических или личных целях, которые зачастую коммерчески не мотивированы и не соответствуют интересам инвесторов".
Как наиболее показательный Standard & Poor"s приводит случай с покупкой в декабре прошлого года главного филиала ЮКОСа "Роснефтью" - ведущей государственной нефтяной компанией. Это приобретение названо сомнительным, так как оно состоялось в ходе аукциона, итоги которого были явно заранее предрешены Кремлем в рамках налоговых преследований этой частной компании и ее знаменитого владельца, но сделало возможным создание государственного энергетического "полюса".
"Это один из наиболее спорных примеров влияния государства на политику компании из имевших место в прошлом году", - подчеркивается в докладе. "Единственным официальным представителем российского государства, который публично признался, что ему известны механизм сделки и ее посредник, был президент Владимир Путин", - напоминает Standard & Poor"s с почти не скрываемой иронией.
"Роснефть" - не единственный пример, приведенный авторами доклада, который дает оценку деятельности еще десяти компаний, более чем на 50% контролируемых государством. В частности, Standard & Poor"s критикует "Внешторгбанк" (подозреваемый в оказании помощи "Роснефти") - за недостаток информации о своей политике предоставления кредитов, "Аэрофлот" - за непрозрачность в принятии решения о строительстве нового терминала в Москве, а также электрическую монополию "ЕЭС России" - за отсутствия внятной информации о проводимой ею реформе этого сектора.